Фиксация и изъятие следов ног
Кроме общих сведений, о которых уже говорилось, в протоколе осмотра фиксируется форма и размеры следов, особенности обуви, отобразившиеся в следах, дефекты, трещины, надрывы и т.д. Указанные особенности могут быть результатом износа, ремонта, иных воздействий на подошвенную часть обуви. Если следы объемные, то обязательно нужно отразить характер грунта и его состояние (сухой суглинок, влажный чернозем и т.п.). Необходимо сделать схематическую зарисовку следов и зарисовку дорожки. На схеме также отражаются результаты измерения следа и элементов дорожки следов.
Следы фотографируются по правилам масштабной съемки.
Поверхностные следы, образованные частицами пылевидного вещества (мел, пыль, и т.п.), перекопировываются на дактопленку, отфиксированную и предварительно размоченную фотобумагу (фотобумага может быть либо засвеченная и проявленная, т.е. черного цвета, либо не засвеченная – белая, в зависимости от цвета вещества, образовавшего след).
С вдавленных следов изготавливаются слепки. Чаще всего для этого используют гипс. Гипс растворяется в воде (на 1 часть воды 1,5 части гипса). Раствор по консистенции должен напоминать негустую сметану. Гипс сохнет 15 – 25 минут. Но если при приготовлении раствора всыпают гипса больше, чем нужно, доливать воду не следует, т.к. слепок будет очень долго сохнуть и окажется непрочным. Перед заливкой из следа извлекают посторонние предметы, частицы, упавшие в него комочки почвы и т.п., затем след присыпают тонким слоем сухого гипса на 1 – 2 минуты и после этого заливают раствор гипса. Льют его обычно со стороны каблука и дают возможность растечься по всему следу. Залив половину приготовленного для следа раствора гипса, укладывают смоченный в воде каркас, состоящий из палочек, и петлю с биркой. Затем выливают оставшийся раствор гипса. После высыхания слепка, его осторожно извлекают и обмывают в несильной струе воды, чтобы смыть остатки прилипшего к нему грунта. На бирке делают соответствующие пояснительные надписи и заверяют их подписями следователя и понятых.
Если след заполнен водой, то применяется так называемый насыпной способ. В след насыпается гипс, укладывают каркас и затем снова насыпается гипс. Если воды в следе было недостаточно, то на гипс кладут ткань и через нее льют воду.
Иногда предлагается для изъятия объемных следов применять пасты «К», «СКТМ». Однако, необходимо помнить, что эти пасты очень текучи, и, если залить ими след на грунте, то слепок будет напоминать щетку, так как эти пасты проникают в очень мелкие поры. Зимой указанные пасты также мало пригодны, так как при низких температурах процесс полемиризации протекает очень долго.
Изготавливая объемные слепки на снегу, применяют описанный выше заливной способ, предварительно охладив воду, в которой растворяют гипс до 0о градусов (для охлаждения воды в нее бросают снег до тех пор, пока он не перестает в ней таять).
Следы на сыпучих поверхностях перед заливкой в них гипса закрепляют с помощью специальных растворов (6% раствор шеллака, 5% раствор канифоли или 10% раствор целлулоида в спирту, 6 – 8% раствор перхлорвинила в ацетоне). Для этой цели может быть также использован специальный лак, применяемый в быту.
Раствор наносится на след с помощью пульверизатора от аэрозольного распылителя. При этом струя не должна быть направлена на след, иначе некоторые детали его рельефной поверхности могут оказаться поврежденными. Капли раствора должны свободно осаждаться на след. Закреплять следы на сыпучей поверхности можно и с помощью гипса, насыпая его тонким слоем и увлажняя водой с помощью пульверизатора.
2.4. Следы орудий взлома
Под взломом понимают не только проникновение в какое-то помещение путем разрушения преграды (стены, потолка, дверцы сейфа и т.п.), но и ее преодоление без разрушения (отпирание замка с помощью подобранных ключей, отмычек).
Орудия взлома могут быть самые разнообразные: специально изготовленные для этой цели предметы либо имеющие общетехническое применение, а также предметы, случайно найденные преступником на месте происшествия.
Исследование следов данной категории следов позволяет решить ряд вопросов, имеющих значение для установления истины по делу, которые можно условно разделить на три группы.
Первая группа – это вопросы, связанные с установлением события преступления и способа его совершения, а также выявлением причин, облегчающих совершение преступления (несовершенство запирающих устройств, низкая техническая укрепленность объектов хранения материальных ценостей и т.п.).
Вторая группа – вопросы, позволяющие сделать выводы о некоторых особенностях личности преступника (его силе, квалификации и т.п.).
Третья группа – вопросы, позволяющие установить род и вид используемого орудия взлома по его следам и в случае обнаружения такого орудия провести его идентификацию.
Следы орудий взлома – это следы, возникшие в результате взаимодействия (контакта) орудия с преградой.
Особенности следов зависят от характера следовоспринимающего и следообразующего объектов и механизма их взаимодействия.
Следы взлома делят на следы-оттиски, следы скольжения, резания. Следы-оттиски имеют большое значение для установления родовой и типовой принадлежности орудия взлома и его идентификации. На четкость оттиска влияет твердость контактной поверхности орудия взлома, характер преграды и величина давления орудия на преграду. Такие следы образуются при отжиме двери ломом, выбивании дверных филенок молотком и т.д. Следы скольжения также могут быть использованы для идентификации.
Следы резания делят на:
- простой разрез (разруб), при котором преграда разделяется на части путем внедрения в нее клинообразных режущих или рубящих инструментов;
- встречный разрез, в результате которого преграда разделяется на части с помощью двух режущих лезвий, двигающихся навстречу друг другу (резание ножницами);
- резание со скалыванием и отделением частиц в виде щепы, стружки (например, сверление). По этим следам часто удается идентифицировать орудие взлома, решить также вопрос, с какой стороны начиналось разрушение преграды;
- резание с отделением мелких частиц в виде опилок (распил). Как правило, идентифицировать орудие взлома по следам распила не представляется возможным, но часто само обнаружение распила, наличие или отсутствие опилок имеет существенное значение для расследования преступления.
Кроме следов орудий на месте происшествия встречаются следы изгиба, растяжения (сжатия), перелома, разрыва, кручения. Это следы деформации преграды, происходящие без непосредственного контакта орудия взлома. Такие следы с успехом используются при расследовании преступлений для установления ряда обстоятельств, имеющих значение для дела и, в частности, определения направления приложения силы, вызвавшей разрушение преграды.
Как правило, определение направления силы, воздействовавшей на преграду, трудностей не вызывает, за исключением случаев, когда решается вопрос о том, с какой стороны выдавливалось стекло.
На стекле образуются трещины, идущие в виде лучей во все стороны от точки приложения силы (радиальные трещины). Стекло разделяется на треугольники, вершины которых находятся в точке приложения силы, а основания – на краю, удерживаемом рамой. При дальнейшем давлении эти треугольники ломаются. На них возникают трещины, параллельные основанию (концентрические трещины).
На гранях трещин имеется рельефный рисунок в виде дугообразных линий, которые круто, почти под прямым углом примыкают к одной грани и под острым углом, к другой грани. Там, где сжатие – угол острый, где растяжение – ближе к прямому.
В радиальных трещинах острый угол находится со стороны применения силы, а в концентрических – с противоположной стороны.
Иногда решение вопроса, с какой стороны выдавлено стекло, позволяет установить инсценировку кражи.
При поиске следов на месте происшествия часто имеют место следующие ошибки:
- изымается лишь разрушенный объект (замок), на следы же орудий взлома, расположенные на других, связанных с ним объектах, (двери, окнах) не обращается внимание;
- принимаются меры к поиску лишь следов от орудий взлома в виде отображений без попыток обнаружить и изъять опилки, стружку от сверления и т.п. По стружке, например, удается выявить особенности режущей поверхности сверла и по ним идентифицировать это сверло;
- увлечение поисками следов одной категории и наряду с этим непринятие мер к поиску следов другой категории и даже их уничтожение. Так, обнаружив следы орудий взлома, нужно установить, нет ли здесь также следов рук преступника;
- обнаружив в одном месте следы взлома, субъект расследования не принимает меры к поиску следов, которые могли остаться от неудачной попытки проникновения в другом месте.
Чтобы обнаружить все следы взлома, необходимо хотя бы в общих чертах представить картину происшедшего, механизм взлома. Этому будет способствовать тщательный осмотр места происшествия, показания очевидцев и другие сведения, полученные при расследовании преступления.
Фиксация следов орудий взлома осуществляется по общим правилам в протоколе осмотра, где отражается, что взломано, из какого материала изготовлен этот объект, где он расположен, каковы на нем повреждения, их форма, размеры, механизм образования, отразившиеся в них особенности и т.п.
Следы фотографируются по правилам масштабной съемки. Затем они изымаются путем отделения части объекта со следами или изъятия всего объекта (например, сейфа), либо путем изготовления трехмерной копии с объемных следов по изложенным правилам.
Для изготовления слепков применяют гипс, пластилин, «стенс», воск, парафин, пасты «К», «СКТМ», «У-1», «У-4», «Сиэласт», «Тиодент» и другие.
Часто следы остаются на вертикальной поверхности. Для изготовления на них слепков делают специальное ограничение, чтобы слепочная масса не стекала и заполнила копируемый след. При этом следует иметь в виду, что слепки, изготовленные с помощью пасты «К», «СКТМ» и некоторых других, дают усадку при длительном хранении, это затрудняет в дальнейшем идентификацию по таким следам орудий взлома.
Изъятые объекты со следами или слепки должны быть тщательно упакованы и опечатаны.
Следы транспортных средств
Под следами транспортных средств понимают следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспорта (протектора, борта кузова и т.п.), а также детали, отделившиеся от транспортного средства, вещества, используемые при эксплуатации автомобиля (тормозная жидкость, тосол, смазочные масла), которые были обнаружены на месте происшествия.
По этим следам удается установить:
- групповую принадлежность транспортного средства (вид, марку, модель);
- тождество транспортного средства по его следам или отделившимся от него частям;
- механизм и характер повреждений, возникших на транспортном средстве в результате происшествия;
- неисправность определенных механизмов;
- отдельные обстоятельства происшествия, имеющие значение для дела (скорость движения транспорта, взаиморасположение транспортных средств в момент столкновения, определенные характеристики перевозимого груза, веществ, которые могли попасть на автомобиль в результате происшествия и т.п.).
Чаще всего в процессе проведения следственных осмотров приходится иметь дело со следами-отображениями транспортных средств, прежде всего следов колес. Они могут быть в виде следов качения или скольжения. Следы скольжения возникают при блокировке колес. При качении поверхность протектора отображается в виде полосы. При этом нужно учитывать, что некоторые особенности колеса могут отобразиться с искажением.
Ведущее колесо может буксовать, а тормозящее – проскальзывать. Поэтому расстояние, которое пройдет колесо за один оборот, может быть меньше либо больше длины его окружности, что может сказаться на форме и размерах отобразившихся особенностей протектора.
Другие следы транспортных средств возникают чаще всего при столкновениях и наездах. По механизму образования они близки к следам орудий взлома, в частности, следам удара и скольжения.
По следам транспортных средств могут быть установлены: колея, база автомобиля, количество осей и колес, ширина беговой дорожки и длина окружности колес (а отсюда и их диаметр). Эти данные позволяют судить о типе, марке, модели транспортного средства.
Ширина колеи – расстояние между средними линиями следов колес, установленных на одной оси.
Если на оси спаренные колеса, то шириной колеи является расстояние между серединами промежутков следов каждой пары колес, находящихся на одной оси.
Ширину колеи передних колес можно замерять лишь на повороте, так как на прямолинейном участке пути следы передних колес перекрываются следами задних колес.
База транспортного средства – расстояние между передней и задней осями. У трехосных автомобилей базой является расстояние между передней и задней геометрическими осями (геометрическая ось – ось, проходящая через середину базы транспортного средства).
О том, является ли автомобиль двухосным или трехосным, можно судить лишь по следам на месте его стоянки (проталины в снегу, углубления в грунте).
Длину окружности колеса определяют, измерив расстояние между двумя последовательными отображениями одной и той же особенности беговой дорожки шины. Разделив полученную величину на число π (3,14), получают диаметр колеса.
Диаметр передних и задних колес обычно одинаков. Исключением являются только некоторые виды колесных тракторов и повозок.
Беговая дорожка шины может иметь различный рисунок. В процессе эксплуатации элементы рисунка претерпевают определенные изменения.
Осмотр следов транспортных средств позволяет установить ряд обстоятельств, имеющих значение для дела. Эти следы изъять в натуральном виде практически невозможно, поэтому особую роль приобретает тщательный их осмотр и фиксация.
Необходимо осматривать следы на максимально возможном участке, что позволяет выявить места стоянки, поворотов. На стоянке, в частности, могут быть обнаружены и другие следы, например, следы ног водителя, выходившего из кабины, и иные объекты.
Для определения направления движения автомобиля могут быть использованы различные признаки, в большинстве своем обнаруживаемые уже в ходе осмотра. Одни из них очевидны. Например, следы увлаженных шин или разбрызгивание воды при переезде через лужу будут располагаться с той стороны, в которую двигалась автомашина. Другие следы специфичны и требуют как предварительного знания их, так и внимательного осмотра. К числу таких следов можно отнести следующие.
а) Неровности на дне объемных следов. Они имеют зубцеобразную форму и возникают как за счет прилипания грунта (снега) к шине и последующего его отслоения, так и в результате смещения грунта ведущими колесами в сторону, обратную движению автомашины. Поэтому пологие края таких своеобразных неровностей всегда обращены в сторону, обратную движению автомобиля, а обрывистые – в противоположную.
б) неровности на боковых краях глубоких объемных следов, образующиеся боковиной шины в результате ее вращения, имеют дугообразную форму. Вогнутая сторона этих дуг (и, соответственно, их мысленно восстановленные радиусы) направлена в сторону движения автомашины.
в) положение некоторых предметов, попавших под колеса. Оказавшиеся под колесами ветки деревьев, солома и другие подобные объекты при их переезде обычно переламываются или надламываются. При этом их концы оказываются направленными в сторону движения автомашины, а вершина угла в месте надлома – в противоположную.
Камень или другой прочный предмет, будучи вдавленным движущимся колесом в грунт, смещается по направлению движения машины, в результате чего с одного его края, противоположного движению, образуется зазор.
Стебли травы и других растений отклоняются, сламываются или вдавливаются в грунт по направлению движения машины, а в местах пробуксовывания колес – в противоположную сторону.
г) пыль, снег и другие сыпучие вещества, смещенные потоком воздуха при быстром движении автомашины, располагаются у краев следа шины в форме веера, раскрытого в сторону, противоположную движению.
д) положение отпечатков грунтозацепов в следах шин высокой проходимости. Правилами эксплуатации автомашин регламентируется, что данные шины должны устанавливаться на колесах так, чтобы углы, образованные элементами рисунка протектора (грунтозацепами), были обращены в сторону вращения колеса. В соответствии с этим открытые части указанных углов будут обращены в следах в сторону движения автомашины.
е)особенности расположения следов шин при повороте. Поворот автомашины (например на 90о) в ходе ее движения обычно оказывается более крутым в начале и более пологим в конце, при переходе на новую прямую. В следах шин это выражается в разной величине углов, образованных передним и соответствующим ему задним колесом: в начале поворота данный угол больше, чем в конце. Таким образом, более острый угол указывает на направление движения.
ж) форма пятен жидких веществ, падавших с автомашины. Когда с движущегося транспорта падают капли какого-либо жидкого вещества (воды, масла и т.п.), их следы на дороге, как правило, имеют вытянутую форму, округлую с одного края и в виде зубцов и мелких брызг – с другого. Направление разбрызгивания совпадает с направлением движения автомашины.
Обнаруженные следы фотографируются. Как правило, следы колес фотографируют масштабным способом по правилам линейной панорамы таким образом, чтобы зафиксировать по меньшей мере след полного оборота колеса. При этом фотографируются следы передних и задних колес, делается также снимок общего вида следов колес. Отдельные особенности фотографируются крупным планом масштабным способом.
С объемных следов делают слепки. Лучше всего, чтобы был изготовлен слепок полного оборота колес. Но такой слепок будет тяжелый. Поэтому след разбивается на участки длиной 30 – 35 см каждый, перегораживается тонкой фанеркой, жестью, после чего заливается гипсом по частям по тем же правилам, что и следы ног. Нельзя допускать, чтобы перегородка пересекла отразившиеся в следе особенности протектора. Полученные следы транспортных средств, образованные пылевидными частицами, можно перекопировать на крупноформатную фотобумагу по правилам, рассмотренным в разделе «следы ног». Перекопировать следы можно также на прошкуренную резину и следокопировальную пленку большого размера.
Особенно осторожно следует обращаться со следами протектора на одежде потерпевшего. Их следует вначале сфотографировать, а потом закрепить бесцветным лаком.
На трасологическое исследование часто поступают осколки стекол рассеивателей фар, подфарников, габаритных фонарей. Обычно перед экспертом ставится вопрос, не составляли ли ранее одно целое осколки, изъятые с места происшествия, с осколками, обнаруженными на автомашине. Однако ответить на этот вопрос не всегда удается, так как не все осколки, оставшиеся от разбитой детали, удается обнаружить и направить на исследование.
Если нельзя установить совпадение осколков по линии раскола, то эксперт изучает эти осколки на предмет обнаружения на них каких-либо индивидуальных признаков пресформ, по которым можно было бы определить, что рельефные изображения на осколках оставлены одной и той же матрицей, пуансоном или кольцом пресформы.
Одновременно с осмотром и фиксацией следов транспортных средств следует установить, какие следы-повреждения могли образоваться на транспортном средстве и какие вещества могли попасть на него. Эти данные облегчают поиск транспортного средства, участвовавшего в происшествии.