Отношениясо взрослыми и сверстниками вподростковомпериоде
Отрочество - период, когда подросток начинает по-но-вому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в от-чуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказы-вал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.
Отчуждениепоотношениюксемьевнешневыражается
в негативизме - стремлении противостоять любым пред-ложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, соб-ственного «Я».
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживаю-щего в нем чувство защищенности традициями и эмоцио-нальной направленностью на него. Однако реально нахо-диться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» составляют сверстники.
Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе по-добными порождает столь ценимую в общечеловеческой
Изменениявкогнитивнойсфере
Подростков
Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание об-ращал на развитие мышления в подростковом возрас-те. Главное в развитии мышления - овладение подрост-ком процессом образования понятий, который ведет
к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.
Для подростка все большее значение начинает приоб-ретать теоретическое мышление, способность устанавли-вать максимальное количество смысловых связей в окру-жающем мире. Подросток непрестанно трансформирует свои психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Под-росток уже может рассуждать, не связывая себя с конк-ретной ситуацией, т. е. может действовать в логике рас-суждения. Он усваивает законы формальной логики.
Согласно Л. С. Выготскому существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображе-ния. Под влиянием абстрактного мышления воображение«уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подрост-ка, Л. С. Выготский отмечал, что «она обращается у него
в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подрос-ток может проигрывать мыслительные задачи с матема-тическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.
Внимание. Подросток может хорошо концентриро-вать внимание в значимой для него деятельности. Внима-ние становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.
68. Ведущаядеятельностьподростков | • 4 |
Главная тенденция в развитии подростка - переориен-тация общения с родителей и учителей на сверстников.
Общение со своими сверстниками - ведущий тип дея-тельностивподростковомвозрасте.
1. Общение является для подростков очень важным ин-формационным каналом.
2. Общение - специфический вид межличностных от-ношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от-стаивать свои права.
3. Общение - специфический вид эмоционального кон-такта. Дает чувство солидарности, эмоционального бла-гополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает две проти-воречивые потребности: потребность в принадлежности
к группе и в обособленности (появляется свой внутрен-ний мир, подросток испытывает потребность остаться на-едине с собой). Подросток, считая себя уникальной лич-ностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростко-вых групп является конформность - склонность человека
к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заин-тересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забыва-ют об уроках и домашних обязанностях. Связи с родите-
культуре потребность в друге. Друг здесь обретает осо-бую ценность. В друге как в зеркале подросток отражает собственное «Я». Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно че-рез дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодей-ствия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовы-ручка, риск ради другого и т. п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже по-знать другого и самого себя. Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подрост-ков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты (под-вержены мнению группы). Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего.
лями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает пра-во на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недо-статков, но и достоинств друга.
В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможно-
сти в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему
нужны личная свобода и личная ответственность. И он от-
стаивает эту личную свободу как право на взрослость.
Деятельностьобщениячрезвычайноважнадляфор-мирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание - основное но-вообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.
формы поведения, например физические контакты, и запретами, как внешними - со стороны родителей, так и собственными внутренними табу. Социально приемле-мой формой таких контактов считаются танцы.
Подростки с большим любопытством относятся к сек-суальным отношениям. Там, где слабы внутренние тор-моза, где слабо развито чувство ответственности за себя
и другого, прорывается готовность к сексуальным контак-там с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сек-суального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого челове-ка. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали до-стойные формы взаимодействия юных сексуальных парт-неров.
Память. Подросток способен управлять своим произ-вольным запоминанием, использовать различные мнеми-ческие средства. Память в этом возрасте пере-страивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредован-ный, логический характер, обязательно включается мыш-ление.
Развитие речи. В подростковом возрасте развитиеречи идет, с одной стороны, за счет расширения богат-ства словаря, с другой - за счет усвоения множества зна-чений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-пер-вых, отражать окружающую действительность и, во-вто-рых, фиксировать определенный взгляд на мир.
Подросток сензитивен к словесному творчеству.
3 6