Развитие психики ребенка в перинатальном периоде
Социальная ситуация развития ребенка в утробематери тесным образом связана с соматическим и психи-ческим здоровьем матери, поэтому объектом исследова-ния в перинатальной психологии выступает диада «мать - ребенок».
В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.
Кконцупервоготриместрабеременности,какуказыва-ет Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только раз-нообразные сенсорные переживания, но и положитель-ные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состоя-ние. Влияние матери на ребенка в этот период происхо-дит через функции ее организма.
Вовторомтриместребеременностиэмоциональное состояние ребенка - удовольствие/неудовольствие - изменяется в зависимости от собственного эмоциональ-ного состояния матери напрямую, через поступающие
с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок теперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой стимуляции - и внутриутробной, и внешней - он реаги-рует на структурированные высокочастотные звуки. Пос-ле 20 недель при обучении ребенок может отвечать дви-
Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими пред-ставлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или ино-му этапу возрастного развития.
В настоящее время в нашем обществе наметилась тен-денция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию осо-бых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с со-циальным расслоением в обществе.
жениями на определенную тактильную стимуляцию,
а после 24-26 недель - на тактильную и слуховую стиму-ляцию. В этом периоде, считают исследователи, можно говорить о факте активностиребенка, организованной и достигающей цели - изменять и поддерживать свое со-стояние определенного качества. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности.
Отсутствие зрительного восприятия партнера ребен-ком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональ-ном уровне, которое осуществляется непрямым путем - через гормоны матери в крови.
Втретьемтриместре,которыйсензитивендляобразо-вания индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения
к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, му-зыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, пес-ням, развивается избирательность к культурным особен-ностям пищи.
Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникаю-щих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его са-мосознания, образа «Я» («Я»-концепции, «Я»-системы),
с изменением сферы потребностей и мотиваций, направ-ленности как системы отношений, с развитием личност-ной рефлексии, механизма самооценки.
ваться на еще не созревшие функции, на зону ближайше-го развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего раз-вития имеет большое практическое значение для реше-ния вопроса об оптимальных сроках обучения. Зона бли-жайшего развития - симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Определение обоих уров-ней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития - составля-ют вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастнойдиагностикой.Важнымследствиемэтойидеиможно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных раз-личий детей.
29. Кризис новорожденности
Процесс рождения - тяжелый, переломный момент
в жизни ребенка. Психологи называют этот период кри-
Зисомноворожденности.
Причиныкризисановорожденности:
- физиологические (рождаясь, ребенок физически от-деляется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);
-психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных реф-лексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Какие же безусловные рефлексы имеет новорож-денный? Это прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.
Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рожде-ния. У него нет ни единой сложившейся формы поведе-ния. Все складывается при жизни. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. Переход к новому типу функ-ционирования обеспечивается только взрослым. Наблю-дая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Един-ственное, что может ребенок, - это принять внутриутроб-ную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.
Этап новорожденности -это время адаптации ре-бенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна,