Постановка проблемы исследования

Любое научное исследование затевается с целью решения какой-либо научной проблемы.

Проблема – результат осознания какого-то объективного противоречия.

В качестве такого противоречия может выступать:

1) несоответствие между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями;

2) противоположность различных точек зрения на изучаемое явление или процесс;

3) объяснение одного и того же научного факта, исходя из противоположных позиций;

4) диалектическое противоречие в самой природе изучаемого явления или процесса.

Пример варианта формулировки проблемы: «Таким образом, можно констатировать противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно…».

Проблема исследования ставится исследователем самостоятельно, а не заимствуется как готовая формулировка. Это связано с тем, что постановка проблемы исследования является результатом теоретического анализа, проведенного студентом, и, главное, поставленная проблема должна разрешаться в рамках проводимого исследования. Иначе говоря, студент должен предложить решение поставленной проблемы.

Постановка проблемы является центральным пунктом, как программы исследования, так и работы в целом.

Результатом отсутствия постановки проблемы является низкий уровень осмысления изучаемого феномена, несоответствие цели и результатов работы, некорректный подбор методик исследования, а также неглубокая интерпретация полученных результатов.

Цель и задачи исследования

Цель исследования –ожидаемый результат работы, который позволит разрешить проблему, то ради чего проводится исследование.

Например, цель исследования – изучить различия во влиянии факторов (наличие предшествующего опыта взаимодействия с молодежными политическими движениями, уровень информированности о них индивидов, а также степень воспринимаемой целостности их движений) на процесс социальной категоризации молодежных политических движений.

После формулировки цели она должна быть конкретизирована в задачах исследования.

Задачи могут быть обозначены как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования.

В формулировках цель и задачи исследования обычно используются глаголы совершенного вида (определить, выявить, описать, доказать, подтвердить и т.д.).

Это позволит более объективно оценить, достигнута ли цель и решены ли поставленные задачи.

Задачи могут дифференцироваться в зависимости от материала, с которым приходится работать. В частности, в исследовании могут быть выделены теоретические задачи, связанные с проработкой и анализом теоретического материала, построением теоретических конструктов и.т.д., методологические задачи, имеющие отношение к разработке исследовательского инструмента, подбору адекватных методик и т.д. и эмпирические задачи, относящиеся к процессу организации и проведения исследования.

Например, в соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

Теоретические задачи

· Провести анализ основных отечественных и западных социально-психологических концепций процессов социальной категоризации, в частности социальной категоризации групп. Выделить основные факторы и компоненты, влияющие на категоризацию социальных групп.

· Сравнить существующие представления о ценности социальной группы. Выявить особенности восприятия социальной группы как целостного объекта и рассмотреть процесс социальной категоризации групп с разным уровнем воспринимаемой целостности.

Методологические задачи

· Разработать методический инструментарий адекватный для операционализации основных теоретических понятий.

· Разработать схему эмпирического исследования.

Эмпирические задачи

· Проверить предположение о различии влияния предшествующего опыта взаимодействия с молодежными политическими движениями и степени информированности о них на точность их категоризации.

· Проверить предположение об отсутствии различий в оценке целостности знакомых и незнакомых индивидам молодежных политических движений.

· Проверить предположение о том, что на оценку целостности социальной группы влияет степень согласованности знаний, включенных в представление о ней.

Наши рекомендации