Особенности личности современного подростка
Разрыв между стремлениями подростка, выражающийся в осознании своих возможностей, утверждении себя как личности, иположением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает у молодого человека желание вырваться за рамки повседневного школьного существования в самостоятельную, общественно значимую жизнь, что находит, в частности, отражение в мечтах.
Мечты
Содержательный анализ мечтаний подростков показал,что они зачастую выполняют роль психологической защиты от имеющихся в их жизни конфликтов и противоречий. Типично в этом отношении высказывание тринадцатилетнего ребенка: «Личные заветные мечты — это моя тайна, а вообще можно мечтать о многом — о мире, счастье, родном доме, стране, будущем планеты, а жизнь однообразна и сумрачна: встал, пошел в школу, пришел из школы, занялся своими делами или помощью по дому».
В мечтах подростков 90-х гг, по сравнению с мечтами подростков 50-60-х гг. значительно уменьшилась доля романтики и существенно увеличился прагматический аспект. Возросло число подростков, беспечно живущих сегодняшним днем, не думающих о будущем.
Обращает на себя внимание следующее:
а) если жизнь под ростка ограничена лишь рамками учебы,
которая воспринимается как повинность, то и будущаяжизнь
представляется ему в таком свете — какая-нибудь работа, бла
гополучная семья и полное отсутствие высоких просоциальных
мотивов;
Просоциальныи мотив |
б) если социально значимая деятельность родителей и пе
дагогов остается вне поля зрения подростка и он сам не вклю
чен в развернутую систему та
кой деятельности, где он может
— Просоциалышй мотив — побуждение к социальнополезной деятельности. |
на ранных со взрослыми утверждать и развивать своивозможности, то, как правило, высокие обществен и ые мотивы не полу-
Глава6
Стадии развития личности подростка
—----- --------------- Девиантное поведение — система поступковили от -дельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. |
чают своего развития и не упоминаются подростком при описании своей будущей жизни.
Много места в высказываниях подростков занимает идея мира. Но именно здесь особенно четко прослеживается развившаяся инфантильность детей. Так. анализ взглядов подростков 40-50-х гг. показывает, что их характеризовала сознательность, проявлявшаяся, в частности, в активной подготовке к обороне с i раны.Современные же подростки хотят мира, но не понимая, как можно реально бороться за него, отвечают: «Участием в митинге» и т. д.
Потребность в общении
Тревожит существенное углубление в последние годы кризиса самооценки детей подросткового возраста. Даже по сравнению с 1970-1974 гг. появилось на 25-27% больше подростков, у которых превалирует негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие опенки взрослых, независимо от их правоты (четырнадцатилетний подросток пишет, например: *Хочу стать учителем, чтобы доказать учителям, что они не правы*).
Потребность в общественном признании
Причина роста негативной самооценки кроется прежде всего в отсутствии возможности удовлетворить обостренную потребность подростка в общественном признании, что задерживает его личностное самоопределение, интенсифицирует квазипотребности, квазиинтересы.
Отражается это в тяге подростков к интимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками, в появлении разного рода уличных компаний, неформальных групп. В таких компаниях суммируются и интегрируются состояния взаимной непонятости подростков во взрослом мире, что создает условия для «замещения* потребности в установлении отношений с обществом. Именно в процессе стихийно-группового общения приобретают устойчивый характер такие качества, как агрессивность, повышенная тревожность, замкнутость и др.
Временные перспективы
Подростки, отличающиеся отклоняющимся поведением, в том числе склонные к алкоголизму, наркомании, токсикомании, правонарушениям, качественно отличаются по уровню лично-
стного развития от подростков «в норме*, что видно из анализа структуры их временных перспектив.
Так, для нормальных подростков отношение к настоящему и переживание настоящего всегда соединено с мыслями о будущем, они значительно больше думают о будущем, чем о настоящем, а тем более о прошлом.
В отличие от этого девиантиые подросткиимеют «ретроспективную временную ориентацию», т.е. обращены в прошлое. При этом прошлое, настоящее и будущее у них слабо связаны друг с другом. Стихийно-групповое общение порождает у них стремление уйти от личной ответственности, приписать другим ответственность за события своей жизни.