Колесного гужевого транспорта и саней

Экспертиза следов гусениц, колесного гужевого транспорта и саней выполняется по общепринятой методике трасологической экспертизы. Однако правильное проведение исследования требует от эксперта знания механизма следообразования, а также особенно­стей отображения и анализа признаков следообразующего объекта.

Следы гусениц. Следы гусениц возникают вследствие статиче­ского (по нормали) и динамического (по касательной) воздействий тракторов на следовоспринимающую поверхность. При этом дина-

мическое воздействие очень незначительно и проявляется лишь в начале и конце контакта. В объемных следах за счет скольжения образуется сдвиг.

К числу общих признаков ходовой части гусеничных транспорт­ных средств следует отнести:

— размер колеи;

— ширину и шаг (длину одного звена) гусеницы;

— количество звеньев;

— форму и размер грунтозацепов.

Для определения ширины колеи необходимо измерить расстоя­ние между следами гусениц: либо по центру, либо между их внут­ренним и наружным краями.

Ввиду того что в поверхностных следах отображаются лишь гребни грунтозацепов, общая ширина которых несколько меньше полной ширины звена гусеницы, последнюю можно измерить толь­ко в объемном следе.

Общее количество звеньев устанавливают, если в следе имеют­ся два последовательных отображения одной и той же особенности.

Частными признаками гусениц (звеньев) являются наличие, форма, размер, местоположение и взаиморасположение различ­ных повреждений и дефектов грунтозацепов. Эти признаки отобра­жаются, как правило, в объемных следах.

Следы колесного гужевого транспорта. К колесному гужевому транспорту относятся повозки, у большинства которых используют­ся деревянные колеса с металлическими шинами. Протяженность их следов на месте происшествия, как правило, невелика. При этом в роли объектов исследования выступают чаще всего объемные следы, зафиксированные в гипсовых слепках. Изготовление колес носит в основном кустарный характер, поэтому они являются носи­телями целого комплекса индивидуальных особенностей.

К основным деталям колеса относятся: центральная ступица, ступицы и деревянный обод. На обод одевают предварительно ра­зогретую сварную металлическую шину в виде обруча. После ох­лаждения шина плотно охватывает обод, а для надежности допол­нительно крепится к нему с помощью муфт, болтов и гвоздей.

Часто ширина обода и шина не соответствуют друг другу, или при одинаковой ширине шина несколько смещена относительно обода. Указанная особенность отображается в следе в виде уступа.

При исследовании колес с металлическими шинами в качестве

Колесного гужевого транспорта и саней - student2.ru Колесного гужевого транспорта и саней - student2.ru идентификационных признаков могут быть использованы:

— длина окружности, ширина и толщина металлической шины;

— ширина обода;

— форма, размеры сварочного шва;

— наличие, форма, размеры, местоположение и взаимораспо­
ложение средств крепления шины (головок, болтов, гвоздей и т. д.);

— наличие, форма, размеры, местоположение и взаимораспо­
ложение неровностей в виде выступов и углублений, образовав­
шихся в процессе изготовления или эксплуатации шины.

Необходимо отметить, что при проведении данного исследова­ния идентифицируемым объектом является колесо, а не повозка, так как колеса на ней могли быть заменены. Замена металлической шины маловероятна, хотя и не исключена.

Следы саней. Следообразующими частями саней являются два деревянных полоза с укрепленными на них металлическими шина­ми. Полозья при перемещении по снежному покрову образуют пло­скостные динамические следы скольжения. Исследование их про­водится по общей методике трасологической экспертизы, но с уче­том ряда особенностей механизма следообразования.

Движение полозьев чаще всего происходит в двух направлениях — продольном и боковом (раскат).

Если полозья расположены под углом друг к другу или к линии направления движения, образуемый след оказывается шире, чем сам полоз. Более того, даже в индивидуальных условиях в следе отображается лишь наиболее широкая контактирующая часть по­лоза или шины. Указанные особенности механизма следообразо­вания в ряде случаев затрудняют или даже исключают возмож­ность определения некоторых признаков.

Одним из основных общих признаков саней, кроме шины полоза, является их колея, определяемая расстоянием между серединами или наружной и внутренней границами следов полозьев.

К частным признакам относятся:

— размер, местоположение и взаиморасположение валиков и
бороздок, являющихся отображением дефектов нижней поверхно­
сти полоза (трещин, заусениц и т. д.), а также средств крепления
шины (гвоздей, болтов, шурупов и т. д.);

— соотношение ширины полоза и шины, а также положение по­
следней относительно краев полоза ( на наличие металлической
шины указывает ступенчатость следа).

Следует иметь в виду, что частные признаки обоих полозьев рассматриваются в совокупности, как признак одного объекта.

Выявленные особенности сравнивают с соответствующими ха­рактеристиками не только ходовой части исследуемых саней, но и, при необходимости, с экспериментальными следами, полученными в условиях, аналогичных существовавшим на месте происшествия.

При оценке выявленных различий учитывают особенности ме­ханизма следообразования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин Р. С. Курс криминалистики: В 3 т. М., 1997. Т. 2.

2. Грановский Г. Л. Основы трасологии (Особенная часть). М., 1974.

3. Житомирский М. М., Прищепа В. М. Криминалистическое исследо­
вание следов автомобильных шин со съемным протектором // Криминали­
стика и судебная экспертиза. 1973. № 10.

4. Зуев Е. И., Капитанов В. Е. Трасологические исследования по де­
лам о дорожно-транспортных происшествиях. М., 1983.

5. Ивашков В. А., Слепнева Л. И. Предварительное исследование ма­
териальных объектов на месте происшествия. М., 1992.

6. Ищенко П. П. Получение розыскной информации в ходе предвари­
тельного исследования следов преступления. М., 1994.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под
ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 1997.

8. Криминалистика / Под ред. В. А. Образцова. М., 1995.

9. Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2: Техника, так­
тика, организация и методика расследования преступлений. Волгоград,
1994.

10. Криминалистическая экспертиза. М., 1968.

11. Криминалистическая экспертиза: Курс лекций. Вып. 1: Трасологиче-
ская экспертиза / Под ред. Б. П. Смагоринского. Волгоград, 1996.

12.0 безопасности дорожного движения: Закон РФ от 15 ноября 1995 г.

13. Осмотр места происшествия / Под ред. И. М. Дворкина. М., 2000.

14. Особенности исследования некоторых объектов традиционной кри­
миналистической экспертизы: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Снеткова. М.,
1993.

15. Отпечатки протекторов шин транспортных средств. М., 1987.

16. Колесного гужевого транспорта и саней - student2.ru Правила дорожного движения Российской Федерации. М., 1995.

17. Применение данных трасологии при расследовании дорожно-
транспортных происшествий. М., 1976.

18. Пророков И. И. Криминалистическая экспертиза следов. Волгоград,
1980.

19. Сова Ф. П. Следы шин автотранспортных средств и их использова­
ние в розыскной и следственной практике. М., 1978.

20. Судебная транспортно-трасологическая экспертиза. М., 1977.

21. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-
транспортных происшествиях (диагностические исследования). М., 1988.
Вып. 1,2.

22. Трасология: Справочник. Ч. 2: Механоскопия. Волгоград, 1998.

23. Ярмак В. А., Жигалов Н. Ю. и др. Метод косвенного определения
общих признаков автомобиля по следам поворота // Экспертная практика.
М., 1992. №34.

ГЛАВА 9

Колесного гужевого транспорта и саней - student2.ru ЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОДЕЖДЫ И ЕЕ СЛЕДОВ

Наши рекомендации