Общение со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.
От взаимоотношений со взрослыми, к-ые находятся в непосредственном окружении подростка, т.е. с родителями и учителями, во многом зависит развитие эмоц.сферы ребенка и формирование личности. Поэтому от родителей зависит правильное понимание стремления своего ребенка к самостоятельности, независимости, стремлению быть как взрослые и выглядеть как они. Это влияет на межличностные отношения в семье и дальнейшее развитие ребенка. В этом возрасте важно функцией родителей яв-ся помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. Семья, как и на предыдущих стадиях развития, сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подростковый период сопровождается противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности из-за происходящих в это время перемен в развитии. Прежде всего эмоциональное качество отношений в семье подростка связано с уровнем его самооценки. Самооценка подростков зависит от готовности родителей предоставить им самостоятельность, от гибкости родителей, характера общения с ними и удовлетворения от совместной д-ти, а также от родительской поддержки, участия и руководства. От родителей зависит формирование эмоциональной отзывчивости у ребенка. Подростковый период считается трудным не только в плане отношений с родителями, но и в отношении учебных достижений. По мере вступления в подростковый возраст нарастает количество неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе, снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе. Эти проблемы обусловлены началом подросткового кризиса. Поэтому педагогам необходимо соблюдать профессиональную компетентность при работе с подростками, знать, почему могут возникнуть те или иные осложнения в общении с учащимися, понимать реальные проблемы и интересы подрастающего поколения. На эмоциональное развитие учащихся благотворно влияет эмоционально устойчивый учитель, с ровным и доброжелательным характером, умеющий противостоять фрустрациям и не склонный к крайнему проявлению эмоций или скачкам настроения. Игнорирование этих столь важных аспектов ведет к формированию у подростков повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии и в установлении межличностных контактов, мешает самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях.
На первый план в подростковый период выходит общение со сверстниками. Половое созревание приносит новые чувства, желание обрести эмоциональную свободу и независимость от родителей. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем, чтобы найти у них то, что раньше давали им родители. Поведение подростков по сути своей яв-ся коллективно-групповым. Общение со сверстниками знаменует новую (межличностную) стадию эмоционального развития, к-ая характеризуется появлением способности к эмоциональной децентрации – это способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, воспринимать эмоции, эмоциональные состояний другого ч-ка. В результате, дружба яв-ся источником становления норм поведения, так как среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям – к чуткости, отзывчивости, умение хранить тайну, понимать и сопереживать. В подростковом возрасте дружеские отношения насыщенны, эмоциональны, но порой приводят к конфликтам, если их участники не получают удовлетворения своих потребностей. Подростки могут ошибиться в своем выборе: поведение приятелей, не отвечающее их запросам, может стать причиной досады и гнева.
Т.О., «общение с близким товарищем выделяется в совершенно особую д-ть подростка. Предметом д-ти яв-ся другой ч-к – товарищ-сверстик как ч-к. Эта д-ть существует, с одной стороны, в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с другой – в форме размышлений о поступках товарища и взаимоотношениях с ни. Взаимоотношения со сверстниками дают ребенку возможность сформировать представления о самом себе, помогают разобраться в своих желаниях и выбрать свой дальнейший жизненный путь.
Вывод: В подростковом возрасте появляются эмоционально насыщенные, доверительные взаимоотношения, обозначаемые как дружба. Они развивают способность к эмоциональному восприятию другого ч-ка, служат основой для становления норм поведения. Однако, родители на протяжении всего периода взросления оказывают на подростка не меньшее воздействие, чем сверстники. Потребность в эмоционально поддержке родителей и помощь с их стороны остается на главном месте.