Особенности личности современного подростка

Разрыв между стремлениями подростка, выражающийся в осо­знании своих возможностей, утверждении себя как личности, иположением ребенка-школьника, зависимого от воли взросло­го, вызывает у молодого человека желание вырваться за рамки повседневного школьного существования в самостоятельную, общественно значимую жизнь, что находит, в частности, отра­жение в мечтах.

Мечты

Содержательный анализ мечтаний подростков показал,что они зачастую выполняют роль психологической защиты от имею­щихся в их жизни конфликтов и противоречий. Типично в этом отношении высказывание тринадцатилетнего ребенка: «Личные заветные мечты — это моя тайна, а вообще можно мечтать о многом — о мире, счастье, родном доме, стране, будущем пла­неты, а жизнь однообразна и сумрачна: встал, пошел в школу, пришел из школы, занялся своими делами или помощью по дому».

В мечтах подростков 90-х гг, по сравнению с мечтами под­ростков 50-60-х гг. значительно уменьшилась доля романтики и существенно увеличился прагматический аспект. Возросло число подростков, беспечно живущих сегодняшним днем, не думающих о будущем.

Обращает на себя внимание следующее:

а) если жизнь под ростка ограничена лишь рамками учебы,
которая воспринимается как повинность, то и будущаяжизнь
представляется ему в таком свете — какая-нибудь работа, бла­
гополучная семья и полное отсутствие высоких просоциальных
мотивов;

Просоциальныи мотив

б) если социально значимая деятельность родителей и пе­
дагогов остается вне поля зрения подростка и он сам не вклю­
чен в развернутую систему та­
кой деятельности, где он может

— Просоциалышй мотив — побуждение к социальнопо­лезной деятельности.

на ранных со взрослыми утвер­ждать и развивать своивозмож­ности, то, как правило, высокие обществен и ые мотивы не полу-



Глава6

Стадии развития личности подростка




Особенности личности современного подростка - student2.ru

—----- --------------- Девиантное поведение — система поступковили от -дельные поступки, противо­речащие принятым в обще­стве правовым или нрав­ственным нормам.

чают своего развития и не упоминаются подростком при опи­сании своей будущей жизни.

Много места в высказываниях подростков занимает идея мира. Но именно здесь особенно четко прослеживается развив­шаяся инфантильность детей. Так. анализ взглядов подростков 40-50-х гг. показывает, что их характеризовала сознательность, проявлявшаяся, в частности, в активной подготовке к обороне с i раны.Современные же подростки хотят мира, но не понимая, как можно реально бороться за него, отвечают: «Участием в митинге» и т. д.

Потребность в общении

Тревожит существенное углубление в последние годы кризиса самооценки детей подросткового возраста. Даже по сравнению с 1970-1974 гг. появилось на 25-27% больше подростков, у ко­торых превалирует негативная самооценка, что влияет на об­щий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие опенки взрослых, независимо от их правоты (четырнадцатилет­ний подросток пишет, например: *Хочу стать учителем, чтобы доказать учителям, что они не правы*).

Потребность в общественном признании

Причина роста негативной самооценки кроется прежде всего в отсутствии возможности удовлетворить обостренную потреб­ность подростка в общественном признании, что задерживает его личностное самоопределение, интенсифицирует квазипо­требности, квазиинтересы.

Отражается это в тяге подростков к интимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками, в появле­нии разного рода уличных компаний, неформальных групп. В таких компаниях суммируются и интегрируются состоя­ния взаимной непонятости подростков во взрослом мире, что создает условия для «замещения* потребности в установле­нии отношений с обществом. Именно в процессе стихийно-группового общения приобретают устойчивый характер та­кие качества, как агрессивность, повышенная тревожность, замкнутость и др.

Временные перспективы

Подростки, отличающиеся отклоняющимся поведением, в том числе склонные к алкоголизму, наркомании, токсикомании, правонарушениям, качественно отличаются по уровню лично-

стного развития от подростков «в норме*, что видно из анализа структуры их временных перспектив.

Так, для нормальных подростков отношение к настояще­му и переживание настоящего всегда соединено с мыслями о будущем, они значительно больше думают о будущем, чем о настоящем, а тем более о прошлом.

В отличие от этого девиантиые подросткиимеют «ретро­спективную временную ориентацию», т.е. обращены в прошлое. При этом прошлое, настоящее и будущее у них слабо связаны друг с другом. Стихийно-групповое общение порождает у них стремление уйти от личной ответственности, приписать другим ответственность за события своей жизни.

Наши рекомендации