Влияние общения на самооценку
Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки справедлива и длясамооценки подростков.
Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержкой отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.
Влияние родителей подростка на его самооценку
Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так-и зарубежной литературой, показывают заметное снижен ие влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной Груп-пьт ма самооценку подростков.
Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этойотстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя».
Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. [1а вопрос, где они чув-ствуют наибольшую защищенность, ответ «я семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».
Опираясь на выводы исследований Розекберга, Кунер-смита и Бахмапа, направленных на установление зависимости между формирован нем Я-концепции и взаимодействием внутри семьи, Гскас исследовал степень влияния контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. В результате исследователь сделал вывод, что и тот и другой фактор, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Берне Р.. 1986).
Глава 5
Особенности Я-концепции подростка
Социальная перцепция |
Другиеисследования выявили, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителямив наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, снизанные сучителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.
В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков Жесткое, негативное отношение родителей и меет обратное действие: такие дети, как правило,сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия б соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности.
Кроме непосредственного влиянияродительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье.
Так, дна выделенных вида стиля общения, «симметричный* и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.
Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания,поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительнымотношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является'фактором, способствующим эмансипациисамооценки подростка.
Асимметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке ипринятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения иобраза Я.
Итак, влияние семьи и родительскогоотношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирован ие самоотношенияподростка определяется не столько реальнойродительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отра-
жает и переживает родительское отношение и свое место в се-м ье, т. е. ожидаемой оценкой.
Социально-психологический статус и самооценка
Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека всистеме межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригруппопая статусная диф-ференциаЦия, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, вызывают необходимость выявления взаимосвязи самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных нси-хологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положител ьнокоррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.
Исследования
Я. Л. Коломинский (1976)установил рядинтересных закономерностей социальной перцепции уподростков, таких как:
— тенденция К завышенной самооценке социометрического ста-
' туса у шикостатусных учащихся ик заниженнойу высокоета-
тусных;
—эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему,либо более низкий;
—ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятнооценивать свой статус в прежних группах.
— область со пиал ьно-психологических исследований, в которой Изучаютсяпроцессы и механизмы восприятияи оценки людьми различны*социальных объектом, событий, других людей. |
Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его соци-ально-психологи чес кий статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положи-тельный социометрический статус. И далее, чем выше само-оценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже i юложи-тельныйсоциометрический статус или выше отрицатель-
ный статус, в зависимости от
Глава 5
Особенности Я-концепции подростка
поведенческих особенностей человека, проявляющихсяпо отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «нренсбрегасмых», склонные к нонконформизму — вгруппу «отвергнем ЫХ&.
Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе, i !ри этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения и коллективе нередко является одной из главных причин возникновенияконфликтных ситуаций.
Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе как л сторону переоценки, так и в сторону недооценки может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к Товарищам,прояв-дия пренебрежение, недооценка же нриводит к возникновению у подростка неуверенности, отчужденности.
Самооценка и педагогическая оценка
В отечественнойпсихологии вопрос влиянияпедагогической оценки на самооценку подростков был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую ([««действие па интеллекту-альную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формируетзнание ребенка о самом себе и переживание им собственныхкачеств, т.е. самое о-чиам не н самооценку.
Оценочное воздействие воспитателя влияеттакже на складывающиеся взаимоотношениядетей в классе, их взаимооценку,выражающуюся, например, и популярности и репутации каждого отдельного ученика (1948).
На основе современных научных знаний можно с достаточной уверенностью утвержда гь, что связь между успеваемостью школьников и их представлениями о своих способностях носит характер взаимовлияния. Учебные успехи, учительские опенки влияют на самооценку, так как успешность в освоении знаний является, в современной системе образования главным показателем личностнойзначимости. Под влиянием постоянной оценки представления о себе часто приобретают негатин-iibiii характер, самооценка оказывается заниженнойи напран-леннойлишь на успехи а учебной деятельности.
Но и самооценка н свою очередь воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, МО-* тивации, уверенности всвоих силах. Дети, представления которых о себе не допускают высоких достижений, обычно реализуют эти представления и учатся плохо. И наоборот, дети, обладающие более высокой самооценкой и позитивными представлениями о своих учебных способное i ях,обычно учатся гораздо лучше.
Исследования
Исследование Э.Л. Носенко былонаправлено па выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности сю обучения. Автор предположила, что в осноне механизмавлияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка.
Результаты исследований показали, чти уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективностиинтеллектуальной деятельности, гак и на время со выполнения,если н ситуации присутствуют эмоциональныефакторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность закачество деятельности и др.).
У подроаковс низкой самооцешсой показатели качества деятельностии эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростком с высокой самооценкой, авремя выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к змо-циогенным ситуациям, что и приводит к возникновениюэмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени ныполнепия деятельности (1998).