Критерии оценки достоверности результатов исследований
Результат теоретического исследования – теория, концепция или какие-либо теоретические построения – конструкции должны отвечать следующим принципам-критериям, сформулированным для любых отраслей научного знания:
Предметность как признак научной теории означает, что вся совокупность понятий и утверждений научной теории должна относиться к одной и той же предметной области.Признак предметности не исключает того, что для объяснения одних и тех же явлений, процессов могут существовать несколько теорий (что соответствует принципу дополнительности ).
Полнота как признак теории означает, что эта теория должна охватывать (описывать) все явления, процессы из ее предметной области.
Непротиворечивость как признак теории означает, что все постулаты, идеи, принципы, модели, условия и другие структурные элементы данной теории логически не должны противоречить друг другу. Как известно, обнаружение противоречий в научных теориях и их разрешение выступает в качестве стимула их усовершенствования, развития или построения новых теорий.
Интерпретируемость как признак научной теории (в первую очередь это относиться к формальным теориям) означает, что теория должна обладать эмпирическим содержанием, должна предусматривать содержательную интерпретацию формальных результатов – без эмпирической интерпретации нет теории, поскольку в противном случае она превращается в простой набор знаков, формул.
Признак проверяемости научной теории характеризует ее с точки зрения содержательной истинности и способности. Естественно, полнота и непротиворечивость любой теории всегда будут относительными. Ведь даже в математике, как показано двумя известными теоремами К. Геделя, любая достаточно сложная теоретическая система будет, с одной стороны, неполна, с другой стороны – ее непротиворечивость не может быть полностью доказана в рамках данной системы.ее к развитию, усовершенствованию.
Проверяемость выступает как установление соответствия содержания положений теории свойствам, отношениям реальных объектов. Во многих случаях решающим способом такого установления является проверка.
ЛЛЛЛЛЛЛ
Логическая структура научной деятельностиРазработка логики и структуры научного исследования сложное и трудоемкое дело. Она сопутствует всему процессу исследования, т.к. характер и последовательность решения задач во многом предопределяется полученными в ходе поиска результатами и неизбежными затруднениями. Однако основную работу по конструированию будущего изыскания необходимо проделать заранее.
Логика любого научного исследования, хотя и не строго однозначна, но во многом определена заранее. Она основывается на законах мыслительной деятельности человека при поиске новых знаний. Структура же каждой в отдельности научной работы может иметь свои различия, но она обязательно должна опираться на логику поиска.
Структура научного исследования может быть представлена в виде ряда этапов, которые логически связаны между собой и только решение предыдущего позволяет с уверенностью и знанием дела переходить к следующему. Хотя в принципе каждый этап имеет самостоятельную структуру, свои задачи, которые могут решаться последовательно, параллельно, а иногда и в обратном порядке.
Логическая схема педагогического исследования:
1. Концепция- теория - гипотеза;
2. Перевод ключевых слов в измеряемые показатели - индикаторы:
3. Определение объекта и предмета наблюдения;
4. Наблюдение до введения экспериментального стимула;
5. Наблюдение после введения экспериментального стимула; „
6. Анализ результатов и оценка гипотезы;
7. Представление результатов исследования.
МММММММ
Методика написания научного исследования. Требования к понятийному аппарату и структуре диссертационных работМетодика написания научного исследования. Требования к понятийному аппарату и структуре диссертационных работ
Методика работы над научным исследованием включает в себя последовательность выполнения следующих работ.
Выбор темы исследования. Тема выбирается студентом на основе его научного интереса. Помощь в выборе темы может также оказать преподаватель.
Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана научного исследования.
Календарный план исследования включает следующие элементы:
· выбор и формулирование научной задачи;
· разработку плана научного исследования;
· сбор и изучение исходного материала, поиск необходимой литературы;
· анализ собранного материала, теоретическую разработку научной задачи.
План научного исследования характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя: введение, основную часть, заключение, список используемых источников, приложения.
Актуальностьтемы предполагает вычленение научной и практической значимости избранной темы.
Анализ литературы по проблеме требует установления круга основных и смежных публикаций по теме исследования и их краткое описание.
Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: «что рассматриваем?», предмет исследования отвечает на вопрос: «как рассматривается объект?», «какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?».
Структура диссертации стандартна: перед основной частью, состоящей из трех-пяти частей, идут титульный лист, содержание, введение. При необходимости прилагается список условных сокращений. После основной части следуют заключение, список литературы и приложения. Классическая структура – это три части – гипотеза (предположение), исследование, анализ.
Работа печатается шрифтом TimesNewRoman (четырнадцатым кеглем) с полуторным интервалом. Размер полей тоже регламентируется: левое – 2,5 см, правое – 1 см. Верхний отступ – 2 см, нижний – 2 см.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собою как общее и частичное. В объекте выделяется и его часть, которая есть предметом исследования. Именно на него направленное основное внимание диссертанта, поскольку предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которое определяется на титульном листе как ее название
Методы измерения.В зависимости от способа определения значений искомых величин различают два основных метода измерений метод непосредственной оценки и метод сравнения с мерой.
Метод непосредственной оценки - метод измерения, при котором значение величины определяют непосредственно по отсчетному устройству измерительного прибора прямого действия. Примерами таких измерений являются: измерение длины с помощью линейки, размеров деталей микрометром, угломером, давления манометром и т. д.
Метод сравнения с мерой - метод измерения, при котором измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой. Например, для измерения диаметра калибра оптиметр устанавливают на нуль по блоку концевых мер длины, а результат измерения получают по показанию стрелки оптиметра, являющегося отклонением от нуля. Таким образом, измеряемая величина сравнивается с размером блока концевых мер.Существуют несколько разновидностей метода сравнения: метод противопоставления, дифференциальный метод, нулевой метод.
В зависимости от способа получения измерительной информации, измерения могут быть контактными и бесконтактными.
В зависимости от типа, применяемых измерительных средств, различают инструментальный, экспертный, эвристический и органолептический методы измерений.
Инструментальный метод основан на использовании специальных технических средств, в том числе автоматизированных и автоматических.
Экспертный метод оценки основан на использовании суждений группы специалистов.
Эвристические методы оценки основаны на интуиции.
Органолептические методы оценки основаны на использовании органов чувств человека.