Структура возрастной психологии и психологии развития, их место в системе психологических наук и наук о человеке. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.
Структура возрастной психологии и психологии развития, их место в системе психологических наук и наук о человеке. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.
Итак, возрастная психология - особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Во-первых, психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспортеНо эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
Во-вторых, начальные возрастные периоды образуют детство - целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство - явление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности - дети копируют в своих играх отношения взрослых, семейные и профессиональные, осваивают основы наук.
Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, - акцент на динамике развития. Поэтому ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» - происхождение, становление). Тем не менее, возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Каждый возраст - это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития.
Методы обработки данных.
- методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.
- методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.
4. Интерпретационные методы -Генетиеский (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а такжчритические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития.
- Структурный метод устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.
Теории развития человека: теория рекапитуляции (С. Холл), теория трех ступеней (К. Бюлер), нормативный подход к исследованию развития (А. Геззел, Л. Термен), теория конвергенции двух факторов (В. Штерн)
Теория рекапитуляции С. Холла.
Онтогенез рассматривается как сокращенное повторение филогенеза.
Гитченсон выделил 5 периодов развития культуры, соотнеся их с развитием ребенка.
- период дикости – ребенок тащит все в рот. Копание в земле (0-5 лет)
- Период охоты – страх к чужим, детские шайки, игры (4-9-12 лет)
- Период пастушества- любовь к животным, строит шалаши (9-12-14 лет)
- Период земледельчества – любовь к садоводству (9до 16 лет)
- Промышленно-торговый период – деньги, интерес ко взрослой жизни (пик в 18-20 лет)
Теория 3х ступеней К. Бюлера.
Ребенок в своем развитии проходит 3 ступени
- Инстинкт – наследственные способы поведения, которые проявляются при воздействии стимулов.
- Дрессура – дает возможность приспособления к жизненным обстоятельствам.
- Интеллект.
При переходе от одной стадии развития к другой развиваются эмоции. Переходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу.
Нормативный подход к исследованию развития А. Геззел, Л. Термен.
Ввелипонятие развитие в течении всей жизни. В своих исследованиях а. Геззел ограничился чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению «приросту поведения» , не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой. Он подчеркивал зависимость развития лишь от созревания. Термен вывел закон: темп развития человека постепенно уменьшается. Поведение (по ходу развития) сменяет определенные стадии. Происходит обычный прирост поведения. Развитие – это самообуславливающийся процесс адаптации к окружающей среде.
Они стали изучать достижения ребенка на каждой стадии развития.
Теория конвергенции двух факторов.Штерн.
Объединяет среду и наследственность. Наследственность играет главную роль, а среда лишь роль условий, в которых формируются наследственно-обусловленные особенности психики.
Билет 6 . Теории развития человека: теории научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер), теории социального научения ( Н. Миллер, Дж. Доллард, А. Бандура), когнитивная теория (Ж. Пиаже), когнитивное развитие в социальном контексте (Л. С. Выготский).
Теория научения Э. Торндайк, Б. Скиннер.
Они отождествляли развитие с научением. Это появляется благодаря условным реакциям. Сначала идет реакция человека, а потом стимул. Здесь нужно чтобы после действия следовало подкрепление (Пр. мышь) Б. Скиннер выделил несколько видов подкрепления: положительные и отрицательные. Т.е. если мышке дать сыр или ударить током. Он сказал что любое развитие человека можно сформировать. Развитие – это сумма различных обучений.
Теории социального научения.
А. Бандура.
Уделял большое внимание тому, что человек может делать сознательно. Человеку склонно подражать. Научение происходит посредствам наблюдения
Н. Миллер, Дж. Доллард.
Научение поведению происходит благодаря наблюдению. Большая роль мотивации в научении.
2 вида побуждений: 1.первичное (драйв)- из органических потребностей(голод, жажда, половые влечения) 2.вторичное – психическое (гнев, вина, страх)
Когнитивная теория Ж. Пиаже.
Центральное место занимает равновесие между организмом и окружающей средой.
2 пути установления равновесия между средой и организмом:
- Приспособление внешней среды к себе, путем ее изменения
- приспособление к среде, путем изменения себя.
Развитие и усложнение схем действий усложняется с приобретением человеком опыта, за счет интериоризации действий. Это преврашение действий во внутренние операции.
2 механизма превращения действий во внутренние операции:
- Механизм ассимеляции – индивид приспосабливает новую ситуацию к существующим у него схемам, не изменяя схему. Индивид уточняет и совершенствует имеющиеся у него схемы действий.
- механизм аккомодации – индивид приспосабливает свои схемы действий к новой ситуации, изменяя схемы. (Пр. ребенок учится есть ложкой, поначалу сосет ложку)
Взаимоотношение ассимеляции и аккомодации возникает благодаря логическому мышлению.На ранних этапах развития происходить умственная операция – компромисс между ассимеляцией и аккомодацией. Развитие интеллекта связано с процессом развития этих структур.Операция – интериоризированное предметное действие ставшее обратимым.Минус этого подхода в том, что изучается эмоционально – социальное развитие, уделяется мало внимания интеллектуальному развитию.
Когнитивное развитие в социальном контексте. Л.С. Выготский.
Он указывал на социальную среду развития человека. Выделял низшие психические функции и высшие психические функции. Низшие психические функции не поддаются регуляции со стороны человека. Высшими психическими функциями человек управляет. Интериоризация – фундаментальный закон развития высших психических функций в филоганезе и онтогенезе
ВПФ возникают как форма коллективного поведения, сотрудничество с людьми путем интериоризации становится индивидуальными функциями человека.
В общее понятие ВПФ включает 2 группы явлений, которые в совокупности образуют процессы развития высших форм поведения ребенка: 1.процесс овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления. 2.процесс развития специальных ВПФ – Произвольное внимание.
Отношение к среде меняется с возрастом, т.е. человек свое отношение меняет развиваясь =>сама роль среды меняется.
Ряд законов психического развития ребенка:
- детское развитие имеет сложную организацию во времени, т.е. свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и свой темп, который меняется в разные годы жизни.
- Закон метаморфозы в детском развитии. Развитие-цепь качественных изменений.
- закон неравномерности детского развития – каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития
- Закон развития ВПФ. Отличительные признаки ВПФ – это опосредованность, осознанность, произвольность,
- системность. Они формируются прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества
Развитие ВПФ связано с обучением, оно не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов => это развитие проходит ряд стадий.
Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биозаконов, а действию общеисторических законов.
У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически-выраженных форм и способов деятельности.
Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а их система. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает.
Движущая сила психического развития – ОБУЧЕНИЕ
РАЗВИТИЕ – процесс формирования личности, совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека.
ОБУЧЕНИЕ – внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.
Обучение НЕ тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития(ЗБР), приводит в движение внутренние процессы развития.
Билет 7 Теории развития человека:
психоаналитическая теория (З. Фрейд), эпигенетическая теория (Э. Эриксон), теории «я» и гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).
1.Психоаналитическая теория (З. Фрейд)
Источник развития – влечения и инстинкты. Ведущее понятие ЛИБИДО, которое лежит в основе сексуального влечения человека.
Весь процесс детского развития проходит в 5 стадий:
- Оральная 2.Анальная 3.Фаллическая 4.Латентная 5.Генитальная
На каждой стадии развития либидо сосредотачивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей.
- Удовлетворение потребностей, инстинктов, желаний на ранних стадиях развития является главным мотивом поведения ребенка (господствует ИД)
- Далее поведение находится под влиянием родителей => контроль потребностей, возникает ЭГО
- Когда требования и ценности окружающих становятся требованиями и оценками к самому себе возникает СУПЕРЭГО.
Эпигенетическая теория Э. Эриксон.
Чтобы развитие продолжалось ребенок должен преодолевать определенные кризисные ситуации. Процесс развития продолжается от рождения до смерти. Удовлетворение инстинктов является лишь 2 из движущих сил развития. Не меньшее значение имеет приобретенный ранее опыт. Он говорил о влиянии культуры и общества на развитие ребенка. У Эриксона существует идея о групповой и личностной идентичности.
Теории «я» и гуманистическая психология. А. Маслоу, К. Роджерс.
Психология развития как результат собственного выбора, сделанного человеком.
Процесс развития – спонтанный.
Движущая сила развития – стремление к самоактуализации (Маслоу), к актуализации (Роджерс).
Стремление к самоактуализации - врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Стремление к актуализации –врожденная тенденция личности развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность.
Роджерс: поведение человека зависит от того, как он воспринимает свое окружение. Положительное отношение окружающих способствует личностному развитию.
Билет 8.
Движущие силы и условия психического развития.
Всю совокупность теорий человеческого развития можно объединить:
– биологизаторское направление (Холл, Геккель, Штерн) – человек – биологическое существо. Наследственность определяет весь факт психического развития.
– социологизаторское направление (Локк) – основной фактор развития – среда.
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики человека.
Необратимость – отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию. Реализуется движением от низших форм к высшим.
Закономерность – проявляется в существовании устойчивых связей между новообразованиями процесса развития:
1. Структура и динамика созревания мозга заданы генетически. Являются самыми важными услоиями развития. Социальный опыт – источник развития.
2. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, которые возникают и решаются в ходе развития.
3. Развитие совершается постепенно, но в нем могут присутствовать и скачки. Количественные изменения, накапливаясь, подготавливают переходы к новым качественным состояниям.
Рост – количественные соматические изменения.
Созревание – все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста.
Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое.
Билет 11
Роль деятельности и общения в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и развития.
Леонтьев показал, как взаимодействует деятельность и развитие.
Ведущая деятельность – понятие вводит Леонтьев.
– каждому возрасту присуща своя ведущая деятельность. И в этой деятельности:
- формируются психические процессы;
- формируется личность;
- закладываются основы следующей ведущей деятельности.
Ведущие виды деятельности:
0–1 год – эмоциональное общение.
1–3 года – предметно-манипулятивная деятельность.
3–6-7 лет (дошкольный возраст) – ролевая игра.
6-7–10-11 лет (младший школьный возраст) – учебная деятельность.
Подростковый возраст – общение, установление интимно-личностных отношений.
Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.
Взрослый возраст – реализация, самореализация через создание каких-либо продуктов = продуктивная деятельность.
Пожилой и старческий возраст – продуктивность и передача опыта (как правило, ведущий тип деятельности не выделяют).
Рубинштейн показал единство деятельности и психики.
Обучение и развитие.
- Развитие определяет характер обучения. Роль обучения зависит от условий р-я.
- Обучение закладывает уровень развития. Нужно построить правильную методику и тогда мы сможем иметь развитие, которое захотим.
- Единство обучения и развития. Выгодский: Обучение должно всегда предшествовать развитию.
- Обучение опережает психическое развитие, опирается на него и прокладывает ему дорогу. Мы можем выделить сензитивные периоды. Каждый возраст будет отличаться избирательностью, восприимчивостью к различным видом обучения.
Билет 12.
Закономерности психического развития.Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять. Существуют общие закономерности развития, которым подчиняются все психические феномены, и существуют частные закономерности развития
Выготский Л.С выделят: 1.Цикличность . 2.Неравномерность. 3.Метаморфозы. 4. Сочетание процессов инволюции и эволюции.
Билет 14, 15.
Эпохи, или стадии развития завершаются кризисами развития. Кризисом является расчленение ранее бывшего единым элемента, которое связано с динамикой перехода от одного возраста к другому. Это процесс появления новых сторон в психике, перестройка связи между существующими в психике объектами. Характеризуя кризис, Выготский пишет, что в это время ребёнок меняется весь, в целом, границы кризиса размыты, а кульминация обязательна, в это время дети трудновоспитуемы, даже по сравнению с самими собой в стабильные периоды своего развития, кризис вызывает внутренняя логика самого процесса развития, а не внешние условия. В кризисе не возникает новых интересов и видов деятельности.
Билет 16. Основные подходы к построению возрастной периодизации в трудах отечественных психологов.
В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое – изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе – вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие "возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе. Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.
В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.
В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:
Билет 17.Основные теоретич. подходы и периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина
Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:
-исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;
-подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;
-представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;
-выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;
-выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.
Возрастные периоды | Ведущая деятельность | |
Младенческий Раннее детство Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Юношеский возраст | Общение со взрослым Предметная деятельность Игра Учебная деятельность Общение со сверстниками Учебно-профессиональная деятельность | |
Эпоха детства (3-11 лет).
1 Дошкольное детство (3-7 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка паролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения.
Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.
2. Младшее школьное детство (7-11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими - его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе. Наступает следующая эпоха
После 30 лет жизни функциональные сп-сти начинают медленно и неуклонно снижаться. 1-я половина жизни – накопление жизненной энергии, 2-я – сохранение баланса, 3-я – ослабление. После 30 лет спортсмены уходят из большого спрта, т.к. заметно снижается быстрота реакций, скорость мышления.
Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижается, ухудшается кратковременная память, но долговременная остается прежней.
Структура возрастной психологии и психологии развития, их место в системе психологических наук и наук о человеке. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.
Итак, возрастная психология - особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Во-первых, психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспортеНо эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
Во-вторых, начальные возрастные периоды образуют детство - целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство - явление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности - дети копируют в своих играх отношения взрослых, семейные и профессиональные, осваивают основы наук.
Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, - акцент на динамике развития. Поэтому ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» - происхождение, становление). Тем не менее, возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Каждый возраст - это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития.