Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей

Как уже отмечалось выше, глухие, особенно дошкольники и дети младшего школьного возраста, испытывают трудности, ког­да им нужно произвольно воспроизвести или узнать предметы, отличив их от других, с ними сходных. Они затрудняются в мыс­ленном сопоставлении образов предметов, в целенаправленном «поиске» того, что ранее было удержано памятью, в применении специальных приемов, помогающих организовать этот поиск.

Все эти отмеченные особенности глухих становятся еще более отчетливыми, когда требуется воспроизвести что-нибудь уже давно воспринятое, хотя и преднамеренно фиксированное. Как показывают исследования М. М. Нудельмана (1940), зритель­ные представления глухих детей подвергаются со временем бо­лее значительным изменениям, чем это наблюдается у слышащих детей. Опыты проводились с глухими и слышащими учащимися III и IV классов. В качестве материала для запоминания исполь­зовались картинки с изображениями дома, ботинка и лесенки, отличающимися от обычных изображений тем, что отдельные де­тали предметов были несколько увеличены или изменены. Так, на рисунке дома края крыши были опущены ниже, чем у обыч

ных домов. У «ботинка» был удлинен носок. У «лесенки» был изменен угол наклона ступенек. Задачей испытуемых было рас­смотреть предъявленные картинки, чтобы потом нарисовать. Воспроизведение осуществлялось сразу после восприятия карти­нок, через 6 дней и через месяц. Такой способ позволял просле­дить, как изменяются представления от непосредственного вос­произведения к отсроченному.

Среди всех репродукций можно было выделить три вида изо­бражений:

1) близко сходные с предъявленными образцами («тождест­венные») ;

2) изображения, в которых еще более усиливалось своеобра­зие предъявленных рисунков («подчеркнутые»);

3) изображения, уподобленные привычным представлениям о данных предметах («сглаженные»).

Изменения зрительных образов у слышащих детей выража­лись в том, что первоначально большая часть (75%) репродук­ций могла быть отнесена к «тождественным» и остальные—к «подчеркнутым». Случаев «сглаживания» у слышащих совсем не наблюдалось. Через 6 дней вдвое увеличилось число «подчерк­нутых» репродукций и появилось незначительное количество «сглаженных» (число «тождественных» репродукций соответст­венно уменьшилось). За период от 6 дней после запоминания, до месяца никаких заметных изменений в характере воспроизведе­ния обнаружено не было.

Существенно иная динамика наблюдалась у глухих детей. Уже первое воспроизведение дало значительно менее точные ре­продукции, чем у слышащих детей. «Тождественные» репродук­ции составили только одну четверть, «подчеркнутые» — более по­ловины, остальные были «сглаженными». Сокращение числа точных репродукций за счет увеличения «подчеркнутых» и «сгла­женных» продолжалось на протяжении месяца. Итак, изменение представлений шло у глухих в двух направлениях: по линии по­тери своеобразия запомнившегося объекта и по линии усиления этого своеобразия, тогда как у слышащих более устойчиво сохра­нялись точные образы объектов.

В отсроченном воспроизведении у глухих детей усиливается тенденция и к взаимоуподоблению сходных объектов, которая наблюдается и в воспроизведениях, следующих непосредственно за восприятием.

В другом исследовании М. М. Нудельмана (1941) глухим и слышащим учащимся IV класса предлагалось запомнить изобра­жение леща, окуня, карася и щуки. Воспроизводились рисунки дважды: сразу и через 6 дней.

Изображения рыб репродуцировались более похожими друг на друга, чем оригиналы (см. рис. 15 - см. Приложение), причем это наблюдалось в большей степени у глухих, чем у слышащих детей (почти в 4 раза). Глухие нередко воспроизводили леща и карася удлинен

ными, уподобленными другим рыбам (щуке, окуню), а слыша­щие—только в единичных случаях. У глухих наблюдались от­дельные случаи «подчеркивания» различий между карасем и щукой. В репродукциях, выполненных слышащими, чаще сохра­нялись правильные пропорции тела рыб, чем в репродукциях у глухих.

Особенно возрастали различия в точности репродукций меж­ду глухими и слышащими детьми при отсроченном воспроизве­дении (через 6 дней).

Глухие, как и слышащие, школьники не ограничивались про­стым разглядыванием предъявленных объектов. В процессе вос­приятия ряда сходных объектов они пытались применить неко­торые вспомогательные приемы, содействующие запоминанию. Глухие дети считали количество плавников у каждой рыбы; за­крыв глаза, пытались зрительно представить себе каждый объ­ект предъявленного ряда, при этом они пальцем обводили в воз­духе контуры воображаемой рыбы. Однако приемами сравнения рыб глухие пользовались только в отдельных случаях, а учащи­еся массовой школы — постоянно.


Наши рекомендации