Фгаоу во «казанский (приволжский)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ и ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра ДЕФЕКТОЛОГИИ и КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

О Т Ч Ё Т

О прохождении практики

Фамилия ____________________________________________________

Имя _________________________________________________________

Отчество _____________________________________________________

Специальность (направление) ____________________________________

Группа _______________________________________________________

Место прохождения практики_______________________________________________________________

(полное название учреждения)

Оценка производственной деятельности студента-практиканта руководителем практики

от учреждения _______________________________________________________

(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно – цифрой и прописью)

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ

ОТ УЧРЕЖДЕНИЯ

«Утверждаю»

(должность (руководитель)

название учреждения) (Подпись) (ФИО)

М.П.

Оценка производственной деятельности студента-практиканта руководителем учебно-производственной практики от кафедры ___________________________________

(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно – цифрой и прописью)

РУКОВОДИТЕЛЬ

ПРАКТИКИ ОТ КАФЕДРЫ

_________________________________________

Приложение 2

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

(объем 1-2 стр)

Оформление отчета о прохождении практики

Отчет по практике является основным документом студента, отражающим, выполненную им работу во время практики. Отчет пишется студентом самостоятельно в соответствии с требованиями

Основные требования к содержанию отчёта по практике:

Введение:

ü цель, место, дата начала и продолжительность практики;

ü перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики.

ü Количество посещенных уроков учителей-дефектологов, однокурсников и их краткий анализ

Основная часть:

ü описание организации работы в процессе практики; описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики; краткий анализ проведенных занятий; краткий анализ внеклассной работы

ü Анализ трудностей, возникавших в процессе психологической практики;

ü перечень не выполненных заданий и не отработанных запланированных вопросов.

Заключение:

ü описание навыков и умений, приобретённых за время прохождения практики;

ü предложения по совершенствованию организации работы учреждения;

ü индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведённого вида практики.

ü На оформленном отчете студент ставит подпись и дату заполнения.

Приложение 3

Индивидуальное задание (план-график)

на_________________________________практику

Необходимо взять у старосты, распечатать, собрать подписи

Приложение 4.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГАОУ ВО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ и ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра ДЕФЕКТОЛОГИИ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Д Н Е В Н И К

УЧЕБНОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) ПРАКТИКИ

____________________практики студента

(вид практики)

Фамилия ____________________________________________________

Имя _________________________________________________________

Отчество _____________________________________________________

Специальность (направление) ___________________________________

Группа _______________________________________________________

Место прохождения практики_____________________________________________________

(полное название учреждения)

Оценка производственной деятельности студента-практиканта руководителем практики от учреждения _______________________________________________________

(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно – цифрой и прописью)

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ

ОТ УЧРЕЖДЕНИЯ (Подпись) (ФИО)

«Утверждаю»

(должность (руководитель)

название учреждения) (Подпись) (ФИО)

М.П.

Оценка производственной деятельности студента-практиканта руководителем учебно-производственной практики от кафедры ___________________________________

(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно – цифрой и прописью)

РУКОВОДИТЕЛЬ ___________________________________

ПРАКТИКИ ОТ КАФЕДРЫ (Подпись) (ФИО)

Образец заполнения страниц Дневника практики

Дата (число месяц год) Вид и содержание деятельности Количество отработанных часов Подпись руководителя практики от организации
       
       
       

В выходные и праздничные дни страницы не заполняются.

Приложение 5.

Методические рекомендации: модель кабинета психолога ДОУ[1]

Психолог должен:

иметь кабинет в образовательном учреждении, в котором он проводит консультативную, диагностическую и коррекционную работу;

иметь возможность проводить коррекционные и психотерапевтические занятия в зале или в тренинговой комнате, которая удовлетворяет требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям для проведения групповых занятий с дошкольниками, тренингов с родителями и воспитателями детей.

Соответственно, кабинет представителя психологической службы:

не должен находиться на большом расстоянии от групповых помещений;

ü не должен быть проходным или смежным с другими кабинетами, например физкультурным залом;

ü должен иметь хорошую звукоизоляцию и быть оборудованным кондиционерами для обеспечения свежести воздуха и поддержания необходимого температурного режима;

ü должен способствовать реализации основных функций педагога-психолога.

В соответствии с ними выделяются три основных сектора кабинета: диагностический, коррекционный, релаксационный.

Диагностический сектор

Решение задач диагностики особенностей развития детей сочетается с формированием положительного эмоционального климата, способствующего повышению у испытуемых чувства уверенности в себе и мобилизации усилий на преодоление существующих трудностей. Поэтому диагностический сектор может быт: небольшим, но должен быть достаточно уютным и комфортным. Стены пастельных (спокойных) тонов, на окне – полупроницаемая однотонная занавеска. Мягкие стулья и кресла, небольшой стол, детский стул и стулья, стенд с литературными источниками и информационными материалами. Живая зелень должна дополнять среду, радовать глаз.

Сектор должен содержать:

ü мебель для хранения игрушек, способствующих установлению контакта с детьми;

ü комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп;

ü детские стулья и столы, расположенные так, чтобы ничего не отвлекало обследуемых детей;

ü зеркало Гезелла (если диагностический и коррекционный сектора кабинета разделены стеной);

ü компьютерный набор методик для диагностики (при наличии компьютера и принтера, позволяющего сделать распечатки);

ü ксерокс (если позволяет материально-техническая оснащенность детского сада).

Эффективность работы диагностического сектора зависит от тщательной подготовки материалов, характеризующих психическое состояние изучаемых детей, с учетом требований к их возрасту и видам обучающей помощи взрослого. Поэтому рекомендуется осуществлять двойную систематизацию материалов обследования:

по возрастным группам;

по способностям детей.

Это возможно, если коробки с диагностическими заданиями для каждой возрастной группы пометить знаками, обозначающими уровень сложности: I – низкий, II – средний, III – высокий. Возможно использование цветовых маркеров для обозначения основных целей диагностики, что позволяет, если ребенок не справляется с заданиями своей возрастной группы, оперативно заменить их на соответствующие задания, подобранные для обследования детей более младшего возраста. Например, задания, направленные на изучение внимания, во всех возрастных группах будут отмечены желтым квадратом, на исследование восприятия – зеленым квадратом, на диагностику уровня развития мышления – красным квадратом и т. д.

После всестороннего обследования детей, дополненного данными динамического наблюдения, совместно с педагогами и специалистами психолог разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и в соответствии с ними строит коррекционно-развивающую работу с детьми. Дети объединяются в подгруппы с учетом зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально-волевой сферы и наличия нарушений в поведении.

Коррекционный сектор

Сектор кабинета для коррекционной работы с детьми должен иметь спокойную, нейтральную окраску стен (желательно без лишних украшений), равномерное освещение.

Освещенность помещений зависит от окраски потолка, стен, мебели. Поэтому следует выбирать светлые, теплые тона с высоким коэффициентом отражения. Потолки и стены выше 1,5 м от пола – белые; нижняя часть стен может быть светло-бежевой, светло-салатовой, разных оттенков желтого цвета, пол – светлый; рабочие поверхности столов и стульев – светло-зеленые и цвета натуральной древесины, учебная доска – коричневая, светло-зеленая.

Работа у доски важна для профилактики нарушений адаптации ребенка к условиям школьной жизни. Привыкая к оценке своей работы у доски, у всех на виду, в условиях сада, дети с проблемами в общении и обучении приобретают уверенность, смелость, а при целенаправленной работе психолога у них формируется мотивация на преодоление своих страхов и желание учиться в школе.

Доска может быть покрашена в темно-зеленый цвет и не должна иметь бликов. Чтобы снять блеск, ее протирают сразу после покраски и просыхания нашатырным спиртом (столовая ложка на стакан воды). Мел должен быть мягким и хорошего качества; хорошо использовать желтый мел; для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным материалом.

Угол рассматривания для детей, сидящих на крайних местах должен быть не менее 35°. Дети с остротой зрения менее 1,0 должны сидеть за столами ближе к той стене, у которой освещенность выше. Очень важна равномерная освещенность для детей с нарушением зрения: общая освещенность сектора должна быт 1000 люкс, освещенность на рабочем столе – 400-500 люкс.

Это подчеркивает назначение сектора – организацию проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Поэтому здесь все должно быть целенаправленным и максимально удобным. При демонстрации предметов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающее детей игрушки, картины и другие предметы.

В секторе может находиться:

ü мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, специальной литературы;

ü видеотека для консультирования воспитателей, педагогов и родителей;

ü рабочий стол педагога-психолога (одно- или двухтумбовый);

ü пакет нормативных документов, регламентирующих работу кабинета педагога-психолога;

ü материалы и пособия для коррекционной работы с детьми раннего, младшего и старшего возраста;

ü детские столы и стулья, которые должны быть удобны для работы как стоя, так и сидя; лучше – с матовой поверхностью, чтобы она не давала отблесков и не отвлекала внимания детей.

К коррекционному сектору кабинета может примыкать игровое помещение, или так называемая «игровая комната». Иногда она полностью заменяет собой коррекционный сектор. В ее оборудование входят легкая белая доска с набором цветных фломастеров (на стене), мольберт или фланелеграф, а также полки для:

ü игрушек из реальной жизни;

ü игрушек для отреагирования агрессии (солдатики, крокодил, кукла Бобо, резиновые ножи, фигурки диких животных);

ü игрушек для творческого самовыражения и освобождения эмоций (пластилин, глина, жидкая гуашь, кубики).

Специфической особенностью посещения детьми такой комнаты является установка на психотерапевтические взаимоотношения педагога-психолога и ребенка, которая формулируется при первом же посещении игровой комнаты: «Это наша игровая комната. Это такое место, где ты по-разному можешь играть с игрушками так, как тебе нравится». Действительно, игровой комнате ребенку разрешается заниматься тем, чем ему хочется, и так, как ему нравится, соблюдая минимальный ряд ограничений (не портить оборудование, не наносить себе или психологу физического вреда и др.).

Основными задачами разворачивающейся здесь игровой; терапии является демонстрация взрослым, на уровне вербального и невербального поведения, ответов на ожидания ребенка:

Вопросы – ожидания ребенка Ответы – установки психолога
Я в безопасности? Справлюсь ли я? Примут ли меня? Я здесь. Я слышу тебя. Я понимаю. Мне не все равно.

Игрушки и материалы предоставляют ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии: игровые предметы, с фиксированной функцией, игрушки и материалы для изобразительной и конструктивной деятельности ребенка, сюжетные; игрушки, неоформленные игровые предметы, которые могут быть использованы как предметы-заместители для сюжетно-ролевой игры. Игрушки подбираются так, чтобы давать ребенку возможность действовать самому, – они не должны провоцировать обращение за помощью к психологу.

Игрушки должны быть расположены в строго отведенных для них местах (открытых стеллажах, полках) для того, чтобы маленький посетитель всегда мог достать интересующую игрушку, а постоянство ее места должно внушать ребенку мысль о стабильности и безопасности окружающего мира.

Психологу необходимо позаботиться о том, чтобы здесь была мягкая мебель (диван или кресла), толстый поролоновый матрац, поролоновые мячи и ракетки, подушки, покрывала, дающие возможность, если понадобится, соорудить тканевый вигвам, чтобы в нем мог спрятаться ребенок, который не сразу может преодолеть свою стеснительность и застенчивость, страх перед контактом с незнакомым человеком. Действительно, игровая комната должна гарантировать ребенку защиту. В том числе – защиту от посторонних глаз, поэтому рекомендуется подпирать помещение так, чтобы на внутренних стенах и двери не было окон, а внешнее окно, при необходимости, можно было бы закрыть жалюзи. Стены желательно окрасить в светлые тона, поскольку они способствуют созданию яркой, жизнерадостной атмосферы.

Игровая комната может быть разделена на несколько функциональных зон: зону игр и занятий, подвижной деятельности детей, уголка живой природы и рабочую зону специалиста. К игровой комнате примыкает туалетное помещение.

Зона игр и занятий

Шкафы или стенка для хранения игрушек, строительного материала и пр.

Детские столы и стулья, имеющие размеры, соответствую­щие государственным стандартам.

Полки для игрушек, пособий, книг.

Диванчик.

Набор детской игровой мебели.

Настенная доска.

Зеркало.

Стол-барьер для детей от 1,5 до 2,5 года.

Ковры или ковровые покрытия.

Наши рекомендации