Психологические особенности взрослого человека (ранняя взрослость от 20до 40лет)
Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный харак-тер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологиче-ских функций на рубеже 25 лет интеллектуальное разви-тие не прекращается, а длится еще многие годы.
В эмоциональной сфере главные проблемы, требую-щие своего разрешения в период ранней взрослости, - это достижение идентичности и близости.
Близость - основа любви. Любовь складывается из та-ких эмоций, как интерес - возбуждение и удовольствие - радость. В этом периоде человек переживает новый комп-лекс эмоций. Среди них - эмоции родительских отноше-ний, которые включают в себя: радость от общения с ре-бенком, чувство привязанности и взаимного доверия и др.
В целом эмоциональная сфера человека в этом возрас-те уже сформирована и стабильна.
Мотивационная сфера характеризуется тем, что мо-лодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит пе-ред необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рожде-ние детей и выбор профессионального пути. Таким обра-зом, поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются но-вые мотивы его поведения.
Наиболее значимыми мотивами выбора профессии яв-ляются практические соображения, родительские устаЧ-
Кризис середины жизни - это психологический фено-мен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40 -
45 лет, и заключающийся в критической оценке и пе-реоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка при-водит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмыслен-но и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне на-строений.
В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а в предстоящее время жиз-ни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни. Эти люди считают, что рост и развитие человека прекращаются, когда он достигнет
Отмечается относительное снижение характеристик | средней взрослости. Рональд Кесслер, американский | |
психолог, считает такое мнение ошибочным: «Все гово- | ||
психофизических функций. Однако это никак не отража- | ||
рит о том, что средний возраст - это лучшее время жиз- | ||
ется на функционировании когнитивной сферы чело- | ||
ни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожи- | ||
века, не снижает его работоспособность, позволяя ему | ||
лого возраста, и вы уже не мучитесь тревогами молодых | ||
сохранять трудовую и творческую активность. | ||
людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда- | ||
Развитие аффективной сферы человека в этом воз- | ||
нибудь добиться успеха в своей работе?» | ||
расте протекает неравномерно. | ||
Данный возраст может быть для человека периодом | Исследователи, разделяющие точку зрения Кесслера, | |
расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих | считают, что кризис середины жизни - это скорее исклю- | |
способностей. Но при этом он все чаще начинает задумы- | чение, чем правило. У подавляющего большинства людей | |
ваться о том, что он смертен и что его время уходит. | переход в средний возраст происходит незаметно и плав- | |
Этот период жизни человека обладает чрезвычайно вы- | но. Они считают, что средний возраст - это переходный | |
соким потенциалом для развития стресса, люди часто ис- | период, связанный с переопределением целей. Подобная | |
пытывают депрессию и чувство одиночества. | переориентация прежде всего предполагает сравнение | |
Желание человека среднего возраста действовать без | себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные | |
промедления и тут же получать результат изменяет струк- | 45цели и добиваются результатов в аналогичной профес- |
новки, желание реализовать свои способности, интерес
к профессии, ее престижность и ориентация на сложив-шуюся систему ценностей, которая может измениться
с возрастом.
Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцню в период взросления, продолжают обога-щаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессиона-ла и гражданина.
Нормативныйкризис30-33летобусловленрас-
согласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначи-мое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.
Следует отметить, что ведущим фактором разви-тия в период ранней взрослости является трудовая дея-тельность, а главными задачами возраста являются про-фессиональное самоопределение и создание семьи.
сиональной деятельности. Кэрол Рифф, ученый из Аме-рики, говорит: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые застав-ляют вас почувствовать себя неполноценным».
Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностыо развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл - в общечеловеческих ценностях,
в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет к уходу в бо-лезнь, к новым кризисам.
Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа.
Самореализация является сложным процессом разви-тия человека как личности, субъекта деятельности и ин-дивидуальности и вместе с тем результатом этого раз-вития.
На личность и ее самореализацию оказывают воздей-ствие научно-технические, экономические, культурные условия общественной жизни, они обусловливают прояв-ление активности человека. Самореализация человека зависит от его социальной позиции (асоциальная, обыва-тельская, гражданская, культурно-историческая) и от ши-роты круга деятельностей.
Самореализация играет важную роль на всем жизнен-ном пути личности, по сути дела определяя его. Предпо-сылки к самореализации заложены в самой природе че-ловека и существуют как задатки, которые с развитием человека становятся основой способности к самореали-зации.
туру его мотивации, смещая образующие ее компоненты
в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего твор-ческого потенциала, необходимость передать что-то сле-дующему поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости.
В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и ва-риации самооценок, и детерминирует все взаимо-действия.
Сутью Я-концепции становится самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей.
Ведущим видом деятельности является труд, ус-пешная профессиональная деятельность, обеспечиваю-щая самоактуализацию личности.
4 6
г -f