Схема психолого-педагогической характеристики класса.

ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В 9 СЕМЕСТРЕ

Изучение межличностных отношений в классном коллективе.

Цель - развитие понятия о неформальных межличностных отношениях учащихся.

Задачи:

- операционализация понятий о социальном статусе личности ученика;

- развитие компетентности педагога в области межличностных отношений.

Схема психолого-педагогической характеристики класса.

1.Общие сведения об учениках класса.

2.Учебная мотивация

3.Познавательная сфера школьников:

4.Особенности личности школьников:

5.Межличностные отношения:

6.Общение школьников со взрослыми:

7.Трудовая деятельность:

8.Формы досуга, увлечения

9.Выводы и рекомендации

План психологической характеристики школьного класса

  1. Общие сведения о классе:

- количество учеников, и их возраст;

- специфика учебного заведения;

- профильный или обычный класс;

- социальное происхождение школьников (из семей рабочих, служащих, интеллигенции и др.);

- материальная обеспеченность семей, жилищные условия;

- состояние здоровья учащихся.

  1. Учебная мотивация

- мотивация учения (какие мотивы преобладают - внешние или внутренние);

- отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное), отметить, если есть любимые предметы;

- отношение к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям (активно-положительное, пассивно-положительное, пассивно-отрицательное, активно-отрицательное, безразличное);

- выполнение своих учебных обязанностей (аккуратное, небрежное, нерегулярное и т.д.);

- показатели успеваемости по разным предметам;

- уровень интеллектуальной активности на уроке;

- владение навыками самостоятельного умственного труда;

- проявление возрастных особенностей учеников в учебной деятельности и отношении к учителям;

- проявление индивидуальных особенностей учеников в учебной деятельности (характер, темперамент, способности).

  1. Познавательная сфера школьников:

- внимание (устойчивость, переключаемость, распределение и т.д.; указать на каких предметах внимание наиболее устойчиво, на каких не устойчиво);

- память (какой вид памяти преобладает);

- общий уровень умственного развития, кругозор, эрудиция;

- особенности речевого развития;

- воображение (степень выраженности творческих способностей, у каких учеников наиболее ярко проявляются творческие способности, в каких видах деятельности);

- проявление возрастных особенностей в познавательной сфере учеников данного класса.

4. Особенности личности школьников:

- типы темпераментов, особенности характеров учеников;

- эмоции (степень выраженности эмоциональных проявлений, как часто возникают конфликтные эмоциональные состояния, уровень тревожности по классу в целом);

- самооценка школьников, уровень притязаний.

5. Межличностные отношения:

- сплоченность группы;

- ценностные ориентации, ценностно-ориентационное единство, т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок;

- потребность в общении;

- стиль общения школьников (сотрудничество или соперничество);

- преобладающие формы поведения во взаимоотношениях (внимательность, чуткость, эгоизм, высокомерие, жестокость, агрессивность и т.д.);

- способность к эмпатии;

- конфликтность (указать наиболее конфликтных школьников, причины возникновения конфликтов);

- микрогруппы в составе целого класса, их лидеры;

- отношения школьников к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно);

- проявление возрастных особенностей учеников данного класса в сфере общения.

6. Общение школьников со взрослыми:

- особенности взаимоотношений школьников с педагогами (стиль общения, конфликтность, влияние возрастных особенностей и т.д.);

- особенности общения с родителями.

7. Трудовая деятельность:

- отношение школьников к общественному труду;

- роль при выполнении общественного труда (инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель и др.);

- качества характера, проявляемые при выполнении трудовых действий (трудолюбие, добросовестность, организованность, леность и т.д.).

8. Формы досуга, увлечения:

- занятия школьников во внеурочное время;

- наличие устойчивого интереса к какой-либо отрасли знаний, науке или отсутствие интересов;

- занятия в кружках и спортивных секциях;

- чтение литературы.

9. Выводы и рекомендации:

Вывод по всем разделам с обобщением сильных и слабых сторон коллектива школьников. Прогноз относительно дальнейшего развития школьников и классного коллектива в целом. Рекомендации учителю и родителям по обучению и воспитанию учеников данного класса.

Методики исследования:

Ключ

Мотивы Номера ответов
Познавательные 2 9 15
Коммуникативные 3 10 16
Эмоциональные 1 8 21
Саморазвития 6 13 19
Позиция школьника 7 14 20
Достижения 5 12 18
Внешние (поощрения, наказания) 4 11 17

Обработка результатов.

Балльные оценки за ответы учащихся выставляются следующим образом.

За пункт №1 – первый вариант – 5 баллов, второй -4, третий – 3, четвертый 2, пятый – 1 балл.

3а пункт №2 – первый вариант – 1 балл, второй – 2, третий – 3, четвертый 4, пятый 1.

За пункт №3 – первый вариант - 3 балла, второй – 2, третий – 1 балл.

За пункт №4 – первый вариант - 3 балла, второй вариант – 2, третий вариант – 1 балл.

За пункт №5 –первый вариант – 3 балла, второй вариант – 2 балла, третий вариант -1 балл.

Подсчитывается сумма баллов по всем пунктам. Она колеблется от 5 баллов – самая неблагоприятная групповая

сплоченность – до 18 баллов – самая благоприятная.

Анализируются школьники с крайними оценками.

Рассматривается распределение по отдельным пунктам. Низкие ответы по какому-либо пункту позволяют выявить

проблемы, являющиеся источниками напряженности в классе.

ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В 9 СЕМЕСТРЕ

Изучение межличностных отношений в классном коллективе.

Цель - развитие понятия о неформальных межличностных отношениях учащихся.

Задачи:

- операционализация понятий о социальном статусе личности ученика;

- развитие компетентности педагога в области межличностных отношений.

Схема психолого-педагогической характеристики класса.

1.Общие сведения об учениках класса.

2.Учебная мотивация

3.Познавательная сфера школьников:

4.Особенности личности школьников:

5.Межличностные отношения:

6.Общение школьников со взрослыми:

7.Трудовая деятельность:

8.Формы досуга, увлечения

9.Выводы и рекомендации

План психологической характеристики школьного класса

  1. Общие сведения о классе:

- количество учеников, и их возраст;

- специфика учебного заведения;

- профильный или обычный класс;

- социальное происхождение школьников (из семей рабочих, служащих, интеллигенции и др.);

- материальная обеспеченность семей, жилищные условия;

- состояние здоровья учащихся.

  1. Учебная мотивация

- мотивация учения (какие мотивы преобладают - внешние или внутренние);

- отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное), отметить, если есть любимые предметы;

- отношение к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям (активно-положительное, пассивно-положительное, пассивно-отрицательное, активно-отрицательное, безразличное);

- выполнение своих учебных обязанностей (аккуратное, небрежное, нерегулярное и т.д.);

- показатели успеваемости по разным предметам;

- уровень интеллектуальной активности на уроке;

- владение навыками самостоятельного умственного труда;

- проявление возрастных особенностей учеников в учебной деятельности и отношении к учителям;

- проявление индивидуальных особенностей учеников в учебной деятельности (характер, темперамент, способности).

  1. Познавательная сфера школьников:

- внимание (устойчивость, переключаемость, распределение и т.д.; указать на каких предметах внимание наиболее устойчиво, на каких не устойчиво);

- память (какой вид памяти преобладает);

- общий уровень умственного развития, кругозор, эрудиция;

- особенности речевого развития;

- воображение (степень выраженности творческих способностей, у каких учеников наиболее ярко проявляются творческие способности, в каких видах деятельности);

- проявление возрастных особенностей в познавательной сфере учеников данного класса.

4. Особенности личности школьников:

- типы темпераментов, особенности характеров учеников;

- эмоции (степень выраженности эмоциональных проявлений, как часто возникают конфликтные эмоциональные состояния, уровень тревожности по классу в целом);

- самооценка школьников, уровень притязаний.

5. Межличностные отношения:

- сплоченность группы;

- ценностные ориентации, ценностно-ориентационное единство, т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок;

- потребность в общении;

- стиль общения школьников (сотрудничество или соперничество);

- преобладающие формы поведения во взаимоотношениях (внимательность, чуткость, эгоизм, высокомерие, жестокость, агрессивность и т.д.);

- способность к эмпатии;

- конфликтность (указать наиболее конфликтных школьников, причины возникновения конфликтов);

- микрогруппы в составе целого класса, их лидеры;

- отношения школьников к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно);

- проявление возрастных особенностей учеников данного класса в сфере общения.

6. Общение школьников со взрослыми:

- особенности взаимоотношений школьников с педагогами (стиль общения, конфликтность, влияние возрастных особенностей и т.д.);

- особенности общения с родителями.

7. Трудовая деятельность:

- отношение школьников к общественному труду;

- роль при выполнении общественного труда (инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель и др.);

- качества характера, проявляемые при выполнении трудовых действий (трудолюбие, добросовестность, организованность, леность и т.д.).

8. Формы досуга, увлечения:

- занятия школьников во внеурочное время;

- наличие устойчивого интереса к какой-либо отрасли знаний, науке или отсутствие интересов;

- занятия в кружках и спортивных секциях;

- чтение литературы.

9. Выводы и рекомендации:

Вывод по всем разделам с обобщением сильных и слабых сторон коллектива школьников. Прогноз относительно дальнейшего развития школьников и классного коллектива в целом. Рекомендации учителю и родителям по обучению и воспитанию учеников данного класса.

Методики исследования:

Наши рекомендации