Производственная практика: Научно-исследовательская работа
Производственная практика: Научно-исследовательская работа
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики
Для освоения практики обучающиеся должны:
Знать:
- психолого – педагогические методы исследований в дефектологии;
- основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.
Уметь:
- анализировать программно-методическую литературу;
- обосновывать актуальности и значимости темы исследований;
- анализировать состояния предмета исследования;
- выявлять степень изученности, динамики изменения, тенденции и перспективы развития и проблем, требующих своего решения;
- использовать современные методики анализа и решения практических задач или вопросов, поставленных в работе;
- применять дифференцированно методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями психофизического развития;
- корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания;
- проводить научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работы по выбранной теме;
- интерпретировать результаты исследования;
- обобщать полученные в результате проведенных исследований материалы и формулировать выводы;
- применять методы математической и статистической обработки; данных исследования;
- защищать результаты собственного научного исследования;
- обосновывать практическую значимость рекомендуемых предложений;
- выполнять психолого-педагогическое осмысление полученных результатов исследования;
- готовить методические рекомендации к использованию разработок в коррекционно - педагогическом процессе.
Владеть:
- формами и методами научного познания;
- навыками сбора и обобщения исторических и современных научных данных;
- современными методами поиска, обработки и использования научной информации;
- методами психолого-педагогического исследования, умениями обработки и качественного анализа экспериментальных данных;
- статистическими методами обработки и анализа экспериментальных данных;
- способами проектирования, оформления и презентации научной работы.
Приобрести навыки:
- работы с научно-исследовательской литературой;
- анализа и интерпретации результатов исследовательской деятельности;
- проведения самостоятельного исследования.
3.3.Виды отчетной документации студента-практиканта
По окончании практики обучающийся должен представить на проверку отчет, который является основным документом обучающегося, отражающим выполненную им во время практики работу. Вся отчетная документация предоставляется студентом на кафедру дефектологии и клинической психологии в течение пяти дней после окончания практики в виде папки, в содержание которой входит:
ü Титульный лист (см.Приложение 1 ).
ü Содержание (оглавление).
ü Отчет по практике (от студента в краткой форме описывается сроки, место и содержание практики, объем – 1-2 стр.). (см.Приложение 2 ).
ü Путевка студента на практику (см.Приложение 3 ).
ü Индивидуальное задание (с отметкой о выполнении). (см.Приложение 4 ).
ü Дневник практики (титульный лист, содержание). (см.Приложение5).
ü Научный доклад по результатам научно-исследовательской работы.
ü Презентация.
ü Список литературы.
Требования к отчету
Отчет о практике — основной документ, характеризующий работу студента во время практики. Объем отчета — не менее 10 страниц (без списка использованной литературы и приложений).
Отчет практиканта должен содержать следующие разделы:
1. Введение, содержащее общую характеристику организации научного исследования (по его этапам).
2. Основная часть:
– сведения о диагностическом инструментарии, который использовался;
– основные результаты исследования;
– интерпретация результатов.
3. Выводы.
В выводах отчета должны быть представлены следующие аспекты:
1. Ожидания от практики, степень их реализации.
2. Понимание необходимости исследовательской работы для педагога (психолога) для реализации профессиональных функций.
3. Трудности (внешние и внутренние), возникшие в процессе практики, пути и способы их преодоления, эффективность и конструктивность использования способов.
4. Собственные достижения, возникшие в процессе практики.
5. Степень использования имеющихся теоретических знаний, необходимость их расширения для реализации задач практики.
6. Тенденции и показатели собственного личностного и профессионального роста в процессе практики.
7. Способность рефлексировать собственную деятельность.
8. Аргументированная оценка собственной деятельности.
Приложение 1.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ и ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра ДЕФЕКТОЛОГИИ и КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
О Т Ч Ё Т
О прохождении практики
Фамилия ____________________________________________________
Имя _________________________________________________________
Отчество _____________________________________________________
Специальность (направление) ____________________________________
Группа _______________________________________________________
Место прохождения практики_______________________________________________________________
(полное название учреждения)
Оценка производственной деятельности студента-практиканта руководителем практики
от учреждения _______________________________________________________
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно – цифрой и прописью)
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ
ОТ УЧРЕЖДЕНИЯ
«Утверждаю»
(должность (руководитель)
название учреждения) (Подпись) (ФИО)
М.П.
Оценка производственной деятельности студента-практиканта руководителем учебно-производственной практики от кафедры ___________________________________
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно – цифрой и прописью)
РУКОВОДИТЕЛЬ
ПРАКТИКИ ОТ КАФЕДРЫ
_________________________________________
Приложение 2
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
(объем 1-2 стр)
Оформление отчета о прохождении практики
Отчет по практике является основным документом студента, отражающим, выполненную им работу во время практики. Отчет пишется студентом самостоятельно в соответствии с требованиями
Основные требования к содержанию отчёта по практике:
Введение:
ü цель, место, дата начала и продолжительность практики;
ü перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики.
ü Количество посещенных уроков учителей-дефектологов, однокурсников и их краткий анализ
Основная часть:
ü описание организации работы в процессе практики; описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики; краткий анализ проведенных занятий; краткий анализ внеклассной работы
ü Анализ трудностей, возникавших в процессе психологической практики;
ü перечень не выполненных заданий и не отработанных запланированных вопросов.
Заключение:
ü описание навыков и умений, приобретённых за время прохождения практики;
ü предложения по совершенствованию организации работы учреждения;
ü индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведённого вида практики.
ü На оформленном отчете студент ставит подпись и дату заполнения.
Приложение 3
Индивидуальное задание (план-график)
на_________________________________практику
Приложение 4.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ и ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра ДЕФЕКТОЛОГИИ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Д Н Е В Н И К
Приложение 5.
Методические рекомендации: модель кабинета психолога ДОУ[1]
Психолог должен:
иметь кабинет в образовательном учреждении, в котором он проводит консультативную, диагностическую и коррекционную работу;
иметь возможность проводить коррекционные и психотерапевтические занятия в зале или в тренинговой комнате, которая удовлетворяет требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям для проведения групповых занятий с дошкольниками, тренингов с родителями и воспитателями детей.
Соответственно, кабинет представителя психологической службы:
не должен находиться на большом расстоянии от групповых помещений;
ü не должен быть проходным или смежным с другими кабинетами, например физкультурным залом;
ü должен иметь хорошую звукоизоляцию и быть оборудованным кондиционерами для обеспечения свежести воздуха и поддержания необходимого температурного режима;
ü должен способствовать реализации основных функций педагога-психолога.
В соответствии с ними выделяются три основных сектора кабинета: диагностический, коррекционный, релаксационный.
Диагностический сектор
Решение задач диагностики особенностей развития детей сочетается с формированием положительного эмоционального климата, способствующего повышению у испытуемых чувства уверенности в себе и мобилизации усилий на преодоление существующих трудностей. Поэтому диагностический сектор может быт: небольшим, но должен быть достаточно уютным и комфортным. Стены пастельных (спокойных) тонов, на окне – полупроницаемая однотонная занавеска. Мягкие стулья и кресла, небольшой стол, детский стул и стулья, стенд с литературными источниками и информационными материалами. Живая зелень должна дополнять среду, радовать глаз.
Сектор должен содержать:
ü мебель для хранения игрушек, способствующих установлению контакта с детьми;
ü комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп;
ü детские стулья и столы, расположенные так, чтобы ничего не отвлекало обследуемых детей;
ü зеркало Гезелла (если диагностический и коррекционный сектора кабинета разделены стеной);
ü компьютерный набор методик для диагностики (при наличии компьютера и принтера, позволяющего сделать распечатки);
ü ксерокс (если позволяет материально-техническая оснащенность детского сада).
Эффективность работы диагностического сектора зависит от тщательной подготовки материалов, характеризующих психическое состояние изучаемых детей, с учетом требований к их возрасту и видам обучающей помощи взрослого. Поэтому рекомендуется осуществлять двойную систематизацию материалов обследования:
по возрастным группам;
по способностям детей.
Это возможно, если коробки с диагностическими заданиями для каждой возрастной группы пометить знаками, обозначающими уровень сложности: I – низкий, II – средний, III – высокий. Возможно использование цветовых маркеров для обозначения основных целей диагностики, что позволяет, если ребенок не справляется с заданиями своей возрастной группы, оперативно заменить их на соответствующие задания, подобранные для обследования детей более младшего возраста. Например, задания, направленные на изучение внимания, во всех возрастных группах будут отмечены желтым квадратом, на исследование восприятия – зеленым квадратом, на диагностику уровня развития мышления – красным квадратом и т. д.
После всестороннего обследования детей, дополненного данными динамического наблюдения, совместно с педагогами и специалистами психолог разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и в соответствии с ними строит коррекционно-развивающую работу с детьми. Дети объединяются в подгруппы с учетом зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально-волевой сферы и наличия нарушений в поведении.
Коррекционный сектор
Сектор кабинета для коррекционной работы с детьми должен иметь спокойную, нейтральную окраску стен (желательно без лишних украшений), равномерное освещение.
Освещенность помещений зависит от окраски потолка, стен, мебели. Поэтому следует выбирать светлые, теплые тона с высоким коэффициентом отражения. Потолки и стены выше 1,5 м от пола – белые; нижняя часть стен может быть светло-бежевой, светло-салатовой, разных оттенков желтого цвета, пол – светлый; рабочие поверхности столов и стульев – светло-зеленые и цвета натуральной древесины, учебная доска – коричневая, светло-зеленая.
Работа у доски важна для профилактики нарушений адаптации ребенка к условиям школьной жизни. Привыкая к оценке своей работы у доски, у всех на виду, в условиях сада, дети с проблемами в общении и обучении приобретают уверенность, смелость, а при целенаправленной работе психолога у них формируется мотивация на преодоление своих страхов и желание учиться в школе.
Доска может быть покрашена в темно-зеленый цвет и не должна иметь бликов. Чтобы снять блеск, ее протирают сразу после покраски и просыхания нашатырным спиртом (столовая ложка на стакан воды). Мел должен быть мягким и хорошего качества; хорошо использовать желтый мел; для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным материалом.
Угол рассматривания для детей, сидящих на крайних местах должен быть не менее 35°. Дети с остротой зрения менее 1,0 должны сидеть за столами ближе к той стене, у которой освещенность выше. Очень важна равномерная освещенность для детей с нарушением зрения: общая освещенность сектора должна быт 1000 люкс, освещенность на рабочем столе – 400-500 люкс.
Это подчеркивает назначение сектора – организацию проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Поэтому здесь все должно быть целенаправленным и максимально удобным. При демонстрации предметов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающее детей игрушки, картины и другие предметы.
В секторе может находиться:
ü мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, специальной литературы;
ü видеотека для консультирования воспитателей, педагогов и родителей;
ü рабочий стол педагога-психолога (одно- или двухтумбовый);
ü пакет нормативных документов, регламентирующих работу кабинета педагога-психолога;
ü материалы и пособия для коррекционной работы с детьми раннего, младшего и старшего возраста;
ü детские столы и стулья, которые должны быть удобны для работы как стоя, так и сидя; лучше – с матовой поверхностью, чтобы она не давала отблесков и не отвлекала внимания детей.
К коррекционному сектору кабинета может примыкать игровое помещение, или так называемая «игровая комната». Иногда она полностью заменяет собой коррекционный сектор. В ее оборудование входят легкая белая доска с набором цветных фломастеров (на стене), мольберт или фланелеграф, а также полки для:
ü игрушек из реальной жизни;
ü игрушек для отреагирования агрессии (солдатики, крокодил, кукла Бобо, резиновые ножи, фигурки диких животных);
ü игрушек для творческого самовыражения и освобождения эмоций (пластилин, глина, жидкая гуашь, кубики).
Специфической особенностью посещения детьми такой комнаты является установка на психотерапевтические взаимоотношения педагога-психолога и ребенка, которая формулируется при первом же посещении игровой комнаты: «Это наша игровая комната. Это такое место, где ты по-разному можешь играть с игрушками так, как тебе нравится». Действительно, игровой комнате ребенку разрешается заниматься тем, чем ему хочется, и так, как ему нравится, соблюдая минимальный ряд ограничений (не портить оборудование, не наносить себе или психологу физического вреда и др.).
Основными задачами разворачивающейся здесь игровой; терапии является демонстрация взрослым, на уровне вербального и невербального поведения, ответов на ожидания ребенка:
Вопросы – ожидания ребенка | Ответы – установки психолога |
Я в безопасности? Справлюсь ли я? Примут ли меня? | Я здесь. Я слышу тебя. Я понимаю. Мне не все равно. |
Игрушки и материалы предоставляют ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии: игровые предметы, с фиксированной функцией, игрушки и материалы для изобразительной и конструктивной деятельности ребенка, сюжетные; игрушки, неоформленные игровые предметы, которые могут быть использованы как предметы-заместители для сюжетно-ролевой игры. Игрушки подбираются так, чтобы давать ребенку возможность действовать самому, – они не должны провоцировать обращение за помощью к психологу.
Игрушки должны быть расположены в строго отведенных для них местах (открытых стеллажах, полках) для того, чтобы маленький посетитель всегда мог достать интересующую игрушку, а постоянство ее места должно внушать ребенку мысль о стабильности и безопасности окружающего мира.
Психологу необходимо позаботиться о том, чтобы здесь была мягкая мебель (диван или кресла), толстый поролоновый матрац, поролоновые мячи и ракетки, подушки, покрывала, дающие возможность, если понадобится, соорудить тканевый вигвам, чтобы в нем мог спрятаться ребенок, который не сразу может преодолеть свою стеснительность и застенчивость, страх перед контактом с незнакомым человеком. Действительно, игровая комната должна гарантировать ребенку защиту. В том числе – защиту от посторонних глаз, поэтому рекомендуется подпирать помещение так, чтобы на внутренних стенах и двери не было окон, а внешнее окно, при необходимости, можно было бы закрыть жалюзи. Стены желательно окрасить в светлые тона, поскольку они способствуют созданию яркой, жизнерадостной атмосферы.
Игровая комната может быть разделена на несколько функциональных зон: зону игр и занятий, подвижной деятельности детей, уголка живой природы и рабочую зону специалиста. К игровой комнате примыкает туалетное помещение.
Зона игр и занятий
Шкафы или стенка для хранения игрушек, строительного материала и пр.
Детские столы и стулья, имеющие размеры, соответствующие государственным стандартам.
Полки для игрушек, пособий, книг.
Диванчик.
Набор детской игровой мебели.
Настенная доска.
Зеркало.
Стол-барьер для детей от 1,5 до 2,5 года.
Ковры или ковровые покрытия.
Уголок живой природы
Желательно, чтобы уголок живой природы располагался недалеко от окна. Окно должно быть обращено на более освещенную сторону кабинета, так как естественный свет является главным экологическим фактором, влияющим на жизнедеятельность растений, создающим здесь оптимальный микроклимат. Зеленая листва комнатных растений снижает глазное давление, способствует нормальному наполнению кровеносных сосудов, облегчает приступы мигрени, препятствует гипертонии и невралгии.
Для кабинета педагога-психолога необходимо подбирать растения не слишком прихотливые, но в то же время обладающие обильной зеленой массой. В подборе растений следует учитывать еще одно важнейшее их свойство – способность выделять положительный или отрицательный заряд в воздух.
Положительный заряд имеют коланхое, герань, роза, папоротник, бегония, все луковичные, лавр. Правильное введение их в фитодизайн обеспечивает бодрость, свежесть, способствуют повышению работоспособности, нормализует функции нервной деятельности. Герань и лавр благородный способны выделять фитонциды, ослабляющие спазмы внутренних органов и способствующие уменьшению функциональных расстройств нервной системы.
Отрицательный заряд имеют кактусы, лимонный плющ, пальмы, азалии, традесканции, хлорофитум, монстеры. Они не совместимы с растениями, имеющими положительный заряд, и сказываются на улучшении самочувствия сотрудников ДОУ тогда, когда нужно «разрядить» обстановку – помогают при перевозбуждении нервной системы, повышенной раздражительности, вспыльчивости, мигренях.
Наиболее благотворное влияние на организм человека окапывают здоровые растения. Поэтому растениям необходимо обеспечить соответствующий уход. В частности, не менее 2 раз в месяц в воду для полива следует добавлять биостимуляторы. Летом полив следует производить в вечерние, а зимой – в утренние часы. Между растениями нужно ставить открытые сосуды с водой для поддержания влажности и увеличения образования фитонцидов и аэроионов.
Различные элементы интерьера по окраске должны гармонировать с комнатными растениями и между собой. Главное требование при этом – использование спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих раздражения и возбуждения. Стены живого уголка могут быть оклеены фотообоями и представлять определенный пейзаж: хвойный бор, березовую рощу, берег моря, водопад и т. д.
Интерьер дополняют:
клетка или вольер для птиц;
аквариум с рыбками.
Рабочая зона специалиста
Стол специалиста (одно- или двухтумбовый).
Стул взрослый (2-3 шт.).
Мягкая мебель с журнальным столом.
Туалетное помещение игровой
Раковина для умывания.
Вешалки для полотенец и туалетных принадлежностей.
Унитаз-слив.
Корзина для мусора.
Хозяйственный шкаф для хранения уборочного инвентаря.
Релаксационный сектор
Релаксационный сектор кабинета педагога-психолога может иметь на стенах фотообои (с пейзажем), мягкое ковров покрытие на полу, горшки с комнатными растениями. Для усиления эффекта необходимо подобрать «пейзажную» музыку соответствующую оформлению кабинета. Для аутотренинга на фоне березовой рощи, дубрав, лесных опушек можно использовать музыкальные произведения Дебюсси. Подойдет и магнитофонная запись с пением птиц и цикад. Морскому пейзаж лучше будет способствовать тема Шахерезады из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке Мусоргского или магнитофонная запись с шумом моря, водопада, реки.
После напряженных коррекционных занятий или аппаратного лечения (если это детский сад компенсирующего вида дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усиливают наблюдения за рыбками в аквариуме, струями воды в не большом фонтанчике или водопаде. Фонтанчик своим журчанием усиливает впечатление естественного природного окружения. Здесь дети могут намочить ладони, лицо, побрызгаться. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, е наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ракушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, шишечки, фасоль, горох. В процессе таких занятий снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие.
Эффективность релаксационного сектора кабинета увеличивается при использовании следующих эфирных масел:
ü розовое эфирное масло, ромашка (уравновешивают процессы торможения и возбуждения, снимают подавленное состояние);
ü полынь лимонная, сено (снимают раздражение, уменьшают нервное и мышечное напряжение);
ü лаванда (устраняет перевозбуждение, снижает агрессию и истерические реакции, способствуют нормализации функции вегетативной нервной системы);
ü розмарин (стимулирует сосредоточение внимания и развитие памяти);
ü анис (используют при дыхательной недостаточности и сердцебиении);
ü шалфей (укрепляет нервную систему, способствует устранению астено-депрессивных состояний);
ü мята (приводит к расслаблению, улучшает мозговое кровообращение, нормализует пульс и дыхание).
Используя эфирные, масла, психолог, однако, должен помнить, что стимулирующие запахи способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. Если же человек уже находится в ней, то дополнительное стимулирующее воздействие может вызвать чрезмерное нервно-психическое напряжение. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность. Здесь нужны успокаивающие ароматы. Кроме того, следует учитывать, что на некоторые из них у детей может быть аллергия (например, на ромашку, лаванду).
В этом случае можно использовать ионизатор воздуха или Люстру Чижевского. Принцип работы этого аппарата основан на образовании аэроионного потока с помощью тихого разряда в воздухе. Вследствие этого помещение насыщается отрицательно заряженными аэроионами кислорода. Это обеспечивает чистоту воздуха, создает ощущение непривычной мягкости и мышечной раскованности, нормализует обменные процессы в крови.
Другим средством повышения эффективности работы релаксационного сектора кабинета может быть использование музыкальных средств реабилитации. Для этого в оборудование данной части кабинета должен быть включен магнитофон и аудиотека с записью голосов птиц и явлений природы, а также классической музыки.
Исследователи утверждают, что наиболее сильный и выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иное да просто невозможно предугадать. В связи с этим в психопрофилактических целях не следует брать объемных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.
В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из 3 произведений, вызывающих в итоге сходную реакцию.
Выбираются, в первую очередь, музыкальные композиции в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент. Например, если человека мучает меланхолия, навязчивая тревога, страх, то первой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него как голо сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье, произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей; силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая, музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость; духа, После того как воспитатели и дети привыкнут к использованию музыки на занятиях психолога, ее можно включать процессе проведения коррекционно-развивающих и воспитательских занятий в виде физкультурной минутки (мобилизирующей вариант) и в процессе осуществления режимных моментов, а также за полчаса до того, как в группе начнется «тихий час» (успокаивающий вариант).
Такова модель современного кабинета психолога ДОУ.
В заключение следует отметить, что на двери кабинета психолога обязательно должен быть вывешен график его работы указанием конкретного времени приема родителей, а также сетка занятий с детьми разных возрастных групп. Это позволит постепенно наладить всю систему индивидуального сопровождения развития ребенка в ДОУ.
.
Приложение 6
Методические рекомендации: психологический анамнез и его основные разделы
Общие положения
В соответствии с принципами интегративной диагностики сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, неотъемлемой частью построения психологической диагностической гипотезы, с другой представляет собой систему объективных данных, позволяющих предположить причину возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития.
До начала собственного обследования, в том числе сбора анамнеза, психологу необходимо ознакомиться со всеми предыдущими данными обследования, если таковые имеются, и проанализировать имеющиеся сведения со своей точки зрения.
Одним из важнейших условий сбора психологического анамнеза является прослеживание (и вычленение) в истории развития ребенка информации о формировании базовых составляющих психического развития и условиях этого формирования. Отдельные факты развития ребенка и общий анализ позволяют уже до получения объективных данных сделать предположения о характере их формирования, о тех "точках", "зонах", где происходили "сбои" или девиации их развития. Это позволяет более эффективно построить диагностическую гипотезу и уточнить в дальнейшем психологический диагноз, особенности построения коррекционно - развивающих программ.
В зависимости от уже имеющихся данных о развитии и собственной гипотезы специалиста в каждом конкретном случае те или иные разделы предлагаемой схемы сбора психологического анамнеза могут либо сокращаться, либо еще более детализироваться.
С самого начала работы с семьей необходимо учитывать исходный социокультурный уровень родителей, а часто и их личностную специфику. В зависимости от социально-психологических характеристик родителей и семьи строится как процесс опроса родителей, так и тактика консультирования в целом.
Важно, чтобы разговор с родителями происходил конфиденциально, без присутствия посторонних лиц, в том числе и самого ребенка. Это время может быть эффективно использовано для того, чтобы ребенок сделал какие-либо проективные рисунки или, если психолог предполагает наличие выраженных отклонений в развитии, просто порисовал или поиграл в другом помещении.
В отдельных случаях, когда ребенок не может остаться в одиночестве, например, при обследовании ребенка младшего дошкольного возраста или без матери, допускается присутствие ребенка, но в этом случае также необходимо отвлечь его каким-либо интересным занятием. В случае, когда ребенок «нарочито желает» присутствовать при обсуждении своих проблем, необходимо тщательным образом отслеживать все реакции ребенка на ту информацию, которую сообщают о нем его родители. В такой ситуации об отдельных «острых» моментах можно расспрашивать родителей иносказательно, в максимально завуалированной форме.
Беседа с родителями, как правило, начинается с предъявления жалоб. В начале обследования психолог должен отметить с чьих слов (мамы, папы, бабушки, опекуна и т.п.) описывается история развития ребенка, хотя все сведения, особенно если они подаются с точки зрения только одного из родителей, достаточно субъективны и во многом определяются особенностями семьи.
При невозможности снятия анамнеза (в ситуации детского дома, отсутствия родителей в момент обследования при наличии их согласия на обследование и т.п.) более подробно описываются жалобы лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдения за ребенком. При этом обязательно должно быть зафиксировано, с чьих слов производится запись.
Условия и особенности протекания беременности и родов
В первую очередь, как правило, выясняются особенности протекания беременности как в физиологическом (угроза выкидыша, повышенное артериальное давление, нефропатия, вирусные или инфекционные заболевания в этот период и т.п.), поскольку эти факторы часто определяют попадание ребенка в группу риска по неврологическим особенностям, а, следовательно, по темпу и особенностям раннего психомоторного развития, так и в психологическом плане (наличие тревоги в период беременности, конфликтные отношения в семье, нежелательность беременности, социально неблагоприятные факторы, на фоне которых она протекала). Отмечается также наличие хронических заболеваний родителей, генетических предрасположенностей, наследственных заболеваний с обеих сторон, множественных пороков развития у других членов семьи, предшествующих выкидышей, мертворождения и каких-либо зависимостей (табакокурение, алкоголизм, наркотическая или токсикоманическая и т.п.).
Отмечается характер и особенности родов: сроки наступления родов (недоношенность или переношенность), наличие осложнений в процессе родов, своевременность первого крика ребенка. Также выясняются сроки выписки ребенка и его матери из родильного дома - как объективная оценка благополучия протекания первых дней жизни новорожденного (исключением является задержка сроков выписки в связи с осложнениями у матери новорожденного).
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
Данный раздел психологического анамнеза имеет решающее значение для оценки характера формирования базовых составляющих психической деятельности (последовательность и особенности моторного развития как основная предпосылка формирования пространственных представлений у ребенка, становление базальных уровней аффективной регуляции) па первом году жизни, и поэтому он должен быть проанализирован с наибольшей тщательностью.
Необходимо проанализировать характер поведения ребенка на первом году жизни в целом: спокойным или беспокойным был ребенок, наличие проблем питания, сна и т.п. в этот период. Например, неустойчивость ритма «сон — бодрствование», условия засыпания, длительность сна; характер реакции на мокрые пеленки, тесное пеленание или облегающую одежду (изменение порогов тактильной и проприорецептивной чувствительности). Отмечается наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих, трудности привыкания к твердой пище, болезненная реакция на изменение режима, наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия). В этой части анамнеза очень важно отметить характер реакции ребенка на другого человека.
Не менее важным является ретроспективная оценка эмоционального состояния матери в этот период.
Одним из важных косвенных показателей состояния ребенка, отражающих его, являются сроки проведения вакцинации (прививок) ребенка.
Также должны быть отмечены знаки, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни: наличие мышечной гипо- или гипертонии, частые срыгивания, тремор ручек, подбородка, слишком ранние сроки вставания на ножки (до семи месяцев), беспричинные пронзительные крики, судороги на фоне высокой температуры (фебрильные судороги).
Выявляются сроки моторного развития (сроки возникновения новых моторных навыков), их последовательность. Особое внимание должно быть уделено наличию или отсутствию периода ползания и срокам его возникновения.
В таком же ключе (сроки возникновения и последовательность) анализируется и психоэмоциональное развитие: эмоциональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, появление страха чужого лица), характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой). Важным показателем собственно эмоционального развития ребенка в этом возрастном периоде является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц. Как важная характеристика отмечаются общий эмоциональный фон и преобладающие типы поведенческих реакций.
Оценивается понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и се интонации, сроки и особенности собственно речевого развития (гуление, лепет, первые слова, указывание частей тела). При оценке речевого развития также отмечаются речевые реакции ребенка и изменения их интенсивности и качества в присутствии взрослых.
Отдельно отмечаются заболевания и/или травмы первого года жизни.
Анамнестическая часть карты развития ребенка
Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________
Возраст _______________Дата обследования___________________________________