Концепция воспринимающих систем

Для теории извлечения информации нужна кон­цепция воспринимающих систем, а не концепция органов чувств. Несколько лет назад я попытался до­казать, что воспринимающая система коренным об­разом отличается от органа чувств: первая - актив­на, а второй — пассивен (Gibson, 1966 b). Мне сказа­ли: "Хорошо, согласимся с тем, что орган чувств яв­ляется активным", —однако на поверку оказалось, что по-прежнему имеются в виду сенсорные данные, пас­сивно поступающие в чувствительные нервы. Актив­ностью же называются процессы, происходящие в мозгу, когда туда поступали эти данные. Я же под вос­принимающей системой подразумевал совсем другое. Я имел в виду активное осматривание, слушание, ося­зание, обоняние и т. п. Тогда мне сказали: "Пусть так, но ведь все это — реакции на свет, звук, прикоснове­ние, вкус, запах, то есть моторные действия, возни­кающие в ответ на сенсорные данные. То, что вы на­зываете воспринимающей системой, — не что иное, как пример обратной связи". Я был обескуражен та­ким ответом — меня опять не поняли.

Я сделаю еще одну попытку доказать, что кон­цепция органов чувств, рассматриваемых как спе­цифические органы чувств, не совпадает и не может совпадать с концепцией органов чувств, рассматри-



ваемых как воспринимающие системы. Пять воспри­нимающих систем соответствуют пяти способам внешнего проявления внимания. Они в значитель­ной мере функционально дублируют друг друга и входят в единую иерархическую систему ориенти­ровки. У системы есть органы, у органов чувств -рецепторы. Система способна ориентироваться, ис­следовать, обследовать, подстраиваться, оптимизи­ровать, извлекать, выходить из состояния равнове­сия и приходить в него, тогда как органы чувств на это не способны. <...>

Ниже приведено пять основных различий между органами чувств и перцептивными системами.

1. Специфику отдельных органов чувств опреде­ляет набор рецепторов или рецептивные поля, ко­торые связаны с так называемыми проекционными центрами мозга. Локальные стимулы, попадающие на определенные места чувствительной поверхнос­ти, вызывают локальные электрические разряды ней­ронов, находящихся в определенном месте мозгово­го центра, Настройка органа, в который входят ре­цепторы, в определении органов чувств не предус­мотрена.

Воспринимающую систему определяют орган и его настройка, необходимая для его функциониро­вания на том или ином уровне. Каждый орган встро­ен в иерархическую систему взаимного соподчине­ния. На любом уровне этой системы центробежные и центростремительные волокна должны рассматри­ваться как единый замкнутый контур.

В частности, зрительная система состоит из сле­дующих органов. На самом нижнем уровне орган об­разуют хрусталик, зрачок, глазное яблоко и сетчат­ка. Далее следует глаз с глазными мышцами. Он об­разует орган, который одновременно и стабилизи­рован, и подвижен. Бинокулярный орган состоит из расположенных в голове глаз. Глаза расположены в подвижной голове и сами в свою очередь могут по­ворачиваться, поэтому глаза и голова образуют орган более высокого уровня, способный извлекать объем­лющую информацию. И наконец, на самом высоком уровне глаза, голова и тело составляют орган для извлечения информации по пути следования. Акко­модация и темновая адаптация относятся к первому уровню. Компенсаторные движения, фиксация и сканирование — ко второму. Вергентные движения и извлечение диспаратности - к третьему. Движение головы и тела в целом относятся к четвертому и пя­тому уровням. Все эти движения служат для извлече­ния информации.

2. В составе отдельных специфических органов
чувств рецепторы могут только пассивно подвергать­
ся стимуляции, тогда как в случае воспринимающей
системы предполагается, что замкнутый контур
"вход" — "выход" получает информацию активно. Со­
временные данные о существовании рецептивных
полей ничего принципиально не изменили в теории
отдельных специфических органов чувств, посколь­
ку предполагается, что рецептивные поля подверга­
ются такому же пассивному запуску, как и рецепто­
ры, только запускают их более сложные стимулы.

3. Результатом работы любого отдельного органа
чувств является всегда один и тот же набор врож­
денных ощущений, тогда как на конечном результа­
те работы воспринимающей системы сказывается ее




способность к совершенствованию и обучению. Ощу­щения одной модальности можно объединять с ощу­щениями других модальностей в соответствии с за­конами ассоциации; их можно организовывать, ощу­щения могут сливаться, дополнять друг друга, обра­зовывать ансамбли, их можно отделять одно от дру­гого, но никакое обучение не может привести к воз­никновению новых ощущений. В то же время практика способствует тому, чтобы извлекаемая информация становилась все более и более тонкой, совершенной и точной. Учиться воспринимать можно всю жизнь.

4. Качества данных, с которыми имеют дело от­
дельные органы чувств, определяются типами сти­
мулируемых рецепторов, тогда как специфика рабо­
ты воспринимающей системы определяется качества­
ми предметов внешнего мира и в особенности теми
возможностями, которые они открывают. Понима­
нием принципиальной ограниченности органов
чувств мы обязаны Иоганнесу Мюллеру, его учению
о специфических "нервных энергиях". Сам он в кон­
це концов пришел к выводу о том, что познание
мира - вещь невозможная, ибо мы никогда не зна­
ем, каковы те внешние причины, которые вызыва­
ют наши ощущения. И всякий, кому не по душе этот
слегка обескураживающий вывод, должен проделать
немалую работу, чтобы избежать его. По мнению
Гельмгольца, коль скоро мы не в состоянии обнару­
жить причины наших ощущений, нам приходится
судить о них посредством логического вывода. По су­
ществу, эта же мысль заключена в гипотезе о том,
что ощущения дают ключ к восприятию внешнего
мира. Одним из вариантов этой гипотезы является
известная формула, согласно которой сенсорные сиг­
налы интерпретируются нами. Мне кажется, что все
аргументы подобного рода сводятся к одному: вос­
принимать внешний мир мы можем лишь в той мере,
в какой нам известно, что должно быть воспринято.
Этот тип рассуждений принято называть замкнутым
кругом. К этой проблеме я еще вернусь.

Такому взгляду на восприятие можно противо­поставить точку зрения, в соответствии с которой ощущения, вызываемые светом, звуком, давлением или химическими веществами, представляют собой нечто побочное и несущественное, что существует информация для воспринимающих систем и что на­блюдатель переживает непосредственно те качества объектов внешнего мира, которые соотносимы с его потребностями.

5. В соответствии с учением о специфических
органах чувств процесс внимания осуществляется в
нервных центрах, тогда как, согласно концепции вос­
принимающих систем, внимание распределено по
всему замкнутому контуру "вход — выход". В первом
случае внимание - это сознание, которое можно на­
править на что-то; во втором случае — это навык,
который приходится приобретать. В первом случае ис­
пользуются такие метафоры из области физиологии
как фильтрация нервных импульсов или их переклю­
чение с одного пути на другой. Для метафор, ис­
пользуемых во втором случае, годятся такие слова,
как резонирование, извлечение, оптимизация, симмет­
ризация, а также такие действия, как ориентировка,
исследование, изучение и настройка. <...>

Нормальный акт зрительного внимания состоит из сканирования всех деталей объемлющего строя, а



не из фиксации на какой-нибудь одной его детали. Мы склонны думать о внимании как о сужении или удерживании чего-то, хотя на самом деле такое бы­вает крайне редко. Информативные структурные ин­варианты оптического строя скорее похожи на гра­диенты, чем на мелкие детали, и сканируются они в пределах больших углов.

Наши рекомендации