Характеристика современного детства

За последнее время произошла интенсивная примитивиза­ция сознания детей. Отмечается рост цинизма, грубости, же­стокости, агрессивности. А за этими внешними проявления­ми кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей: тревожность, страх, неуверенность, одиночество. В на­стоящее время это углубившееся чувство одиночества пре­ломляется в особой позиции детей но отношению к взрос­лым.

Взрослый мир приблизился (подростки стали не только более раскованными по отношению к взрослым, более уверен­ными, а нередко и снисходительно-презрительными, что свя­зано с большой доступностью информации, возможностью за­работка денег, с тем, что почти все ранее запретное стало до­ступным и дозволенным), но одновременно взрослый мир и отдалился, так как взрослые не только меньше стати занимать­ся детьми, но и не предъявляют четкой позиции своего отноше­ния, своих требований к детям. Следствием этого является по­теря растущими людьми чувства ответственности, инфанти­лизм, эгоизм, духовная опустошенность.

Именно эти новые отрицательные приобретения, ведущие к деформации мотивационно-нотребностной сферы личности,



Глава 6

Стадии развития личности подростка




Характеристика современного детства - student2.ru Характеристика современного детства - student2.ru Характеристика современного детства - student2.ru вызываютсегодня особое беспокойство, так как здесь мы стол­кнулись с таким характером конфликта поколений, в котором кроется опасность /^структурирования всей системы наследо­вания культурно-исторического опцта.

Исследования ---------------------------------------------------------------------

Исследования, проведенные нами и нашими аспирантами а те­чение последних лет, показали, что ни протяжении 1992-1994 гг. у российских детей произошла ломка социально-пространствен­ноговосприятии. Еще совсем недавно московский или пензенский ребенок moi свободно пренжп ь в Киек и в Тбилиси, в Минск и в Кишинев, г' незде он был у себя, в своей стране. У него было определенно социальное видение общества, в котором он жил, и соответствен­но строились и его отношения, в том числе и межнациональные. Так, в исследованиях, проведенных в г. Нальчике и в к Ходжент м 1989 г. и повторенных в 1992-1994 гг., было установлено, что в 19S9 г. подростки в основной своей массе (79,3%) не задумыва­лись над вопросом, с детьмикакой национальности они хотели бы учиться в одном классе, играть, дружить, т. е. были глубоко безразличнык национальности своих товарищей. Сегодня же дети ведут себя иначе: уже 68,7% 6-7-лстних школьников, выби­раятоварища, напервое место по значимости ставят его нацио­нальную принадлежность. А среди подростков это проявляется у 83.6% обследованных.

Подростки » современной ситуации оказались в наиболее трудном положении, потому что их потребность в приобщени и. причастности к обществу; стремление к самоутверждению,са­мосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется про­исходящими сейчас процессами; с другой — жестко сталкива­ется, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со сторо­ны взрослого сообщества,которое не подчеркивает, не фиксирует, атрибутивно не обозначает самостоятельность, об­щественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсут­ствием условий для реального выхода подростка на серьезные дела общества.

Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития подростков, литая их возможности занять активную социалькую позицию.


Наши рекомендации