Генетическая социология. Понятие рода, семьи, общины

Максим Максимович Ковалевский

(1851 - 1915)

Работы:

«Современные социологи» (1905)

«Социология» (1910)

«Прогресс» (1912)

«Происхождение современной демократии» (1895 - 1897)

Предмет социологии и ее метод

В определении предмета социологии Ковалевский во многом опирается на контовскую трактовку социологии как науки о порядке и прогрессе. Ковалевский изменяет формулу Конта «порядок и прогресс» («Порядок и прогресс» это формула Конта, соответствующая двум частям его учения - социальной статике и социальной динамике) на более широкую и безоценочную «организация и развитие». Он отмечает, что порядок подразумевает под собой гармонию, которая не всегда присутствует в обществе, между тем любое общество всегда имеет какую-то организацию, т.е. социальное устройство, социальную структуру. Кроме того, общество всегда развивается, но не всегда это развитие прогрессивно. В связи с этим социологию целесообразно определить как науку об организации и эволюции общества.

В социологии Ковалевский обосновывает необходимость применения историко-сравнительного метода, особенностью которого является «параллельное изучение общественной эволюции различных народов, древних и современных», что «в конечном итоге должно дать общую формулу поступательного движения общественной мысли». Объектом наблюдения социолога являются не отдельные феномены, вызванные действием какого-либо отдельного закона общественного развития у того или иного народа, расы, а эволюция форм общественной жизни всего человечества. «Факты, взятые из истории одного народа, имеют … значение лишь постольку, поскольку они повторяются в жизни и других народов».

Ковалевский также постулирует важность этнографического метода. Как отмечает социолог, «быт дикарей… имеет свои этапы развития, но последовательность этих этапов невозможно установить без сопоставления данных истории с этнографическими данными…. Этнографический метод хоть и является второстепенным, но также помогает социологу в обобщении и формулировании новых теорий.

Третий метод, который выделяет Ковалевский – метод пережитков (при выделении данного метода он ссылается на английского ученого Тейлора). «Он состоит в изучении настоящего с целью отыскания в нем следов прошлого», т.е. более поздние социально-культурные формы содержат в себе остатки предшествующих исторических стадий и культур. Изучая эти остатки, в совокупности с историческим методом, социолог может сделать выводы о предшествующих культурах. Как отмечает Ковалевский, «Пережитки прошлого, сохранившиеся в теперешнем быту, могут играть двойную роль: они являются или учреждениями более или менее жизнеспособными или же только символами и формулами, значение которых часто неясно».

Теория факторов.

В своей теории Ковалевский обращается вопросу о факторах социальных изменений. Он выступает против идеи монизма. С опорой на контовскую идею о взаимозависимости факторов исторического процесса, К. разрабатывает собственную теорию социальных факторов (плюралистическую концепцию социальной причинности), настаивая на «равноправии» всех факторов и условий, и возможности каждого из них выступать в качестве «независимой переменной».

Во вступлении к своей двухтомной социологии Ковалевский пишет:

«Главный и коренной вопрос лежит в том, каковы важнейшие и в частности наиважнейший фактор общественных изменений. По природе своей этот вопрос принадлежит к категории метафизических. В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый так или иначе связан с массою остальных, ими обусловливается и их обуславливает. Говорить о факторе, т.е. о центральном факторе, увлекающем за собой все остальное, для меня тоже самое, что говорить о тех каплях речной воды, которые своим течением обуславливают преимущественно ее течение».

Ковалевский в своей теории постепенно переходит от субстанциональной трактовки факторов, когда причина выступает как некая «сила» к их методологическому конструированию, таким образом, фактор становится условно выделенной независимой переменной (эта переменная может быть любой и в разное время мы можем брать разные причины, на роль переменных). Кроме того, он постепенно отказывается от различия главных и второстепенных факторов к признанию полной равноценности всех факторов. Единственно продуктивный путь в объяснении общественной жизни признание параллельного взаимодействия множества воздействующих и продиводействующих причин.

Теория прогресса

Центральное место в социологии Ковалевского занимает теория прогресса.

По мнению Ковалевского прогресс не есть однонаправленный процесс, при качественном понижении общества возможно количественное распространение тех или иных культурных ценностей.

Ключевой категорией в понимании прогресса является «солидарность», которую Ковалевский рассматривает с двух сторон. С объективной стороны, солидарность представляет собой общность индивидов, объединившихся на основе необходимости выживания. С субъективной - солидарность выражается в стремлении индивидов к единству, замиренности (например, переход к системе соглашений). Увеличивающаяся на протяжении истории человечества тенденция к внутригрупповой замиренности суть прогресса солидарности. Ковалевский критикуя марксову теорию, говорит о том, что борьба между классами также постепенно будет угасать посредством соглашений, социального законодательства… Сегодня мы бы добавили – посредством Социального партнерства и т.д. Увеличение солидарности характерно для всех сфер жизни общества: культурной, политической, экономической, оно направлено как на общество в целом, так и отдельные группы индивидов. Само явление солидарности на протяжении истории меняется, проходя последовательно 3 ступени развития:

1 этап – сознание родового единства;

2 ступень – патриотизм;

3 ступень - космополитизм.

В реальной жизни общества это отражается в расширении равенства индивидов, увеличении свободы, расширения возможностей для свободного самоопределения личности, признания больших прав и свобод граждан.

Политический прогресс виделся Ковалевскому в замене гражданского неравенства равенством всех перед законом и замена внешнего правительственного правления общественной самодеятельностью. Эволюция политических форм имеет второстепенное значение.

Генетическая социология. Понятие рода, семьи, общины

Ковалевский известен созданием т.н. генетической социологии – направление, занимающееся изучением зарождения, становления и развития общественных институтов.

Изучая этапы и формы появления солидарности, Ковалевский обращается к анализу древнейших социальных институтов, каковы род, семья и община. Задаваясь вопросом о том, какой из институтов был первой социальной организацией, Ковалевский приходит к выводу, что это таковым был род. Он подвергает критике точку зрения, согласно которой род есть разросшаяся семья, доведенная этим до необходимости разделиться (Ковалевский пишет, до сих пор было принято считать, что «род – это агломерация лиц, происходящих от одного родоначальника. Не имея возможности жить вместе, благодаря своей численности, эти лица разбились на очаги и индивидуальные семейства[1]), однако, говорит Ковалевский «если мы спросим себя о том, что лежит в основе этой родовой теории, принятой на веру… знатоками права, учеными, то мы должны будем ответить, что она не имеет другого фундамента, кроме библейского повествования о двенадцати коленах израилевых, происходящих … по прямой линии от Авраама». По мнению К., род образовался в ходе обособления внутри первичного стада отдельных групп. Род устанавливал запрет на брачное сожитие его членов и месть по отношению к другим членам группы.

«Род – есть первобытное человеческое стадо, понемногу преобразовавшееся, благодаря действию экзогамии и применению системы запретов или «табу» одинаково к бракам и осуществлению кровной мести. Благодаря этому, род становится очагом мира…. Единственная нравственная связь, свойственная членам рода с самого начала, создана культом общаго героя или героев, облечены ли они в зооморфическую форму или выступают в роли богочеловека. Последующая эволюция рода так или иначе связана с переходом от бродячего состояния к оседлому. Самый этот феномен вызван к жизни ростом населения внутри самого рода, его возрастающей плотностью: дичь и рыба становятся более редкими, принуждают род перейти к доместикации животных и к первым опятам земледелия[2]».

Род являлся первой замиренной средой. «Как я думаю, - пишет Ковалевский, - род был замиренной средой, внутри которой при обыкновенном течении жизни не могло возникнуть распри благодаря тому, что сознательно или бессознательно, в нем устранены были всякие поводы к столкновениям, а именно не имелось личной апроприации стад, пастбищ и годных к обработке земель, а также женщин, входивших в его состав»[3].

В процессе исследования родовой организации К. обращается к анализу семьи. К. выделяет этапы эволюции семьи:

1. Матриархальная семья – группа людей (не индивидуальная пара), носящих одно и тоже имя, происходящих от одной и той же женщины, вступающие в брак с соблюдением правил экзогамии, сообща владеющие женами.

2 основные черты:

- Родство по матери

- Экзогамия (группы)

Т.е. Ковалевский отрицает существование до матриархата гетеризма и промискуитета, как некой предшествующей стадии. Он пишет, что на начальной стадии уже не было бесчисленных беспорядочных связей… а существовал запрет на половые отношения с членами твоей группы…

Члены одной и той же группы не вступают в половые отношения друг с другом… Но члены одной группы (мужчины 1-й группы) могут вступать в половые отношения с любыми женщинами второй группы (которую тоже скрепляет родство по матери)… В итоге это приводило к тому, что у дикарей новорожденные усыновлялись той группой, к которой принадлежит мать.

2.Патриархальная семьяимеет вид общины, состоящей из людей, которые находятся в родстве друг с другом, так как являются потомками одного отца, живут под одной кровлей и владеют своим имуществом сообща.

Но родство может быть достаточно отдаленным, в общину может войти и чужой путем брака и усыновления. В эту общину могут войти старики, которые лишились своих детей и у них никого не осталось для ухода за ними.

В общине как правило выбирается старший, Ковалевский при водит пример сербских общин, там выбирают так называемого «домачина» (домоправителя), обычно он выбирается из пожилых и женатых. Он представляет общину во всех делах, перед властями, он отвественен за все расходы и доходы общины, он главный добытчик всего необходимого в дом. Также авторитетом пользуется «домачица» - хозяйка дома – как правило, это жена домачина. Существует семейный совет, где каждый взрослый имеет право голоса, поэтому власть домачина она ограничена, все достаточно демократично протекает.

Семья представляет собой религиозную организацию – имеющую общий культ предков. Ковалевский писал про крестьян-католиков в кокой-то деревушке… Так вот они принимали неоторые меры, для обеспечения благополучия покойников. С этой целью они собирали остатки от обеда и каждуб субботу бросали их в огонь: это предназначалось для питания предков… Или пирожки если пекет хозяйка, то один обязательно закинет в огонь…. На ночь праздника всех святых горит всю ночь свет и окошко остается открытым, чтобы уши умерших могли влететь и полакомиться…

Также он пишет про осетин.. Они считают, что загробная жизнь есть продолжение земной… и мертвые как и живые, нуждаются в пище, тепле, освещении… Поэтому осетины делают умершим все то, что имеют сами… Например вдова после смерти мужа в течение года приготовляет ему постель и все что нужно для туалета, думая что умерший придет и невидимым образом будет участвовать во всех этих приготовлений. Каждую пятницу жена приходит на могилу мужа и приносит пищу и питье на неделю. Во время поста служится панихида и делают чучело, которое зажают за стол и угощают кашей и водкой. Если покойники сыты и в тепле… то они посылают здравствубщим родственникам хороший урожай и быстрое размножение скота.

Куль предков связан с существованием патриархальной семьи, появляется вместе с ней и является одной из причин ее устойчивости на протяжении ряда веков, по мнению Ковалевского.

И ассоциацию кооперативную – сообща владеющую и распоряжающуюся имуществом.

3.Индивидуальная семья –представляет собой союз, состоящий из мужа, жены и малолетних детей, заключенный на добровольной основе, в ней соблюдаются взаимные права и обязанности, отношения между мужем и женой стремятся к известной степени равенства. Вся семейная группа подчинена контролю государства и его судебной власти.

На некоторое время юридическое значение получает простое сожительство, именуемое конкубинатом.

В патриархальную эпоху правом на развод пользовался только муж; только он мог развестись со своей женой, так как прелюбодеяние, обычная причина развода, влекло за собой серьезные последствия только в том случае, когда оно совершалось женой. С установлением индивидуальной семьи положение изменилось.

Одна из самых характерных особенностей индивидуальной семьи состоит в том, что ее установлением властью над детьми пользуется не один только отец. Рядом с ним появляется мать, так что семейная власть с этих пор становится обоих супругов. Из прав обоих родителей вытекают и обязанности, неисполнение которых может привести к преследованию против них со стороны заинтересованных лиц, поддерживаемых государством.

Община.

Родовая и семейная организации находят воплощение также в общине. Община также явление историческое и на протяжении ее развития выделяются следующие ее виды:

1. Родовая – распадается по мере роста населения и переходов к оседлой жизни и земледелию, что потребовало имущественного обособления в форме фиксации владения земельными наделами.

2. Семейная

Является и общиной религиозной. Патриархальная община. Все что говорится о патриархальной семье относится как раз к семейной общине.

При распадении семейной общины каждый из ее членов получает одинаковое право на долю земли, принадлежащей общине.

3. Сельская община стала следствием разделов и продаж имущества семейных общин. Она состояла уже не из одних кровных родственников, в нее входили все владельцы неразделенных долей, часто различной величины. Таким образом, рядом с членами прежних семейных групп стали люди, не имеющие с ними ничего общего, кроме соседских отношений. Кровная связь исчезла и на ее месте возникла связь совладения.

Но в другой работе, более поздней, Ковалевский говорит что сельская община является преемницей родовой, не устранившая дальнейшего существования семейной.

Закат сельской общины совпадает с возникновением феодальной организации общественной жизни, которая становится новым этапом замирения. Солидарность становится возможной благодаря системе взаимных услуг.

На смену феодальному обществу (сословному по характеру) приходит бессословное, в котором возможно лишь классовое деление.

Т.е речь идет о капиталистическом обществе, в котором неравенство людей обосновано не законом, а материальными возможностями.

[1] Генетическая социология, С. 91.

[2] Ген соц-я 106-107

[3] Генетическая социология С.99

Наши рекомендации