Опросник «Оценка школьной мотивации»

Данный опросник может быть использован при индивидуальном обследовании учащихся 3-4 классов, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы 2 варианта предъявления:

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны на­писать номера тех, ответы которые им подходят.

2. Диагностические тетради с текстом опросника раздаются всем ученикам, и педагог просит от­метить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и не­достатки. При первом варианте выше вероятность получения социально желательных ответов, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получать более достоверные ответы на вопросы анкеты, и он предпочтителен в работе со школьниками 3—4-х классов.

Анкета допускает повторные опросы, что поз­воляет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может слу­жить критерием школьной дезадаптации ребенка, а в 4-м классе — признаком возможных трудностей адаптации при переходе в среднюю школу. Повыше­ние уровня мотивации может быть ситуативным и до­стигнуто за счет успехов в учебе в данный момент, но в целом свидетельствует о положительной динамике в обучении и развитии.

При обработке результатов для получения более полной картины отношения ребенка к школе полез­но сочетать подсчет суммарного балла с анализом от­ветов школьника на отдельные вопросы. Это позво­лит, например, выяснить, какая сфера школьной жизни вызывает у ребенка больший, а какая — мень­ший интерес.

Обработка результатов:

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана сис­тема балльных оценок:

> ответ ребенка, свидетельствующий о положитель­ном отношении к школе и предпочтении им учеб­ных ситуаций, оценивается в 3 балла;

> нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т. п.) оценивается в 1 балл;

> ответ, позволяющий судить об отрицательном от­ношении ребенка к той или иной школьной ситу­ации, оценивается в 0 баллов.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких позна­вательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или за­мечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.

2. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство уча­щихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой.

3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы об­щаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сфор­мированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации.

4. 10—14 баллов — низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохот­но, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя кос­венно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к шко­ле, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают сложности в общении с одноклассника­ми, взаимоотношениях с учителем. Школа неред­ко воспринимается ими как враждебная среда, пре­бывание в которой невыносимо. Среди школьников 3—4-х классов -это дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учебе. Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть исполь­зован специальный ключ:



№ вопроса Оценка за 1-й ответ за 2-й ответ за 3-й ответ
0 |
__ 0

Вопросы к опроснику «Оценка школьной мотивации»

1. Тебе нравится в школе или не очень?

> не очень;

> нравится;

> не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с
радостью идешь в школу или тебе часто хочется
остаться дома?

> чаще хочется остаться дома;

> бывает по-разному;

> иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обя­зательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или
остался бы дома?

> не знаю;

> остался бы дома;

> пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

> не нравится;

> бывает по-разному;

> нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних за­даний?

> хотел бы;

> не хотел бы;

> не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни пере­мены?

> не знаю;

> не хотел бы;

> хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

 

> часто;

> редко;

> не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

> точно не знаю;

> хотел бы;

> не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

> мало;

> много друзей;

> нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

> нравятся;

> не очень;

> не нравятся.

Наши рекомендации