Формирование мотивов учебной деятельности школьников
Поскольку па познавательную мотииашпо не распространяет
ся известный закон Йеркса—Додсона, то даже постоянное пара-
станис силы познавательной мотивации не приведет к сниже
нию результативности учебной деятельности. Внешнее возна
граждение может быть подходящей опорой учения в раннем
детстве, когда в силу своих возрастных особенностей младший
школьник не способен к произвольному управлению желания
ми и потребностями; кроме того, этому возрасту характерна
большая возбудимость, вследствие чего ребенок не может дол
гое время сосредоточиваться на одном предмете.
Исследование ------------------------------------------------------------- —-—
Внешнее подкрепление в виде различных стимулов порой снижает внутреннюю мотивацию и тем самым ухудшает деятель-
ь. Этот факт подтверждается наблюдениями Дж. Габарино. Водной из школ было принято, чтобы ученики средних классов помогали в занятиях первоклассникам и второклассникам. Одна группа «наставников* работала без какого-либо вознаграждения, другая же получала билеты и кино. Между этими группами наблюдались определенные различия но взаимодействии со сиои-ми младшими товарищами. Вознаграждаемые «наставники» по сравнению с невоанаграждаемыми были менее дружелюбны, а их требовании — более жесткими. Они, очевидно, рассматривали свою деятельность не ТОЛЬКО как помощь другому, но и как средт ствп для получения вознаграждения, так что в случае неудачи своих подопечных они испытывали фрустрацию и становилась нетерпеливыми. Как следствие, ученики вшнаграждавшихся * наставников» демонстрировали худшие достижения, чем ученики оказавшихся более дружелюбными и терпеливыми невозпаграж-давшихся «наставников» (по Хекхаузену X., 1986).
В ряде исследований было обнаружено, что материальное поощрение сильнее снижает показатели внутренней мотивации, чем символические или вербальное, а порицание ослаблял мотивацию. Ожидаемые награды оказывают более сильное ослабляющее влияние, чем неожиданные. Все эти данные, однако, справедливы при условии, что деятельность изначально вызывала у in минуемых высокий интерес.
В подростковом же возрасте ребенку уже доступно осознание ciioeii учебной деятельности, ее задач, способов и средств, доступно осознание соподчинения, сравнительной значимости мотивов, а это означает, что в этом возрасте складывается ее осознанная иерархия. Кроме того, существенно развиваются процессы цслеполагания в учении. Подросток способен к овладению умения ставить гибкие цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. Однако без специального вмешательства существенных изменений в мотивации учения школьников при традиционной системе обучения не происходит.
Мотивация учебной деятельности студентов
Настоящее время уже не вызывает сомнения отсутствие ди- в вопросе, чем обусловлена успеваемость учащихся -
Глава 10
Мотивация учебы и выбора профессии
природными способностями или развитием учебной мотивации. Известно,что здесь существует сложная система взаимосвязей и что при определенных условиях (в частности, при повышенном интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Как уже говорилось, недостаток способностей может компенсироваться развитием мотивационмой сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), вследствие чего в учебной деятельности могут быть достигнуты высокие результаты. Однако дело не только в том, что два этих фактора (способности и мотивация) находятся в диалектическом единстве и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, i доведенные в вузах, показали, что сильные и слабоуспевающие студенты различаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по степени развития у них профессиональной мотивации. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы так или иначе проводит селекцию абитуриента» на уровне способностей. Выдержавшие отбор и попавшие в число первокурсников в целом близки друг другу но уровню общих интеллектуальных способностей,В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Положительное отношение к профессии в сочетании с компетентным представлением о ней детерминирует формирование и других, более частных, мотивов. Это положение экспериментально иодтверждаегся исследованиями, выполненными в системе начального образования и в высшей школе.
Путем экспериментальныхисследований на материале различных российских вузов было установлено, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов 1-го курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5-го курса. По нашим данным (Реан А., 1988), несмотря на то что незадолго до окончания вуза удов-
летворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. В иных случаях снижение удовлетворенности логично было бы связывать с уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники, как правило, опираются паевойидеальные представленияо будущей профессии, которые при стол кмонешш (реалиями подвергаются болезненным изменениям. Очень важно другое.Ответы на вопрос: «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности (называются «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п.). Что же касается реального учебного процесса, в частности изучения специальных дисциплин, то здесь лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируется на творческие методы обучения: Таким образом, с одной стороны — высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой — желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса.
С обсуждаемой здесь проблемойсвязаны, в частности, следующие факты. В результате проведения крупных комплексных исследований по проблеме отчисленияиз высшей школы было установлено, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. При этом выяснилось (и это очень важно), что данное обстоятельство объясняется не только объективными трудностями усвоения указанных дисциплин, но и с тем, что студент не осознает возможности их применения и будущей профессиональной деятельности, вследствие чего мало связывает успеваемость по этим предметам (положение с иностранным языком в настоящее время изменилось) с уровнем своей узкоспециальной квалификации.
Глава 10
Мотивация учебы и выбора профессии
Следовательно, необходимым ком понентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех шш иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.
Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами ее овладения.