СТУДЕНЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: от выбора темы к реальному результату
ВЫБОР ТЕМЫ
Самый главный стратегический выбор, который вам предстоит сделать, — это выбор темы, на которую придется писать работу. От ее выбора зависит очень многое, если не все. Следует знать, что темы делятся на категории: одни из них требуют очень серьезной и глубокой работы плюс уже имеющейся общенаучной и культурной подготовки, другие являются типовыми и предполагают написание стандартной работы среднего уровня без особых затрат времени и сил. Третьи — просто откровенно легкие и браться за них могут только те студенты, которые уже заранее готовы смириться с позицией научной посредственности и не связывают свое профессиональное будущее с теорией.
Однако, оценивается любая из перечисленных категорий тем одинаково, по существующей пятибалльной шкале: за слабую работу по трудоемкой теме вам все равно поставят «тройку», а за блестящую, но по легкой — «пятерку».
Итак, наш первый вывод: для того чтобы правильно выбрать тему, нужно хорошо понимать, какая из них окажется лично для вас посильной, а для этого необходимо верно оценить свои силы и возможности.
В студенческом возрасте эта задача не из легких. Как правило, молодым людям присуща неустойчивая самооценка, которая при малейшей неудаче падает почти до абсолютного нуля, зато так же легко и поднимается до небес от любой похвалы. Конечно, студенты бывают разные. Некоторые из них с раннего возраста хорошо знают, чего хотят, достаточно теоретически подготовлены и уверены в своих силах. Студентам такого типа почти не нужен совет по выбору темы — у них есть сфера научных и учебных интересов, в которой они хорошо разбираются. Они всегда берутся за то, что им интересно, и обычно справляются с работой прекрасно.
Существует достаточно обширная категория студентов, которые, к сожалению, до поступления в вуз не успели толком понять, чего они, собственно, от учебы хотят. С одной стороны, многие ребята хорошо учились в школе и у них сформировались определенные интеллектуальные амбиции. Им хочется браться за трудные и перспективные темы, но прежде всего для того, чтобы успешно с ними справиться и добиться похвалы преподавателя. Самоутверждение их волнует гораздо больше, нежели тема как таковая. С другой стороны, часто о выбранной теме у студентов имеется лишь смутное представление, они недооценивают трудность и количество необходимых для ее освоения усилий. Именно такие студенты и составляют «группу риска». Существует большая вероятность того, что в процессе работы над выбранной престижной головоломной темой они столкнутся с проблемой несоответствия того, что у них получается, предъявляемым требованиям и наживут на этом психический стресс, который долго не пройдет и станет помехой в дальнейшей учебе.
Особенно уязвим на этот счет относительно немногочисленный тип студентов — идеалистов. Поступая в вуз, они обычно мечтают о том, что когда-нибудь совершат великое открытие, или, по крайней мере, мечтают полностью посвятить себя служению науке. У таких студентов, как правило, бывают завышенные требования к себе, диктующие им идти самым трудным путем, и одновременно ранимая психика, болезненно реагирующая не только на реальные, но и на кажущиеся неудачи. В неудачах они винят только себя, сразу делая глобальные выводы о своей неспособности к будущей профессии.
Наконец, очень многочисленная категория студентов в настоящее время вынуждена одновременно с учебой подрабатывать. Поэтому время, которое они могут уделить написанию курсовой работы или реферата, резко ограничивается по сравнению с возможностями более состоятельных студентов. Вообще многие студенты, в отличие от перечисленных выше типов, не придают письменным работам в вузе особого значения, рассматривая их просто как довольно обременительную необходимость. Они сознательно выбирают темы более простые, относятся к написанию работы легкомысленно, не связывая с ней свою самооценку.
Постарайтесь ясно осознать, отделив рациональную сторону вопроса от комплексов и эмоций, какие цели вы ставите перед собой и чего вы от себя в этой связи хотите: 1) вас интересует какая-то конкретная научная проблема, и хочется приблизиться к ней вплотную и попробовать свои силы в ее исследовании; 2) вы еще не определились с тем, что в вашей будущей специальности интересно, и готовы взяться за ту тему, которую вам советуют однокурсники или научный руководитель; 3) вы согласны написать, что угодно, только без особого труда и быстро, чтобы за вами не осталось учебной задолженности.