Опросник МОТИВАЦИИ (В.К.Гербачевский)

Опросник выполняется во время выполнения задания, например, учебного. Преподаватель фиксирует какой-то этап в его выполнении единый для всех обучающихся и предлагает им по его завершении ответить на вопросы опросника. При этом против номера вопроса представляется (по Вашему усмотрению) один из семи предполагаемых в баллах ответов: -3, -2, -1, +1, +2, +3.

1. Исследование мне уже порядком надоело

2. Я работаю на пределе своих сил

3. Я хочу показать все, на что способен

4. Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату

5. Мне интересно, что получиться

6. Задание довольно сложное

7. То, что я делаю никому не нужно

8. Меня интересует, лучше ли мои результаты или хуже, чем у других

9. Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами

10. Думаю, что мои результаты будут высокими

11. Эта ситуация может причинять мне неприятности

12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти

13. Я проявляю достаточно старания

14. Я считаю, что мой лучший результат не случаен

15. Задание большого интереса не вызывает

16. Я сам ставлю перед собой задачи

17. Я беспокоюсь по поводу своих результатов

18. Я ощущаю прилив сил

19. Лучших результатов мне не добиться

20. Эта ситуация имеет для меня значение

21. Я хочу ставить все более и более трудные цели

22. К своим результатам я отношусь равнодушно

23. Чем больше работаю, тем становится более интересно

24. Я не собираюсь выкладываться на этой работе

25. Скорее всего, мои результаты будут низкими

26. Как ни старайся, результат от этого не изменится

27. Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием

28. Задание достаточно простое

29. Я способен на лучший результат

30. Чем труднее цель, тем желаннее ее достигнуть

31. Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели

32. Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими

33. Я увлекся работой над заданием

34. Я хочу избежать низкого результата

35. Я чувствую себя независимым

36. Мне кажется, что я трачу время и силы

37. Я работаю вполсилы

38. Меня интересуют границы моих возможностей

39. Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших

40. Я все сделаю, что в моих силах для достижения цели

41. Я чувствую, что у меня ничего не выйдет

42. Испытание - это лотерея

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ

Опросник Г.АЙЗЕНКА - подростковый (обработка результатов)

Э к с т р а в е р с и я определяется по сумме ответов «ДА» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 и сумме ответов «НЕТ» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59 (за каждый совпадающий ответ - 1 балл).

Э м о ц и о н а л ь н а я устойчивость - неустойчивость (нейротизм) устанавливается по сумме ответов «ДА» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26: 31, 34, 37. 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

К о н т р о л ь н а я шкала - сумма ответов «ДА» на вопросы: 8,16,24,28,36,44 и сумма ответов «НЕТ» на вопросы: 4,12,20,32,40,48. Норма по этой шкале 4 - 5 баллов.

Типы ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ (интерпретация результатов)

I.А в т о р и т а р н ы й тип

13 - 16 - диктаторский, властный, деспотичный характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но принимают ее.

9 - 12 - доминантный, энергичный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0 - 8 - Уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

П. Э г о и с т и ч е с к и й тип

13 - 16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самолюбивый, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0 - 12 - при более низких оценках эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

Ш. А г р е с с и в н ы й тип

13 - 16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9 - 12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0 - 8 - упрямый, упорный, настойчивый, энергичный.

IV. П о д о з р и т е л ь н ы й тип

13 - 16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип).

9 - 12 - критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0 - 8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. П о д ч и н е н н ы й тип

13 - 16 - покорный, склонный, к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору с кем-то более сильным.

9 - 12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0 - 8 - скромный, робкий, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно честно выполняет свои обязанности.

VI. З а в и с и м ы й тип

13 - 16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9 - 12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0 - 8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Д р у ж е л ю б н ы й тип

9 - 16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0 - 8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. А л ь т р у и с т и ч е с к и й тип

9 - 16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя всю ответственность за других (может быть только «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0 - 8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный, отзывчивый.

НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(обработка результатов)

окончания соответствующих предложений позволяет судить об отношениях и взаимоотношениях личности:

с е м ь я - 1, 12, 14, 16, 27, 29, 31, 42, 44, 47, 57, 59

д р у з ь я и с в е р с т н и к и - 8, 22, 28, 34. 46, 53, 58

ш к о л а - 6, 11, 21, 41, 56

ж е л а н и я и и н т е р е с ы - 3, 4, 13,15,18,20,33,35,37,50

н р а в с т в е н н ы е в з г л я д ы - 2, 10,23,25,40,45,55,60

Я сам: 5, 7, 9, 17, 19, 24, 26, 30, 32, 36, 38, 39, 43, 48, 49, 52. 54

Опросник МОТИВАЦИИ В.К.Гербачевского (обработка результатов)

К о м п о н е н т мотивационной структуры номер высказывания

1. Внутренний мотив 15 0, 23, 33

2. Познавательный мотив 5, 22 0, 38

3. Мотив избегания 11, 17, 34

4. Состязательный мотив 8, 32 0, 39

5. Мотив смены деятельности 1, 9, 27

6. Мотив самоуважения 12, 21, 30

7. Значимость результатов 7, 20 0, 36

8. Сложность задания 6, 28 0,

9. Волевое усилие 2, 13, 37,

10. Оценка уровня достигнутых результатов 19 0, 29

11. Оценка высшего потенциала 18, 31, 41

12. Намеченный уровень мобилизации усилий 3, 24 0, 40

13. Ожидаемый уровень результатов 10, 25 0

14. Закономерность результатов 14, 26 0, 42

15. Инициативность 4 0, 16, 35

Наши рекомендации