Социальнаяситуацияразвитиямладшего
Школьникаиособенностиегообщения
Что же происходит, когда ребенок приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ре-бенка с действительностью. Как подчеркивал Д. Б. Элько-нин, у дошкольника имеется две сферы социальных отно-шений «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети».
В школе возникает новая структура этихютношений. Сис-тема «ребенок - взрослый» дифференцируется.
Система «ребенок - учитель» начинает определять от-ношения ребенка к родителям и отношения ребенка к де-тям, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий в системах «ребенок - сверстники» и «ре-бенок - родители».
Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». Таким образом, ре-бенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с офужающими его людьми. Свобода дошкольного детства сменяется от-ношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребен-ка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой добро-желательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуатив-ных импульсивных желаний и обязательная самооргани-зация создают изначально у ребенка чувство одино-чества, отчужденности себя от близких - ведь он должен
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Психологическаяготовностькшколе-сложное
образование, предполагающее достаточно высокий уро-вень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Кконцудошкольноговозрастаимеютсятрилиниираз-вития (П. Я. Гальперин):
1 - линия формирования произвольного поведения, когда ребенок может подчиниться школьным правилам;
2 - линия овладения средствами и эталонами позна-вательной деятельности, которые позволяют ребенку пе-рейти к пониманию сохранения количества;
3 - линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ре-
бенка к школьному обучению.
К этим трем линиям, которые были проанализированы
Д. Б. Элькониным, следует добавить мотивационную го-товность ребенка к школьному обучению. Интеллек-туальная готовностьвключает в себя: ориентировкув окружающем; запас знаний; развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, класси-фицировать объекты); развитие разных типов памяти (об-разной, слуховой, механической и др.); развитие произ-вольного внимания.
Мсость к школе
Внутренняя мотивация, т. е. ребенок хочет идти в шко-лу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители по-обещали купить велосипед (внешняя мотивация). Под-готовка ребенка к школе включает формирование у него
Учебная деятельность
Учебная деятельность - это деятельность, непосред-ственно направленная на усвоение достижений науки и культуры, накопленных человечеством. Учебные предме-ты не даны как кубики, с которыми можно манипулиро-вать. Все они абстрактны, теоретичны. Предметы науки и предметы культуры - это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.
Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не ме-няет.Предметомизмененийвучебнойдеятельностивпер-выестановитсясамребенок,самсубъект,осуществляю-щийэтудеятельность.Учебнаядеятельностьестьтакая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована. Первая трудность заключает-ся в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к об-щественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержа-ние, которому ребенка учат в школе, т. е. необходимо сформировать познавательную мотивацию.
Структура учебной деятельности по Д. Б. Эльконину:
1) мотивация учения - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельно-сти смысл;
2) учебная задача, т. е. система заданий, при выполне-нии которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;
2 9
готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанно-стей и прав, занимающего иное, по сравнению с до-школьниками, особое положение в обществе.
Волевая готовность кшколе. Серьезного вниманиятребует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хо-чется, а и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.
К шести годам происходит оформление основных эле-ментов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, испол-нить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего дей-ствия.
Л. С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Переход
к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий, переход от реактивной программы
к программе школьных предметов.
3) учебные действия - те, с помощью которых усваива-ется учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);
4) действия контроля - те действия, с помощью кото-рых контролируется ход усвоения учебной задачи;
5) действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.
На начальных этапах учебная деятельность осуществля-ется в форме совместной деятельности учителя и уче-ника. Процесс развития учебной деятельности - это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев. Развитая форма учебной деятельности есть та-кая форма, в которой субъект самостоятельно ставит пе-ред собой задачи собственного изменения.
мент - ориентировка в том, что принесет ребенку осу-ществление той или иной деятельности. Это - внутрен-няя ориентация в том, какой смысл может иметь для ре-бенка осуществление деятельности - удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам
Д. Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ори-ентация на смысл поступка, там и тогда ребенок перехо-дит в новый возраст.
нести ответственность за свою новую жизнь и сам орга-низовывать ее.
Такимобразом,новаясоциальнаяситуацияужесточает условияжизниребенкаивыступаетдлянегокакстрессо-генная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повы-шается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ре-бенка.
Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых услови-ях формируют у него потребность в признании как в преж-них формах отношений, так и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни и отношение к ре-бенку со стороны семьи определяют состояние и разви-тие чувства личности. Изменяется статус ребенка как
в обществе, так и в семье: он ученик, ответственный че-ловек. Усваиваемые школьником эффективные средства общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей.
57. Социальный статус и Я-концепция младшего школьника
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей:
у него появляются постоянные обязанности, связанные
с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взяв-шим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте. Здесь впервые появляются деловые отношения со взрослыми.
К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность.
В школе в новых условиях жизни развиваются приобре-тенные ранее в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками рефлексивные способности (рефлексия на других). В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и орга-низацией исполнительских действий, а также с контро-лем за мнемоническими действиями, мысленным плани-рованием и решением задач.
Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, -ядро личности. Выделяют внутренние и внешние мотивы учебной деятельности.
Внутренние мотивы: познавательные (стремление по-лучать знания; стремление овладеть способами самостоя-тельного приобретения знаний), социальные мотивы (стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу).
Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за ма-териальное вознаграждение, т. е. главное - не получение знаний, а какая-то награда.