Обоснование выбора темы, особенности темы, художественная задача

Колледж музыкально-театрального искусства № 61

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Художественно-декоративное оформление пьесы М.А.Булгакова «Адам и Ева»


Специальность 070901 «Живопись»

Выполнила студентка 4-го курса

Молчанова А.С.

Руководитель:

Лотова В.А.

Преподаватель отделения «Театрально-декорационное искусство»

Допущена к защите _____ _______________ 20__г. Зав. отделением Мызина Н.Н. Дипломная работа защищена _____ _______________20__г. Оценка____________________

Москва, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Вводная часть

1.Обоснование выбора темы, особенности темы, художественная

задача………………………………………………………………….стр.3

2.Анализ подготовительного материала……………………………. стр.4

3.Состояние современного русского драматического театра……... стр.4

4.Основные характеристики цветового и стилевого решения

спектакля…………………………………………………………….. стр.5

5.Значение декораций и костюма во внешней форме спектакля….. стр.5

Теоретический раздел

1.Краткие сведения об авторе пьесы и его времени……………….. стр.9

2.Разбор драматургического произведения и его идейное

содержание………………………………………………………… стр. 13

3.Связь оформления с жанром спектакля, языком пьесы,

стилем эпохи……………………………………………………….. стр.14

4.Роль и место костюма в общем сценическом оформлении

данного спектакля…………………………………………………. стр.14

5.Работа над эскизами, читка пьесы, изучение иконографического материала, эпоха, стиль, мода, предметы быта. Изучение изобразительного материала (картины, гравюры, репродукции, скульптура)……………………. стр.16

6.Поиски образного решения, связь графического решения с общим

стилем спектакля…………………………………………………… стр.17

3.Библиографический раздел. ……………………………………..стр.18

4.Список приложений…………………………………………….... стр.18

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Обоснование выбора темы, особенности темы, художественная задача

Выбор темы для дипломного проекта был обусловлен желанием поработать с драматическим произведением начала ХХ-го века.

Немаловажную роль здесь сыграл художественный стиль, зародившийся в эпоху НЭПа. Конструктивизм давно привлекал меня простотой своих форм, чёткостью и даже грубостью линий, лаконичностью цвета. Эти особенности конструктивизма дают, как я предполагаю, значительную свободу художественной мысли.

Определившись со стилем, я обратилась к авторам того времени. Выбор почти сразу пал на Михаила Афанасьевича Булгакова, одного из ярчайших русских писателей. Интерес к его творчеству возник довольно давно. И когда появилась возможность поработать над его пьесой в качестве театрального художника, я незамедлительно ею воспользовалась.

Пьеса-утопия «Адам и Ева» – фантастическое произведение, затрагивающее вечные проблемы добра и зла и показывающее размышления человека о том, кто он есть и каково его место в этом мире, актуально и в настоящее время. Современный мир нестабилен, его сотрясают войны и стихийные бедствия, проводятся испытания мощнейшего и тайного оружия, последствия применения которого ужасают. Правительства разных стран мало интересуются судьбой своих народов и заботятся лишь о собственной прибыли.

Тогда, в начале 30-х годов прошлого века, ощущение грядущей войны было невероятно острым. Таким же оно остаётся и по сей день.

Глобальность катастрофы не только в одном конкретно взятом городе, но и в сознании каждого человека дала мне большие возможности в решении пространства сцены и проработке костюмов.

Моей основной задачей было отразить в работе зыбкость бытия и его непостоянство. Люди возводят города, обустраивают быт, порой не подозревая, что всё может мгновенно рассыпаться в пыль: стоит лишь одному человеку, наделённому властью, захотеть этого.

Однако человечество умеет приспосабливаться к любым условиям и упорно строит на месте руин новые жилища, одно поколение сменяет другое, жизнь продолжается несмотря ни на что.

Один из эпиграфов, придуманных самим драматургом, таков: «...и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни Земли сеяние и жатва не прекратятся». (Из неизвестной книги, найденной Маркизовым.) По стилистике он напоминает библейские тексты.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Языком пьесы, стилем эпохи

Конструктивизм в качестве стиля исполнения был выбран не случайно. В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить…производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе. Именно этим желанием строительства «новизны» одержимы практически все персонажи пьесы. И именно об этом ведёт речь автор. Если серьезно поразмышлять, то у этой идеи обнаружатся весьма сомнительные свойства.

4. Роль и место костюма в общем сценическом оформлении

Данного спектакля

Театральный костюм – это совокупность, целостный ансамбль предметов одежды, грима, причёски, знаков различия. Костюм характеризует человека – его возраст, иногда национальность, профессию, материальное положение, а так же черты характера и даже политические убеждения.

В создании костюмов я опиралась на моду 30-х годов. Однако мне хотелось, чтобы стиль того времени лишь угадывался, не был навязчивым, а одежда героев была простой и максимально подчёркивала их характер, род деятельности и положение в обществе.

Кроме того, я старалась сделать костюмы яркими, запоминающимися и немного необычными. А поскольку произведение полуфантастическое, это было не только уместно, но скорей даже и необходимо.

Костюмы главных героев – Адама и Евы объединены общим растительным мотивом – большим красным цветком, символизирующим их связь, а так же намекающим на положение «первых людей», близких к природе, всему первородному. Платье Евы простого фасона, силуэт, а так же плавность линий выдают некоторую легкомысленность её натуры и склонность к авантюрам. Образ Адама значительно грубее. Поначалу создаётся впечатление, что он – выходец из народных низов, простой рабочий. Однако выглядывающий из-под кителя галстук говорит о принадлежности Адама к категории людей, занимающихся умственным трудом, к интеллигенции. То же можно сказать и об образе академика Ефросимова, хотя в целом он одет на заграничный манер. Академик – сутулый, долговязый и нелепый тип, в костюме и при галстуке. Носит шляпу.

В противовес благообразному учёному Маркизов, «изгнанный из профсоюза», – бездельник и антисоциальный тип. В его образе присутствует небрежность и насмешка над буржуазией и интеллигенцией: пенсне, пальто с меховым воротом. Бутылка в кармане говорит о пристрастии к выпивке, а газета – об интересе к тому, что происходит в мире и о тяге к знаниям, хотя бы к какой-то сиюминутной информации.

Дараган – авиатор, и костюм в полной мере отражает род его деятельности. Он одет в длинный плащ и сапоги, на голове у него военная фуражка и лётные очки. За спиной – самолёт, являющийся частью его костюма. Голубь на груди – символ мира, и он не случаен. Подобно голубю авиатор приносит весть о том, что где –то совсем близко «земля», жизнь, тем самым даря остальным героям надежду на спасение.

Поиски образного решения,

Колледж музыкально-театрального искусства № 61

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Художественно-декоративное оформление пьесы М.А.Булгакова «Адам и Ева»


Специальность 070901 «Живопись»

Выполнила студентка 4-го курса

Молчанова А.С.

Руководитель:

Лотова В.А.

Преподаватель отделения «Театрально-декорационное искусство»

Допущена к защите _____ _______________ 20__г. Зав. отделением Мызина Н.Н. Дипломная работа защищена _____ _______________20__г. Оценка____________________

Москва, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Вводная часть

1.Обоснование выбора темы, особенности темы, художественная

задача………………………………………………………………….стр.3

2.Анализ подготовительного материала……………………………. стр.4

3.Состояние современного русского драматического театра……... стр.4

4.Основные характеристики цветового и стилевого решения

спектакля…………………………………………………………….. стр.5

5.Значение декораций и костюма во внешней форме спектакля….. стр.5

Теоретический раздел

1.Краткие сведения об авторе пьесы и его времени……………….. стр.9

2.Разбор драматургического произведения и его идейное

содержание………………………………………………………… стр. 13

3.Связь оформления с жанром спектакля, языком пьесы,

стилем эпохи……………………………………………………….. стр.14

4.Роль и место костюма в общем сценическом оформлении

данного спектакля…………………………………………………. стр.14

5.Работа над эскизами, читка пьесы, изучение иконографического материала, эпоха, стиль, мода, предметы быта. Изучение изобразительного материала (картины, гравюры, репродукции, скульптура)……………………. стр.16

6.Поиски образного решения, связь графического решения с общим

стилем спектакля…………………………………………………… стр.17

3.Библиографический раздел. ……………………………………..стр.18

4.Список приложений…………………………………………….... стр.18

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Обоснование выбора темы, особенности темы, художественная задача

Выбор темы для дипломного проекта был обусловлен желанием поработать с драматическим произведением начала ХХ-го века.

Немаловажную роль здесь сыграл художественный стиль, зародившийся в эпоху НЭПа. Конструктивизм давно привлекал меня простотой своих форм, чёткостью и даже грубостью линий, лаконичностью цвета. Эти особенности конструктивизма дают, как я предполагаю, значительную свободу художественной мысли.

Определившись со стилем, я обратилась к авторам того времени. Выбор почти сразу пал на Михаила Афанасьевича Булгакова, одного из ярчайших русских писателей. Интерес к его творчеству возник довольно давно. И когда появилась возможность поработать над его пьесой в качестве театрального художника, я незамедлительно ею воспользовалась.

Пьеса-утопия «Адам и Ева» – фантастическое произведение, затрагивающее вечные проблемы добра и зла и показывающее размышления человека о том, кто он есть и каково его место в этом мире, актуально и в настоящее время. Современный мир нестабилен, его сотрясают войны и стихийные бедствия, проводятся испытания мощнейшего и тайного оружия, последствия применения которого ужасают. Правительства разных стран мало интересуются судьбой своих народов и заботятся лишь о собственной прибыли.

Тогда, в начале 30-х годов прошлого века, ощущение грядущей войны было невероятно острым. Таким же оно остаётся и по сей день.

Глобальность катастрофы не только в одном конкретно взятом городе, но и в сознании каждого человека дала мне большие возможности в решении пространства сцены и проработке костюмов.

Моей основной задачей было отразить в работе зыбкость бытия и его непостоянство. Люди возводят города, обустраивают быт, порой не подозревая, что всё может мгновенно рассыпаться в пыль: стоит лишь одному человеку, наделённому властью, захотеть этого.

Однако человечество умеет приспосабливаться к любым условиям и упорно строит на месте руин новые жилища, одно поколение сменяет другое, жизнь продолжается несмотря ни на что.

Один из эпиграфов, придуманных самим драматургом, таков: «...и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни Земли сеяние и жатва не прекратятся». (Из неизвестной книги, найденной Маркизовым.) По стилистике он напоминает библейские тексты.

Наши рекомендации