Развитие личности в дошкольном возрасте.
Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания. Оно считается основным новообразованием данного возраста. Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Это хорошо видно при сравнении ответов на вопрос: «Ты какой?». Ребенок 3 лет отвечает: «Я большой», а 7 лет – «Я маленький». В этом возрасте, говоря о самосознании, следует учитывать осознание ребенком своего места в системе общественных отношений. Личное самосознание ребенка характеризуется осознанием своего «Я», выделением самого себя, своего «Я» из мира объектов и окр.людей, появлением стремления активно воздействовать на возникающие ситуации и изменять их таким образом, чтобы удовлетворять свои потребности и желания. Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, базирующаяся на самооценке раннего детства, к-ая соответствовала чисто эмоциональной оценке («Я хороший») и рациональной оценке чужого мнения. Теперь при формировании самооценки ребенок сначала оценивает действия др.детей, потом собственные действия, моральные качества и умения. У него возникает осознание своих действий и понимание того, что не все может. Еще новшеством в становлении самооценки яв-ся осознание своих переживаний, что приводит к ориентированию в своих эмоциях, от них можно слышать следующие высказывания: «Я рад. Я огорчен. Я спокоен». Происходит осознание себя во времени, он помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем. Вот как говорят дети: «Когда я был маленьким. Когда я вырасту большой».У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина. В ходе развития ребенок начинает присваивать себе поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Развивается эмоционально-волевая сфера. По поводу эмоциональной сферы можно отметить, что у дошкольников, как правило, отсутствуют сильные аффективные состояния, их эмоциональность более «спокойная». Однако это не значит, что дети становятся флегматичными, просто меняется структура эмоциональных процессов, увеличивается их состав (преобладают вегетативные, моторные реакции, познавательные процессы – воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). При этом сохраняются эмоциональные проявления раннего детства, но эмоции интеллектуализируются, становятся «умными». Эмоциональному развитию дошкольника, более всего способствует детский коллектив. В ходе совместной д-ти у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание). В дошкольном возрасте изменяется и мотивационная сфера. Основным личностным механизмом, к-ый формируется в это время, яв-ся соподчинение мотивов. Ребенок способен принять решение в ситуации выбора, тогда как раньше для него это было трудно. Самым сильным мотивом яв-ся поощрение и получение награды, менее сильным – наказание, а самым слабым – обещание. В этом возрасте требовать от ребенка бессмысленно. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать этические нормы, у него появляются этические переживания. Первоначально он может оценить только чужие поступки: др.детей или литературных героев, а свои оценить не способен. Затем, в среднем дошкольном возрасте, ребенок, оценивая действия литературного героя, может обосновать свою оценку, опираясь на взаимоотношения персонажей произведения. А во второй половине дошкольного возраста он уже может оценить свое поведение и старается действовать в соответствии с теми моральными нормами, к-ые он усвоил.
Вопрос № 10. Кризис 6-7 лет.
Л.С. Выготский выделяет 2 симптома кризиса – манерничанье и кривляние и указывает, что 7 лет – это возраст «потери непосредственности». Поведение перестает быть естественным, непосредственным. Причиной этого он называет обобщение переживаний – момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребенка.
Новые исследования позволили уточнить и расширить перечень симптомов кризиса 7 лет, который можно разделить на 3 категории симптомов.
Первая категория центрируется вокруг некоторого правила, заданного взрослым, некоторых домашних установок. Симптомами, т.е. реакциями ребенка на правила взрослых могут быть следующие:
-Спор-Непослушание-Пауза-Требовательность-упрямство, хитрость, капризы.
второй категории: возникновение новых видов продуктивной деятельности и стремление к выполнению некоторых домашних обязанностей, ранее не принадлежавших ребенку. Например, ребенок «стирает сам свои вещи», «просит разрешения самому сходить в магазин
Общие вопросы – в общении ребенка с родителями возникают новые темы, не связанные с ежедневным бытом. Ключевые темы: происхождение планет, жизнь на Земле и планетах, другие страны, морально-этические вопросы и т.п., семейные связи (дедушки, прадедушки...)
Симптомы третьей категории носят нейтральный характер, но демонстрируют взрослость.