Понятие «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка

Понятие депривации в специальной психо­логии означает определенное состояние чело­века, при котором у этого человека или группы людей появляется чувство одиночества, обделенности вниманием и непонимания окружаю­щим обществом. Существует два вида депри­вации.

Первый вид депривацииописывает состо­яние людей, которые понимают и осознают при­чины создавшейся ситуации.

Второй вид депривацииподразумевает неосознанное состояние людей, которые не понимают и не осознают причины своего оди­ночества.

Оба вида депривации сопровождаются силь­ным стремлением преодолеть состояние изо­лированности.

Состояние депривации является противо­естественным, однако существуют исключения, например кастовая принадлежность в Индии. Всего существует пять видов депривации, в том числе социальная депривация.

Понятие «социальная депривация»рас­крывает стремление любого общества разгра­ничить и оценить способности каждого челове­ка или определенных общественных групп. Принадлежность к определенной социальной группе позволяет решать многие вопросы, свя­занные с деятельности человека. Кроме того, данное понятие может ограничивать свободу или права людей при определенных условиях.

Социальная депривация выражается в разного рода поощрениях, должностях, престиже, ста­тусе, возможности продвижения по социальной лестнице вверх, других преимуществах в об­ществе.

Чаще всего принципы определения социаль­ной депривации являются непреложным непи­саным законом общества.

Так, права и желания молодых людей ценятся более высоко, чем пожилых, при общепринятом равноправии мужчин и женщин мужчины все-гаки обладают большими правами и полномо­чиями, чем женщины.

Более одаренные люди имеют более широ­кие права и привилегии по сравнению с обычны­ми людьми.

Социальная депривация является дополне­нием к остальным четырем типам депривации, например к экономической депривации.

Такая взаимосвязь выражается в прямой пропорции: чем лучше человек материально обеспечен, тем выше его социальный статус, и наоборот.

Изменение социальной депривации может происходить в результате получения образова­ния, повышения по служебной лестнице и т.д.

У детей в состоянии социальной депривации может задерживаться развитие всех психиче­ских процессов и речевой деятельности. Все эти ограничения приводят к приостановке речемыслительной функции.

Основы ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ

Олигофренопедагогикаявляется отраслью специальной педагогики, объектом которой яв­ляются умственно отсталые дети. В качестве предметаее изучения выступают вопросы вос­питания, образования и обучения детей с различ­ными нарушениями интеллектуального развития.

Умственная отсталость— это стойкое, нео­братимое нарушение психического {в первую оче­редь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга.

Клиникаумственной отсталости связана с этиологией,временем патологического воздействия. При воздействии вредности на более поздних сроках, когда мозговые структу­ры относительно сформированы, будут домини­ровать явления повреждения.Это характе­ризует различные виды деменции,

Существует четыре степени умственной отсталости: легкая (70 IQ), умеренная (от 70 до 50 IQ), тяжелая (от 50 до 25 IQ) и глу­бокая (от 25 до О IQ)

Большую часть умственно отсталых детей составляют олигофрены.При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальных (остаточный), непрогредиентный (неусугубляющийся) характер.

Олигофрения— стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, ко­торое возникает в результате повреждения за­родыша либо вследствие поражения централь­ной нервной системы на различных этапах внутриутробного развития плода либо в самом раннем периоде жизни ребенка. Олигофрения может носить наследственный, врожденный или приобретенный характер.

Клинико-психологическую структуру де­фекта при олигофрении определяют два важных фактора: тотальность,проявляюща­яся в недоразвитии всех психических функций, и иерархичность,выражающаяся в обязатель­ном недоразвитии высших форм мышления, тог­да как недостаточность восприятия, памяти, эмо­циональной сферы, моторики всегда будет выражена меньше.

Наши рекомендации