Тема 4. Виды человеческих знаний

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Термин «знание» употребляется в разных смыслах:

· Как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;

· Как познавательно значимая информация;

· Как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью – практическим отношением.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. – соответствует специфические виды знаний.

Виды знания

Наименование Сущность
Житейское Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и природой. Сводиться к констатации фактов и их описанию
Научное Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы др.
Практическое Овладение вещами, преобразование мира
художественное Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии
Рациональное Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением
иррациональное Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, нпр,аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки
личностное Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.

Формы знания

наименование Сущность
Ненаучное Разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира
Донаучное Прототип, предпосылочная база научного знания
Паранаучное Несовместимое с имеющимся научным знанием
Лженаучное Сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное Утопичное и сознательно искажающее представления о действительности


Тема 5. Научное познание

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

· Объективность добываемого знания;

· Развитость понятийного аппарата (категориальность);

· Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

· Проверяемость;

· Высокий уровень обобщения знаний;

· Универсальность;

· Использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Уровни научного познания:

Эмпирический – выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Теоретический – выявление фундаменталдьных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Формы научного познания: научный факт, эмпирический закон; проблема, гипотеза, теория.

Методы научного познания:

Эмпирические: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Теоретическое: единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация.

Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Проблема может быть теоретической или практической.

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Структура теории

· Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и др.

· Идеализированный объект данной теории.

· Логика и методология, применяемая для построения теории.

· Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.

Ключевой элемент любой теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Метод понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Научный метод характеризуется двумя важными качествами – строгостью и объективностью.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

Наблюдение Эксперимент
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации огран-ти человеческих органов чувств Создание необходимых условий; матер-ное воздействия на объект или условия; измерения с применением тех. Устройств.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Также неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обуславливают друг друга в процессе познания.

Индукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Дедукция – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и др.

Абстракция – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают понятия и категории.

К универсальным методам познания относится идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ».

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Исторический метод Логический метод
Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления Описание исторического процесса во всем его многообразии, с учетом его неповторимых, индивидуальных особенностей Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса. Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизводя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождение от абстрактного к конкретному.

Формализация – уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее на научно-технический прогресс.

Наши рекомендации