Объем работы составляет 8-10 страниц формата А4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
Выбор темы реферата.
От правильного выбора темы в значительной степени зависит успех всей работы. Студент выбирает тему самостоятельно из приведенного преподавателем перечня.
Выбирая тему реферата, следует учитывать, во-первых, личный интерес к проблеме, во-вторых, - наличие соответствующей литературы.1.2. Поиск и отбор литературы.
Выбрав тему, студенту необходимо подобрать литературу, которая будет использоваться при выполнении реферата. Помощь в выборе литературы можно получить на консультациях преподавателя и в библиотеках.
Ознакомившись с литературой по теме реферата, студент должен отобрать несколько монографий, книг, статей. Выбирая книгу или статью, следует обратить внимание на выходные данные (место и год издания). Желательно использовать литературу последних 5 лет издания, так как научные работы ученых, особенно в прикладной сфере, довольно быстро становятся морально устаревшими. Разумеется, если студент обращается к текстам классиков науки (Аристотелю, Н. Макиавелли, В. Парето, М. Вебера и др.), год издания значения не имеет.
1.3. Выполнение реферата: план, конспектирование, изложение материала.
Определившись с темой реферата и источниковой базой, следует составить план реферата. В плане закрепляется следующая последовательность структурных элементов работы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список литературы. Каждый элемент с новой страницы!
Титульный лист должен содержать следующую информацию: название вуза, название дисциплины, название темы, Ф.И.О. исполнителя, номер группы, дата сдачи работы. (Образец титульного листа на стр. 2)
Содержаниепредставляет собой перечисление основных рассматриваемых вопросов с указанием страниц. Содержание реферата отражает план изложения информации.
Во введении формулируется задача исследования и определяется круг вопросов, раскрывающих содержание темы. Введение должно содержать обоснование актуальности темы, краткую оценку использованной литературы, описание и обоснование структуры реферата. Объем введения не менее 1 – 1,5 страницы, не более 2 страниц.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Волжский политехнический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
"Волгоградский государственный технический университет"
Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин»
Реферат
по дисциплине
Социология
тема
Выполнил:
студент (Ф.И.О.)
номер группы
Проверил:
доцент
Лясина И.Ю.
дата сдачи
"___"_________2017 г.
Волжский 2017
В основной части раскрывается суть изучаемой проблемы посредством последовательного рассмотрения отдельных вопросов. Основная часть должна быть разбита на параграфы (главы) в соответствии с поставленными вопросами. Основной текст работы рекомендуется разделить на несколько глав или разделов (оптимальное количество 2 – 4).
Структура основной части определяется в соответствии с избранным принципом изложения материала - проблемным, проблемно-хронологическим или хронологическим. Не следует увлекаться дроблением основной части работы на большое количество глав, поскольку это мешает логичному раскрытию темы.
Особое внимание нужно уделить четкости формулировок в названиях разделов. При написании основной части следует излагать материал своими словами, избегая чрезмерной наукообразности, эмоциональности и публицистичности. Язык реферата должен быть простым и лаконичным. Рекомендуется избегать сложных, непонятных терминов, а если таковые используются, то следует объяснять их значение в скобках или сносках.
Сделанные в процессе подготовки выписки из книг и статей можно использовать для подтверждения своих взглядов на проблему. При этом следует избегать слишком длинных цитат и не злоупотреблять их количеством. Цитаты оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003. Сноски должны быть концевыми (помещаются сразу за цитатой в квадратных скобках, содержат номер источника в списке литературы и номер страницы источника, из которой взята цитата автора).
Наличие и правильность оформление ссылок являются важнейшими требованиями к любой научной работе, включая реферат, критерием самостоятельности труда её автора. Отсутствие ссылок на указанную в списке первоисточников литературу расценивается как явный признак плагиата.
В заключении следует обобщить изложенный материал, сделать выводы и сформулировать личную оценку описываемого явления или изучаемой проблемы. Делая выводы, студенты должны учитывать точки зрения на проблему разных исследователей, а также отметить, какая из научных позиций ближе к его собственному мнению.
Список использованной литературы должен содержать не менее пяти наименований книг, учебных пособий, монографий, статей и других источников, на которые делались ссылки. В качестве источников могут использоваться интернет-издания и публикации, при условии научности их содержания.
1.4. Требования к оформлению реферата.
Правильное оформление реферата является одним из условий его положительной оценки.
Шрифт 14 через 1 интервал,
Абзацный отступ - 1 см.
Работа обязательно должна иметь поля и нумерацию страниц, начиная со второй.
Перед сдачейрефератанеобходимо проверить текст с использованием ресурсаhttp://www.antiplagiat.ru.
Оригинальность авторского текста в работе должна быть не менее 70%.
Не допускается копирование реферата из ресурсов Интернета. Такие работы будут возвращены студентам с оценкой "не зачтено". Для допуска к зачету студент должен будет выполнить работу самостоятельно в оставшееся время до зачета, а также лишается права получения на зачете оценки "отлично".
Если реферат выполнен в соответствии с предъявляемыми требованиями по содержанию и оформлению, студент получает оценку от 6 до 8 баллов, согласно Методике рейтинговой оценки модуля.
Если реферат имеет серьезные недостатки по содержанию (поверхностное изложение теоретических положений; подмена творческой работы с литературой простым переписыванием текстов из монографий, статей, брошюр, распечаткой готовых тематических работ из компьютерных сетей и т. д.; использование устаревшей литературы) или оформлен без соблюдения приведенных требований, он проходит защиту, которая представляет собой ответы студента на вопросы преподавателя по содержанию работы.
ВВЕДЕНИЕ
2.1 Во введении:
1. объясняется почему выбрана данная тема, чем она важна и актуальна;
2. указываются цель и задачи;
3. определяются объект и предмет исследования;
4. указываются методы исследования;
5. отмечается теоретическая обоснованность темы;
6. указывается какая литература использована;
7. описывается структура работы
Введение составляет 10%от общего объема работы, будь то курсовая, реферат или диплом.
Введение позволяет составить общее представление о работе, понять какие задачи стоят перед автором и какие пути их решения он видит. Во введении отражают все или часть ниже перечисленных аспектов.
· Актуальность исследования- причины выбора темы и обоснование необходимости исследования.
· Цель исследованияпредставляет собой конкретизацию темы работы, то ради чего проводится исследование. Эта часть введения встречается при оформлении рефератов, оформлении курсовых,а также приоформлении дипломныхи диссертаций.
· Задачиформируются в процессе разделения цели исследования на конкретные этапы, решение которых необходимо для ее достижения. Как правило, формулировки задач ложатся в основу названий глав. Эта часть введения встречается практически во всех работах от реферата и курсовой до диссертации.
· Объект исследованияподразумевает широкую область науки, в рамках которой лежит исследуемая проблема. Систему взаимосвязей, в которой она зарождается. Данный элемент введения чаще применяется для работ с практической частью, как курсовая, диплом или диссертация.
· Предмет исследования - составная часть объекта, непосредственно подлежащая исследованию. Данный элемент введения чаще применяется для работ с практической частью, как курсовая, диплом или диссертация.
· Значимость проведенной работы, здесь указывают, для кого полученные результаты будут представлять интерес, как их можно будет применить на практике. Данный элемент введения чаще применяется для работ с практической частью, как курсовая, диплом или диссертация.
· Степень изученности темы - характеристика степени освещенности темы в литературе, выделение наиболее важных проблем и существующих подходов к их решению. Данный элемент введения чаще применяется для объемных работ, как курсовая, диплом или диссертация.
· Новизна работыподразумевает оценку вклада автора в развитие данной темы (применение новых подходов, обобщение разрозненного материала и т.д.). Данный элемент введения чаще применяется для работ с практической частью, как курсовая, диплом или диссертация. Особое значение новизна исследований имеет для диссертаций.
· Характеристика базы исследований.Данный элемент введения чаще применяется для работ с практической частью, как курсовая, диплом или диссертация.
· Описание структуры работы. В этой части введения указывают на присутствие и количество таких структурных элементов работы, как: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения. В ряде случаев упоминают также о наличии и количестве таблиц, рисунков и графиков. Данный элемент введения чаще применяется для объемных работ, как курсовая, диплом или диссертация.
Но в основном во введение раскрываются два первых пункта — это актуальность темы и цель и задачи реферата.
2.2 Актуальность исследования - это основной вопрос, ответ на который Вы должны знать еще до начала написания своей работы, так как если тема Вашей работы не актуальна, то тогда ее освещение просто бессмысленно и никому не нужно.
Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
· восполнение каких-либо пробелов в науке;
· дальнейшеё развитие проблемы в современных условиях;
· своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
· обобщение накопленного опыта;
· суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
· постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
Актуальность можно выразить словами:
Одной из актуальных … в настоящее время является …
Огромную важность приобретают вопросы …
Особое значение приобретает вопрос …
Социальная значимость темы определяется …
Среди проблем, связанных с…, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о …
В связи с … большое значение приобрела проблема …
Интерес к проблеме … обусловлен …
ПРИМЕРЫ
Пример 1. Современное состояние психологической науки, связанное с неизученностью определенного психического явления или процесса.
В настоящее время в психологии речи и психолингвистике существует большое количество исследований, посвященных таким аспектам речи, как онтогенетический (детская речь), коммуникативный, риторический, нейрофизиологический, исследование речи в контексте разнообразных социальных взаимодействий, компьютерное моделирование отдельных характеристик речевого процесса. Эти исследования характеризуются большой разнородностью, базируются на различных исходных посылках и основаниях. Особую актуальность поэтому приобретает целостное описание системы речепорождения в единой модели, позволяющей добиваться принципиальной совместимости различных областей исследований в рамках единого каркаса представлений. Такая модель разработана в Институте психологии РАН.
Одновременно она позволяет намечать наиболее актуальные области исследования и концентрировать на них научный поиск.
Пример 2. Введение должности практического психолога в систему образования поставило перед высшей школой проблему качественной подготовки специалистов для решения психологических задач в школе.
Одной из таких задач является психологическая диагностика, включающая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитательном процессе, а также определение причин трудностей обучения и поведения с целью оказания психологической помощи. При этом ошибки в диагностической практике могут иметь самые негативные последствия для обследуемого ребенка, что повышает .требования к качеству психологической подготовки будущих специалистов и выдвигает на первый план вопрос о поиске оптимальных путей постановки психологического диагноза.
Совершенствование диагностической деятельности практического психолога ориентирует психологическую науку на глубокое и детальное изучение особенностей процесса постановки психологического диагноза в ходе решения психодиагностических задач.
Между тем, содержание процесса решения психодиагностических задач до сих пор не являлось предметом специального исследования, как это было в технической и медицинской диагностике.
Пример 3. Актуальность проблемы. Актуальность настоящего исследования определяется прежде всего состоянием современной эргономики, в которой накоплен огромный фактологический материал о человеке как ведущем звене в системе "человек-человек" (СЧЧ). Этот материал требует систематизации, обобщения, осмысления, структуризации и представления его как единого комплекса знаний об эргатических системах.
Эргономическая антропология является одним из первых направлений исследований в области синтеза эргономических знаний. Она отражает одну из сторон морфо-психологических исследований комплексного и системного характера, сложившихся на стыке антропологии и психологии в рамках эргономики".
Возможность решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.
Пример 4. Актуальность темы. Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в профессионально мобильных специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Однако реальная практика психологического консультирования демонстрирует, что многие люди, даже испытывая неудовлетворенность профессией, продолжают работать в ней, так как считают смену сферы трудовой деятельности показателем собственной некомпетентности. При этом профессиональная деятельность становится неэффективной, возникает неудовлетворенность не только профессией, но и .жизнью в целом.
В этой связи наряду с традиционными задачами психологии труда с необходимостью встают задачи анализа причин, условий и закономерностей сознательной смены профессии и ее осмысления в контексте построения и реализации личностной профессиональной перспективы. Для изучения данной проблематики конструктивной представляется концепция профессионального развития".
Пример 5. Актуальность исследования. Особая роль в системе подготовки специалистов принадлежит профессиональному психологическому отбору абитуриентов как начальному этапу профессионального становления. Анализ практики профотбора в военных вузах позволяет утверждать, что этот процесс протекает в настоящее время во многом стихийно: отсутствует единая скоординированная стратегия проводимых мероприятий, отбор не рассматривается как целостная система, недостаточно проработаны психологические аспекты профессиональной деятельности".
Пример 6. "Актуальность и постановка проблемы исследования. Существующая тенденция роста преступлений в России в последние годы, гибель многих сотрудников ОВД при выполнении служебного долга, все возрастающие требования в обществе к проблеме борьбы с преступностью предопределяют необходимость существенного повышения уровня боевой, физической и морально-. психологической подготовки личного состава, поиска новых, эффективных путей его обучения.
О наличии проблемной ситуации неоднократно подчеркивалось в решении Коллегии МВД России, на встречах Министра внутренних дел с профессорско-преподавательским составом учебных заведений МВД России, где было прямо указано, что выпускники учебных заведений не всегда способны противостоять криминальной среде и имеют слабую физическую и психологическую подготовленность.
Перспективы развития психологической подготовки в органах внутренних дел могут быть определены лишь на основе научно обоснованной концепции. Однако, на наш взгляд, такой концепции в МВД сегодня не".
Пример 7. Актуальность проблемы. Переход нашей экономики от планово-административных методов управления к рыночным кардинально изменил экономическую, социальную, политическую и психологическую обстановку в стране. Это, бесспорно, требует существенной перестройки и стратегии, и тактики, и психологии управления.
Пример 8, отражающий недостаточную изученность проблемы или явления:
«Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в современной эргономике накоплен значительный материал о человеке как о главном звене системы «человек-машина-среда» (ЧМС). Этот материал необходимо осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об эргатических системах. Одной из первых наук, занимающихся изучением и систематизацией эргономических знаний, стала эргономическая антропология. Она является объединением комплексных и системных морфо-психологических исследований, в рамках эргономики проведенных на границе психологии и антропологии.»
Пример 9, показывающий возможность решения определенной практической задачи:
«За последние годы в России значительно выросло число преступлений и число сотрудников ОВД, погибших при исполнении служебного долга. В результате возрастают требования общества по принятию мер по борьбе с преступностью. Это определяет необходимость поиска новых, эффективных способов обучения личного состава для повышения уровня боевой, физической и психологической подготовки. Эта проблема неоднократно упоминалась на совещаниях Коллегии МВД, а на встрече Министра внутренних дел в преподавателями учебных заведений МВД было прямо сказано, что выпускники данных учебных заведений имеют слабую физическую и психологическую подготовку и не всегда способны дать отпор криминальной среде. Научно обоснованная концепция могла бы описать перспективы усовершенствования психологической подготовки сотрудников ОВД, однако, с нашей точки зрения, такой концепции в МВД на сегодняшний день не существует.»
Для написания реферата используется научный стиль речи. В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:
Предметом дальнейшего рассмотрения является…
Эта деятельность может быть определена как…
С другой стороны, следует подчеркнуть, что…
Это утверждение одновременно предполагает и то, что…
При этом … должно (может) рассматриваться как …
Рассматриваемая форма…
Ясно, что…
Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…
Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…
Логика рассуждения приводит к следующему…
Как хорошо известно…
Следует отметить…
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …
Не следует писать | Следует писать |
Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев… | Таким образом, в ряде случаев… |
Имеющиеся данные показывают, что… | По имеющимся данным |
Представляет собой | Представляет |
Для того чтобы | Чтобы |
Сближаются между собой | Сближаются |
Из таблицы 1 ясно, что… | Согласно таблице 1. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержит краткие выводы по каждой главе (параграфу)
Или отчет о выполнении поставленных задач. Объем заключение не менее 1 страницы текста.
Заключение представляет собой краткий обзор проделанной работы, выводы и рекомендации. На заключение отводят около 5% общего объема работы. В заключении рекомендуется в сжатой форме:
· описать проведенную работу и ее результаты;
· указать на достижение цели работы и решение задач поставленных во введении. Для наглядности можно выделить в заключении пункты, с тем, чтобы сопоставить каждую задачу исследования с ее решением;
· сделать выводы по результатам проделанной работы;
· привести вытекающие из выводов рекомендации.
1.Структура заключения должна быть очень четкой и краткой, с включением выводов из основной части. Нередко заключение выполняется в форме послесловия с попытками дальнейшего описания проблемы. Однако такой подход не совсем верный. Рекомендации,как правильно написать заключение к реферату гласят, что автор должен предоставить свои соображения, идеи по поводу того, как будет развиваться исследуемая тема в дальнейшем. Здесь важно подчеркнуть научную ценность своего реферата, актуальность проведенного исследования.
2.С заданием, как написать заключение к реферату пример готовой работы может помочь справиться быстро и без лишних хлопот. Но, в любом случае, сделайте акцент на своих выводах, исходя из написанных параграфов. Укажите, удалось ли достигнуть, поставленные в начале исследования, цели и задачи.
3. Помните, что заключение только суммирует уже сказанное. Никакой новой информации в нем излагать не нужно. Просто четко перечислите основные пункты работы.
Для того, чтобы понять, как быстро написать заключение к реферату, перечитайте вступление. В заключении пишутся ответы на вопросы, затронутые во введении. При этом, каждый последующий вывод является плавным и логическим продолжением уже сказанного. Очень часто и саму тему реферата формируют в стиле вопроса, а в заключении указывают, что то-то было так-то решено и исследовано. Главное, не забывайте выражать собственное мнение о проблеме. Особенно, если она актуальна и в современном обществе.
Итак, можно сделать вывод, что …
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о…
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: ...
В заключение отметим, что …
Резюмируя, можно сказать…
Подводя итоги анализа, следует отметить …
Из всего сказанного следует вывод о…
Таким образом, можно сделать вывод…
Следовательно, мы приходим к выводу …
… работа позволяет сделать вывод, что …
ПРИМЕР
Исследовано понятие и особенности гражданского правоотношения, рассмотрены элементы гражданских правоотношений, изучены особенности классификации гражданских правоотношений, раскрыты имущественные и личные, относительные и абсолютные, вещные и обязательственные правоотношения. Краткие выводы.
При проверке реферата преподавателем оцениваются:
1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
5. Использование литературных источников.
6. Культура письменного изложения материала.
7. Культура оформления материалов работы.
ЦИТИРОВАНИЕ
По назначению цитаты условно можно разделить на:
· цитаты с последующей авторской интерпретацией;
· цитаты, приводимые как подтверждение либо дополнение собственных рассуждений автора.
Цитирование может быть:
· прямым, когда текст воспроизводится дословно и указывается конкретная страница источника;
· непрямым, когда мысль автора приводится не дословно. В этом случае перед ссылкой на документ ставят См.:...
Общие правила оформления цитат.
· Цитаты должны точно соответствовать тексту первоисточника.
· Цитата заключается в кавычки.
· Если необходимо пропустить ряд слов в цитируемом предложении место пропуска обозначают многоточием, а при опускании целых предложений используют, многоточие, заключенное в угловые скобки.
· Все личные дополнения и пояснения отделяют от теста цитаты прямыми либо угловыми скобками.
· Для каждой цитаты оформляется сноска, содержащая точное название источника, его автора, а желательно и страницу, на которой располагается, в оригинальном источнике, текст цитаты.
Оформление ссылок при прямом цитировании
Существует два вида оформления библиографических ссылок.
· Оформление сносок внизу страницы (постраничные). В этом случае библиографические сведения о цитируемом источнике располагают на той же станице, что и цитату. В конце цитаты ставят цифру, которая обозначает порядковый номер сноски на данной странице (или порядковый номер сноски в работе в случае сквозной нумерации).
Внизу страницы, после укороченной горизонтальной линии, этот номер повторяется, и за ним следуют библиографические сведения об источнике. Зачастую требуется, также указание номера цитируемой страницы.
Для оформления сноски используется более мелкий размер шрифта, чем в тексте работы.
Пример оформления сноски:
! Оформление сносок в конце цитаты (концевые).Сразу после цитаты в квадратных (иногда круглых) скобках указывают порядковый номер цитируемого источника по списку литературы и номер цитируемой страницы.
Пример оформления ссылки:
«Текст цитаты» [1.25]. (т.е. источник указанный в списке литературы под номером 1, 25-я страница этого источника). |
В конце работы оформляют список литературы, в котором под соответствующим номером дают полные библиографические сведения об источнике.
Пример
Так, ученый эконом-географ Николай Сажнев в своей монографии пишет: «Взаимосвязь пригородной зоны и города четко прослеживается на уровне районов, где можно проанализировать разнообразные изменения в системе «город-пригород» и четкие границы».[1, с. 25]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сажнев М.Л. Географические принципы функционирования системы «город-пригород»//Вестник Мелитопольского университета.- 2005.-№7.- С.41.
5. ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Авторефераты
Глухов В.А. Исследование, разработка и построение системы электронной доставки документов в библиотеке: Автореф. дис. канд. техн. наук. — Новосибирск, 2000. — 18 с.
Аналитические обзоры
Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья : аналит. обзор, апр. 2007, Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. — М. : ИМЭМО, 2007. — 39 с.
Диссертации
Фенухин В.И. Этнополитические конфликты в современной России: на примере Северо-Кавказкого региона : дис. … канд. полит. наук. — М., 2002. — С.54—55.
Интернет-документы:
Официальные периодические издания : электронный путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб], 200520076. URL: http://www.nlr.ru/lawcrnter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007)
Логинова Л.Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернет-журн. 21.10.03. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 17.04.07)
Рынок тренингов Новосибирска: своя игра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html (дата обращения: 17.10.08)
Литчфорд Е.У. С Белой Армией по Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армии Генерала А.В. Колчака: сайт. – URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2007)
Материалы конференций
Археология: история и перспективы: сб. ст. Первой межрегиональной конф. — Ярославль, 2003. — 350 с.
Марьинских Д.М., Разработка ландшафтного плана как необходимое условие устойчивого развития города (на примере Тюмени) // Экология ландшафта и планирование землепользования: тезисы докл. Всерос. конф. (Иркутск, 11—12 сент. 2000 г.). – Новосибирск, 2000. - С.125–128.
Монографии:
Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки : учеб. для вузов. – М.: Проспект, 2006. – С.305–412.
Допускается предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, заменять точкой:
Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы : межвуз. сб. науч. тр. / Сарат. гос. ун-т; [под ред. С.Ф. Мартыновича]. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1999. – 199 с.
Допускается не использовать квадратные скобки для сведений, заимствованных не из предписанного источника информации.
Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 494 с.
Заголовок записи в статье может содержать имена одного, двух или трех авторов документа. Имена авторов, указанные в заголовке, не повторяются в сведениях об ответственности. Поэтому:
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. — 494 с.
Если авторов четыре и более, то заголовок не применяют (ГОСТ 7.80-2000)
Патенты:
Патент РФ № 2000130511/28, 04.12.2000.
Еськов Д.Н., Бонштедт Б.Э., Корешев С.Н., Лебедев Г.И., Серегин А.Г. Оптико-электронный аппарат // Патент России № 2122745. 1998. Бюл. № 33.
Статья из журналов или сборников:
Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопр. философии. – 1992. – №10. – С. 76–86.
Crawford P.J. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works / P.J. Crawford, T.P. Barrett // Ref. Libr. – 1997. Vol. 3. № 58. – P.75–85.
Заголовок записи в ссылке может имена одного, двух или трех авторов документа. Имена авторов, указанные в заголовке, могут не повторяться в сведениях об ответственности.
Crawford P.J., Barrett T.P. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works // Ref. Libr. 1997. Vol. 3. № 58. P.75–85.
Если авторов четыре или более, то заголовок не применяют (ГОСТ 7.80-2000):
Корнилов В.И. Турбулентный пограничный слой на теле вращения при периодическом вдуве/отсосе // Теплофизика и аэромеханика. – 2006. – Т. 13, №3. – С. 369–385.
Кузнецов А.Ю. Консорциум – механизм организации подписки на электронные ресурсы // Российский фонд фундаментальных исследований: десять лет служения российской науке. – М.: Науч. мир, 2003. – С.340–342.
Электронный ресурс
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Викторов, В.Ю., Гусева А.А. Политология: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Ю. ВикторовМ., Берлин: Директ-Медиа, 2016.- 283 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=439693&razdel=151
Сазонова, Н.Н. Политология: учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.Н. Сазонова.- под ред. А.П. Садохина.- М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015.- 354 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=270286
Гусев, Н.Н., Сацупа, А.И., Бельский, В.Ю., Бороздин, А.Н., Ассонов, Н.В. Политология: учебник [Электронный ресурс] / под ред. В.Ю. Бельский, А.И. Сацупа.- М.: Юнити-Дана, 2015. – 423 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=116625&razdel=151
Примеры оформления ссылок и пристатейных списков литературы
Скачать ГОСТ Р 7.05-2008
[1] Официальный сайт АНС «СибАК» ("АССОЦИАЦИЯ НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ "СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КНИГА"") / http://sibac.info/primery-oformleniya-spiska-literatury
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
Выбор темы реферата.
От правильного выбора темы в значительной степени зависит успех всей работы. Студент выбирает тему самостоятельно из приведенного преподавателем перечня.
Выбирая тему реферата, следует учитывать, во-первых, личный интерес к проблеме, во-вторых, - наличие соответствующей литературы.1.2. Поиск и отбор литературы.
Выбрав тему, студенту необходимо подобрать литературу, которая будет использоваться при выполнении реферата. Помощь в выборе литературы можно получить на консультациях преподавателя и в библиотеках.
Ознакомившись с литературой по теме реферата, студент должен отобрать несколько монографий, книг, статей. Выбирая книгу или статью, следует обратить внимание на выходные данные (место и год издания). Желательно использовать литературу последних 5 лет издания, так как научные работы ученых, особенно в прикладной сфере, довольно быстро становятся морально устаревшими. Разумеется, если студент обращается к текстам классиков науки (Аристотелю, Н. Макиавелли, В. Парето, М. Вебера и др.), год издания значения не имеет.
1.3. Выполнение реферата: план, конспектирование, изложение материала.
Определившись с темой реферата и источниковой базой, следует составить план реферата. В плане закрепляется следующая последовательность структурных элементов работы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список литературы. Каждый элемент с новой страницы!
Титульный лист должен содержать следующую информацию: название вуза, название дисциплины, название темы, Ф.И.О. исполнителя, номер группы, дата сдачи работы. (Образец титульного листа на стр. 2)
Содержаниепредставляет собой перечисление основных рассматриваемых вопросов с указанием страниц. Содержание реферата отражает план изложения информации.
Во введении формулируется задача исследования и определяется круг вопросов, раскрывающих содержание темы. Введение должно содержать обоснование актуальности темы, краткую оценку использованной литературы, описание и обоснование структуры реферата. Объем введения не менее 1 – 1,5 страницы, не более 2 страниц.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Волжский политехнический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
"Волгоградс