Обнаружение, фиксация и изъятие следов транспортных средств
Следы транспорта обнаруживают в местах дорожно-транспортных происшествий или на местах происшествий, где транспортное средство использовалось в качестве орудия или средства преступления. Для их обнаружения требуется хорошее освещение и тщательный осмотр местности.
Следы шин можно обнаружить при осмотре полотна дороги места происшествия и предметов, обнаруженных на нем, а также обочин, кюветов, подъездов к месту происшествия и мест стоянки транспорта.
В большинстве случаев следы автотранспорта не удается изъять в натуральном виде. Поэтому специалисту необходимо их тщательно изучить и фиксировать на месте их обнаружения. Для этого следы осматриваются на возможно большем протяжении в целях обнаружения участка с наиболее четким отображением признаков шин. Чтобы установить особенности шин всех колес, надо изучить следы на повороте или на месте разворота транспорта. Для выявления частных признаков шин и определения их устойчивости осмотру подлежит каждый след колеса на протяжении не менее двух его оборотов. Для следов, оставленных шинами легковых автомо-
билей, его расстояние равно 4-6 м, для грузовиков — 6-12 м.
После осмотра места происшествия специалист проводит исследование обнаруженных следов, в результате которого могут быть предварительно установлены:
1. Групповая принадлежность транспортного средства:
а) тип (автомобиль, трактор, мотоцикл, повозка и т. д.);
б) вид (автомобиль грузовой, мотоцикл с коляской и т. д.);
в) модель (автомобиль грузовой ЗИЛ-130, автомобиль легковой
ВАЗ-2121 «Нива», трактор ДТ-75 и т. д.).
2. Взаиморасположение транспортных средств перед столкно
вением.
3. Повреждение, причиненное транспортному средству в резуль
тате происшествия (разбита фара, деформирован бампер и т. д.).
4. Вещества, попавшие на транспортное средство (пятна крови,
краска, частицы грунта).
5. Направление движения транспортного средства, которое оп
ределяют по ряду признаков (рис. 9):
а) при переезде транспортным средством лужи, жидкой грязи
брызги от передних колес отлетают вперед в сторону по направле
нию движения. В этом случае влажный след от колес, идущий в
сторону движения, постепенно будет исчезать. Аналогичные следы
образуются при переезде колесом какого-либо красящего вещества;
б) в объемном следе (вязкая глина, влажный снег) на его стен
ках отображаются признаки направления вращения колеса. При
вращении колеса на стенке следа образуются дугообразные бо
роздки и валики, расположенные в виде веера, вершина которого
обращена в сторону направления движения;
в) если ширина колеса правильно смонтирована, то некоторые
типы рисунков протектора также позволяют судить о направлении
движения. Угол, образованный деталями рисунка, раскрыт обычно
в сторону направления движения;
г) при вращении колеса со значительной скоростью пыль, песок,
снег отбрасываются назад в сторону, образуя веерообразные от
ложения, обращенные вершиной в сторону направления движения.
Вблизи такого следа иногда появляются валики в виде уступов,
крутая сторона которых указывает направление движения;
д) при переезде колесом через тонкую ветку, отдельные не
большие палочки, соломинки последние переламываются и обра
зуют угол, раскрытый в сторону движения. Транспортное средство,
двигающееся по траве, оставляет след примятой травы, наклонен
ной в сторону направления движения, а при буксировании, наобо
рот, — в противоположную сторону. При переезде через твердый
предмет, например камень, находящийся на грунте, с противопо
ложной направлению движения стороны обычно возникает не
большой зазор вследствие сдвига предмета вперед;
е) в месте поворота между следами передних и задних колес
образуются углы. Более острый угол показывает направление дви
жения.
Для решения вопроса о групповой принадлежности транспортного средства по следам колес необходимо установить модель шины, количество колес, их колею и базу.
Рис. 9. Определение направления движения транспортного средства по его следам
§ 5. Методика идентификации транспортных средств по следам шин
В зависимости от вида следов или других объектов, изъятых при осмотре дорожно-транспортного происшествия или при осмотре транспортного средства, на разрешение экспертизы ставят следующие вопросы:
1. К какому типу (виду, модели) относится транспортное средст
во, которым оставлены следы колес?
2. В каком направлении двигалось транспортное средство?
3. Оставлены ли следы колес или других частей колесами или
частями конкретного транспортного средства?
4. Составляли ли ранее одно целое осколки стекла или другие
объекты с частями стекла фар, подфарников, кузова или других
частей конкретного транспортного средства?
5. Оставлены ли вмятины, царапины или другие следы на кон
кретном транспортном средстве в результате столкновения этого
средства с определенным предметом (столб, дерево, перила и т. д.)
на месте происшествия или другим определенным транспортным
средством?
6. Являются ли нитки или кусочки ткани или других предметов,
обнаруженные на транспортном средстве, частями одежды потер
певшего или каких-либо предметов, находившихся на месте про
исшествия.
Однако следует оговориться, что приведенный перечень не исчерпывает всех тех вопросов, которые могут возникнуть при расследовании определенного события.
Трасологическая экспертиза следов шин автомототранспортных средств проводится с целью установления конкретного транспортного средства, оставившего след. Как и в других идентификационных экспертизах, на исследование представляют разные виды объектов. Во-первых, подвергаются изучению объекты со следами шин (например, одежда потерпевшего) или их копии в виде слепков, фотоснимков, оттисков и, во-вторых, транспортное средство или шина — в случае, когда известно, каким колесом оставлен след. Если представить на экспертизу транспортное средство или шину невозможно или нецелесообразно, то эксперт должен выполнить необходимую часть исследования на месте происшествия или изготовить экспериментальные образцы следов шин для дальнейшего лабораторного исследования.
В соответствии с общими принципами трасологической идентификационной экспертизы в данном исследовании выделяют четыре стадии:
1. Предварительное исследование.
2. Детальное исследование, включающее три этапа:
— раздельное исследование;
— экспертный эксперимент;
— сравнительное исследование.
3. Оценка результатов исследования и формулирование выводов.
4. Оформление материалов исследования.
Каждая предыдущая стадия подготавливает и способствует проведению последующей, поэтому границы между ними весьма условны.
Предварительное исследование.Получив постановление о назначении экспертизы и объекты, подлежащие исследованию, эксперт прежде всего уясняет суть заданных вопросов, проводит осмотр объектов, убеждаясь в том, что они соответствуют указанным в постановлении. Успешное проведение экспертизы следов шин во многом зависит от знания экспертом обстоятельств происшествия. В первую очередь нужно установить условия и механизм следообразования, время изъятия и способы фиксации следов.
Изучая условия образования следов, эксперту необходимо установить свойства следовоспринимающей поверхности, определить, груженым или нет было транспортное средство, изменялось ли давление в шинах. Важно знать время, прошедшее с момента образования следов до изъятия колеса или экспериментальных образцов, а также'учитывать, насколько интенсивно использовалась шина за истекший период, не подвергалась ли она ремонту.
Предварительное исследование шины направлено на изучение ее основных конструктивных элементов (вида рисунка, шага или ширины беговой дорожки, общих размеров и т. д.), а также на установление ее типа и модели.
Затем эксперт знакомится с копиями следов, представленными на исследование, читает сопроводительные надписи на бирках, определяет качество и количество копий. Если представлены фотоснимки следов, необходимо обращать внимание на их четкость, соблюдение правил масштабной съемки.
Первая стадия экспертизы заканчивается составлением плана дальнейшего исследования и фотографированием объектов по правилам масштабной фотосъемки.
Детальное исследование.На этой стадии наиболее трудоемким является этап раздельного исследования. Основные задачи
данного этапа — установление и изучение идентификационных признаков и их последующий анализ.
Как и при любом идентификационном исследовании, вначале определяют групповую принадлежность шины, оставившей след. Для этого исследуют общие признаки, отобразившиеся в следе (размеры в целом, ширину и шаг беговой дорожки, рисунок протектора и размеры его отдельных элементов и т. д.), позволяющие установить модель шины. В случаях когда полученные данные соответствуют нескольким моделям шин, перечисляют все эти модели.
Явное несоответствие выявленных общих признаков идентифицирующего объекта с общими признаками проверяемого дает возможность эксперту сделать вывод об отсутствии тождества. Если результаты сравнения общих признаков не позволяют исключить проверяемую шину, то переходят ко второму этапу раздельного исследования — изучению частных признаков. Для этого в следах выделяют наиболее четкие отображения индивидуальных особенностей шины (неокрашенные участки в поверхностном следе, выступы и углубления в слепке), определяют их форму, размеры, местоположение относительно краев беговой дорожки и взаиморасположение. Затем совокупность выявленных признаков оценивают с точки зрения ее индивидуальности и достаточности, что позволяет решить вопрос о пригодности следа для дальнейшего анализа.
Таким же образом исследуют шину или экспериментальные следы, присланные в качестве объектов сравнения, причем уже на этом этапе сопоставляют общие и наиболее ярко выраженные частные признаки. Их различие служит основанием для вывода об отсутствии тождества и окончания исследования.
При совпадении указанных признаков приступают к локализации участка беговой дорожки, которым мог быть оставлен след. Наиболее простой способ поиска — это разбить поверхность шины на несколько участков и последовательно их изучить.
Дальнейшее детальное исследование локализованного участка ставит своей целью не только выявить все особенности рельефа, но и определить их происхождение (в результате изготовления, эксплуатации или ремонта). Эти особенности изучают и оценивают с точки зрения их конфигурации, размеров места положения и взаиморасположения. В заключение проводят анализ идентификационных признаков исследуемой шины и дают оценку ее пригодности для дальнейшего исследования.
Экспертный эксперимент. Основные задачи данного этапа заключаются в проверке механизма следообразования, устойчивости
отображения признаков и в получении образцов для сравнительного исследования. Необходимо при проведении эксперимента создать условия, с одной стороны, максимально приближенные к тем, которые были в момент следообразования, а с другой — позволяющие наиболее четко и полно изучить отображение индивидуальных особенностей шины. Для этого она должна быть тщательно очищена от грязи. Экспериментальные поверхностные следы получают на ровной площадке, покрытой плотной бумагой. На беговую дорожку шины предварительно наносят типографскую краску, а затем делают не менее двух оттисков полной окружности шины (если следообразующий участок не установлен) или определенного участка. При необходимости изготовления гипсового слепка используется мягкий увлажненный грунт.
Вместе с тем экспериментальные следы, полученные экспертом в лабораторных условиях, не всегда удовлетворяют требованиям, предъявляемым к образцам для сравнительного исследования, так как не учитываются давление воздуха в шине и нагрузка на нее в момент следообразования. Поэтому в необходимых случаях экспертный эксперимент проводят в тех же условиях, при которых произошло расследуемое событие.
Сравнительное исследование является наиболее важным этапом рассматриваемой стадии. В основном здесь применяется метод сопоставления, реже — наложения одномасштабных фотоснимков или совмещения выделенных признаков.
Метод сопоставления признаков объектов заключается в непосредственном сравнении (его копий) с протектором покрышки или экспериментальным следом. Вначале сопоставляют одноименные общие, а затем частные признаки. Их сравнивают по форме, размерам, местоположению и взаиморасположению. При этом участвуют возможные искажения перечисленных признаков, обусловленные эластичностью шины и различными условиями следообразования. При сравнении можно использовать и принцип построения геометрических фигур, который заключается в следующем: однозначные признаки соединяют прямыми линиями, после чего сопоставляют полученные геометрические фигуры (их форму, размеры сторон, углы между сторонами).
Используются также координатные сетки, впечатываемые в фотографии либо просто накладываемые на изображение во время сравнительного исследования.
Способ совмещения признаков применяют в основном для сравнения динамических следов.
Способ наложения изображений эффективен, если следы (их копии) равновелики или подобны образовавшим их объектам. Ввиду того, что такое идеальное отображение признаков, как отображение динамических следов транспорта в практике встречается редко, то методы совмещения и наложения обычно не применяются.
Оценка результатов исследования и формулирование выводов
Результаты раздельного и, главным образом, сравнительного исследований оцениваются исходя из общих положений трасологи-ческой экспертизы, с учетом не только признаков объектов, но и особенностей механизма следообразования.
В процессе идентификационного исследования эксперт, как правило, не устанавливает полного совпадения признаков. Наряду с совпадениями обнаруживают и ряд различий, из-за чего возникает вопрос о последовательности оценки признаков. Практика показывает, что целесообразнее начинать с выяснения идентификационного значения различающихся признаков. Эксперт должен установить, появились ли они в результате видоизменения или разных условий отображения одного и того же признака либо это отображения двух различных признаков. Если различия закономерны и общие признаки не совпадают либо общие признаки совпадают, но различаются частные, то следует сделать вывод об отсутствии тождества. Здесь очень важно отграничить различающиеся признаки от ложных (мнимых) различий, возникающих из-за деформации объекта, которая влечет за собой искажение признаков. С учетом этого, эксперт должен производить оценку различий, основываясь на признаках, характеризующихся определенной устойчивостью к искажениям, например таких, как взаиморасположение особенностей.
После изучения различий эксперт переходит к оценке совпадающих признаков. Они рассматриваются с точки зрения достаточности, устойчивости, индивидуальности выявленной совокупности совпадающих признаков.
Достаточность совокупности выявленных признаков определяется с учетом их идентификационной значимости (частоты встречаемости) и количества. Наибольшую значимость имеют местоположение и взаиморасположение признаков, в то время как форма и размер деталей на шине подвержены существенным изменениям, а их отображениям свойственны отклонения.
Оценка степени устойчивости отображенных признаков является важным фактором исследования, позволяющим повысить надежность выводов. Так, признаки производственного происхожде-
ния (недопрессовки, отсутствие перемычек и др.) в процессе эксплуатации шины, как правило, уменьшают свою глубину и лишь незначительно форму и размер на поверхности. Иными словами, внешнее строение их достаточно устойчиво, по сравнению с аналогичными признаками, возникшими при эксплуатации (трещины, разрезы и др.), изменение которых происходит быстрее.
Экспертный вывод готовится на протяжении всего хода экспертизы и основывается на результатах детального исследования, а также количественно-качественной характеристике совпадающих и различающихся признаков. Если формулируется общий вывод о наличии тождества, эксперт должен объяснить причины возникновения тех или иных различий. При отрицательном выводе о тождестве следует давать всю возможную информацию об искомом объекте.
Вывод в категорической положительной форме формулируется таким образом: «След, зафиксированный в гипсовом слепке, изъятом с места происшествия (конкретно), образован протектором шины модели... установленной на левом переднем колесе автомобиля...».
При категорическом отрицательном выводе эксперт указывает: «След, зафиксированный в гипсовом слепке, изъятом с места происшествия (конкретно), образован не шиной, установленной на автомобиле... Данный след образован шиной модели... которая может быть установлена на автомобилях следующих марок...».
Оформление материалов исследования.Структурно заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов, которые отражают ход и результаты исследования.
Вводная часть, где излагаются обстоятельства дела, должна содержать все имеющиеся данные как о следах, так и о проверяемой шине (величину пробега, дорожно-климатические условия ее эксплуатации за период между событием преступления и моментом изъятия, сведения о возможном ремонте и т. д.).
В исследовательской части представлены данные, полученные экспертом в ходе предварительного и длительного исследований каждого следа, проверяемой шины или ее экспериментальных образцов.
От результатов исследования и формы выводов существенно зависит и содержание фототаблицы, прилагаемой к заключению эксперта.
Если сделан отрицательный вывод о наличии тождества и определена модель шины, оставившей след, то содержание фото-
таблицы такое же, как и при установлении модели шины. В случае положительного результата идентификационной экспертизы в фототаблицу необходимо поместить, кроме снимков общего вида объектов, увеличенные изображения участков с наиболее важными совпадающими деталями, а на снимке шины отметить часть беговой дорожки, соответствующей данному следу.
Экспертиза следов колес с жесткой шиной проводится по методике, принципиально не отличающейся от следов пневматических шин.
Выше отмечалось, что на местах дорожно-транспортных происшествий кроме следов шин остаются другие следы. Определенные следы проявляются и на самом транспортном средстве.
Следы столкновения исследуются по методике исследования следов орудий взлома. Однако в данном случае вопрос решается не по одному следу, оставленному какой-либо частью автомобиля, а по совокупности всех следов, возникших в результате столкновения. Поэтому отделять какие-либо детали транспортного средства для проведения экспертизы нельзя, так как при этом уничтожается много признаков (высота, положение, взаимное расположение).
Отделившиеся от автомобиля части исследуются по методике установления целого по частям, аналогично исследуются и обрывки одежды потерпевшего, обнаруженные на автомобиле.
Частицы краски и каких-либо других веществ направляются на химическое или другое исследование.
Обнаружение, фиксация и тщательное исследование всех следов транспортных средств служат быстрейшему установлению события происшествия и розыска лиц, его совершивших.
Экспертиза следов гусениц,