Концепция воспринимающих систем
Для теории извлечения информации нужна концепция воспринимающих систем, а не концепция органов чувств. Несколько лет назад я попытался доказать, что воспринимающая система коренным образом отличается от органа чувств: первая - активна, а второй — пассивен (Gibson, 1966 b). Мне сказали: "Хорошо, согласимся с тем, что орган чувств является активным", —однако на поверку оказалось, что по-прежнему имеются в виду сенсорные данные, пассивно поступающие в чувствительные нервы. Активностью же называются процессы, происходящие в мозгу, когда туда поступали эти данные. Я же под воспринимающей системой подразумевал совсем другое. Я имел в виду активное осматривание, слушание, осязание, обоняние и т. п. Тогда мне сказали: "Пусть так, но ведь все это — реакции на свет, звук, прикосновение, вкус, запах, то есть моторные действия, возникающие в ответ на сенсорные данные. То, что вы называете воспринимающей системой, — не что иное, как пример обратной связи". Я был обескуражен таким ответом — меня опять не поняли.
Я сделаю еще одну попытку доказать, что концепция органов чувств, рассматриваемых как специфические органы чувств, не совпадает и не может совпадать с концепцией органов чувств, рассматри-
ваемых как воспринимающие системы. Пять воспринимающих систем соответствуют пяти способам внешнего проявления внимания. Они в значительной мере функционально дублируют друг друга и входят в единую иерархическую систему ориентировки. У системы есть органы, у органов чувств -рецепторы. Система способна ориентироваться, исследовать, обследовать, подстраиваться, оптимизировать, извлекать, выходить из состояния равновесия и приходить в него, тогда как органы чувств на это не способны. <...>
Ниже приведено пять основных различий между органами чувств и перцептивными системами.
1. Специфику отдельных органов чувств определяет набор рецепторов или рецептивные поля, которые связаны с так называемыми проекционными центрами мозга. Локальные стимулы, попадающие на определенные места чувствительной поверхности, вызывают локальные электрические разряды нейронов, находящихся в определенном месте мозгового центра, Настройка органа, в который входят рецепторы, в определении органов чувств не предусмотрена.
Воспринимающую систему определяют орган и его настройка, необходимая для его функционирования на том или ином уровне. Каждый орган встроен в иерархическую систему взаимного соподчинения. На любом уровне этой системы центробежные и центростремительные волокна должны рассматриваться как единый замкнутый контур.
В частности, зрительная система состоит из следующих органов. На самом нижнем уровне орган образуют хрусталик, зрачок, глазное яблоко и сетчатка. Далее следует глаз с глазными мышцами. Он образует орган, который одновременно и стабилизирован, и подвижен. Бинокулярный орган состоит из расположенных в голове глаз. Глаза расположены в подвижной голове и сами в свою очередь могут поворачиваться, поэтому глаза и голова образуют орган более высокого уровня, способный извлекать объемлющую информацию. И наконец, на самом высоком уровне глаза, голова и тело составляют орган для извлечения информации по пути следования. Аккомодация и темновая адаптация относятся к первому уровню. Компенсаторные движения, фиксация и сканирование — ко второму. Вергентные движения и извлечение диспаратности - к третьему. Движение головы и тела в целом относятся к четвертому и пятому уровням. Все эти движения служат для извлечения информации.
2. В составе отдельных специфических органов
чувств рецепторы могут только пассивно подвергать
ся стимуляции, тогда как в случае воспринимающей
системы предполагается, что замкнутый контур
"вход" — "выход" получает информацию активно. Со
временные данные о существовании рецептивных
полей ничего принципиально не изменили в теории
отдельных специфических органов чувств, посколь
ку предполагается, что рецептивные поля подверга
ются такому же пассивному запуску, как и рецепто
ры, только запускают их более сложные стимулы.
3. Результатом работы любого отдельного органа
чувств является всегда один и тот же набор врож
денных ощущений, тогда как на конечном результа
те работы воспринимающей системы сказывается ее
способность к совершенствованию и обучению. Ощущения одной модальности можно объединять с ощущениями других модальностей в соответствии с законами ассоциации; их можно организовывать, ощущения могут сливаться, дополнять друг друга, образовывать ансамбли, их можно отделять одно от другого, но никакое обучение не может привести к возникновению новых ощущений. В то же время практика способствует тому, чтобы извлекаемая информация становилась все более и более тонкой, совершенной и точной. Учиться воспринимать можно всю жизнь.
4. Качества данных, с которыми имеют дело от
дельные органы чувств, определяются типами сти
мулируемых рецепторов, тогда как специфика рабо
ты воспринимающей системы определяется качества
ми предметов внешнего мира и в особенности теми
возможностями, которые они открывают. Понима
нием принципиальной ограниченности органов
чувств мы обязаны Иоганнесу Мюллеру, его учению
о специфических "нервных энергиях". Сам он в кон
це концов пришел к выводу о том, что познание
мира - вещь невозможная, ибо мы никогда не зна
ем, каковы те внешние причины, которые вызыва
ют наши ощущения. И всякий, кому не по душе этот
слегка обескураживающий вывод, должен проделать
немалую работу, чтобы избежать его. По мнению
Гельмгольца, коль скоро мы не в состоянии обнару
жить причины наших ощущений, нам приходится
судить о них посредством логического вывода. По су
ществу, эта же мысль заключена в гипотезе о том,
что ощущения дают ключ к восприятию внешнего
мира. Одним из вариантов этой гипотезы является
известная формула, согласно которой сенсорные сиг
налы интерпретируются нами. Мне кажется, что все
аргументы подобного рода сводятся к одному: вос
принимать внешний мир мы можем лишь в той мере,
в какой нам известно, что должно быть воспринято.
Этот тип рассуждений принято называть замкнутым
кругом. К этой проблеме я еще вернусь.
Такому взгляду на восприятие можно противопоставить точку зрения, в соответствии с которой ощущения, вызываемые светом, звуком, давлением или химическими веществами, представляют собой нечто побочное и несущественное, что существует информация для воспринимающих систем и что наблюдатель переживает непосредственно те качества объектов внешнего мира, которые соотносимы с его потребностями.
5. В соответствии с учением о специфических
органах чувств процесс внимания осуществляется в
нервных центрах, тогда как, согласно концепции вос
принимающих систем, внимание распределено по
всему замкнутому контуру "вход — выход". В первом
случае внимание - это сознание, которое можно на
править на что-то; во втором случае — это навык,
который приходится приобретать. В первом случае ис
пользуются такие метафоры из области физиологии
как фильтрация нервных импульсов или их переклю
чение с одного пути на другой. Для метафор, ис
пользуемых во втором случае, годятся такие слова,
как резонирование, извлечение, оптимизация, симмет
ризация, а также такие действия, как ориентировка,
исследование, изучение и настройка. <...>
Нормальный акт зрительного внимания состоит из сканирования всех деталей объемлющего строя, а
не из фиксации на какой-нибудь одной его детали. Мы склонны думать о внимании как о сужении или удерживании чего-то, хотя на самом деле такое бывает крайне редко. Информативные структурные инварианты оптического строя скорее похожи на градиенты, чем на мелкие детали, и сканируются они в пределах больших углов.