Построение научной картины мира связано с тремя основными этапами развития человеческих знаний.

Первый этап. Развитие научной картины мира – этап додисциплинарной науки – это период становления классического естествознания, в рамках которого проходила кристаллизация первой научной картины мира, в качестве которой выступала механическая картина мира. Ее становление было детерминировано как внутренней логикой развития естественно-научного знания, так и совокупностью социокультурных факторов, влияющих на развитие этого процесса. Условием построения первой научной картины мира была ориентация на объективное исследование фрагментов и аспектов Универсума (независимо от того, являются ли они природными или социальными феноменами). Синтез знаний, осуществляемый в ее рамках, был связан с редукцией различных процессов к механическим, что обосновывалось системой философско-мировоззренческих оснований, в которых идеи механицизма играли доминирующую роль. На первом этапе решающую роль сыграли исследования таких ученых, которые стояли у истоков классической механики, как Галилей, Декарт, Кеплер, Гюйгенс. Создателем общей теории механического движения является Ньютон. В механической картине мира окружающий мир был представлен состоящим из вещества, где элементарным объектом выступал атом, а все тела – твердые, жидкие, газообразные – полагались построенными из абсолютно твердых однородных неизменных и неделимых корпускул – атомов. Неделимость и неразрушимость атомов интерпретировалась как постоянством массы, и это было философским основанием субстанции мира.

Второй этап в развитии научной картины мира связан с утратой механической картины мира как общенаучного статуса, т.е. стали формироваться специальные научные картины мира, которые приобрели самостоятельный статус бытия. Возникают специальные научные картины мира, которые претендуют на онтологический статус в рамках своей отрасли знаний. В качестве главной методологической проблемы этого этапа развития науки выдвигается проблема поиска оснований его единства и построения целостной научной картины мира. Это связано с тем, что к концу 18 – начала 19 столетий наука становится бесспорной ценностью цивилизаций, она все активнее участвует в формировании мировоззрений, претендуя на достижения объективно истинного знания о мире.

Третий этап в развитии научной картины мира на современной стадии эволюции науки характеризуется резким усилением междисциплинарного синтеза знаний, повышением удельного веса междисциплинарных исследований.

Современная научная картина рассматривается и функционирует в особую историческую эпоху. Ее общекультурный смысл определяется включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска людьми новых путей цивилизационного развития. Потребности этого поиска связаны с кризисными явлениями, с которыми столкнулась цивилизация в конце 20 века и который привел к возникновению современных глобальных проблем. Их осмысление требует по-новому оценить развитие современных техногенных цивилизаций, которые существуют уже на протяжении 4-х веков и многие ценности которой связаны с отношением к природе, человеку, пониманием его деятельности, которые ранее казались незыблемыми ценностями прогресса и улучшения качества жизни ставится сегодня под сомнение. Этот взгляд предполагает формирование новой картины мира, взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, человеком и обществом, составляющим единое целостное образование. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, и развиваются идеи сотрудничества.

Литература

Рекомендуемые учебные пособия, литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

2. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология (теория самоорганизации индивидуума и социума). – СПб., 2002.

3. Вернадский В.Н. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

4. Введение в философию / Авт. колл.: И. Т. Фролов и др. – М., 2002.

5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998г.

6. Философия медицины / Под ред. Ю. Л. Шевченко. – М, 2004.

7. Хрусталев Ю. М. Философия. – М.: 2005

8. Хрусталев Ю. М., Царегородцев Г. И. Философия науки и медицины. – М.:2005

9. Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. – М., 1986.

Дополнительная литература

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987г.

2. Ерохин В.Г. Гносеологические аспекты проблемы причинности в медицине. М.1981

3. Заломов В.С., Щекотов В.В. Диалектика субъективного и объективного в медицинском диагнозе. Пермь. 1984.

4. Зотов А.Ф.. Современная западная философия. М., 2001 г.

5. Зотин А.Н., Зотина Р.С. Феноменологическая теория развития, роста и старения организма. М. 1993.

6. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии (Сборник научных трудов). М. 1985, 1989, 1993.

7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2000.

9. Степин В.С.Теоретическое знание. М., 2000 г.

10. Сыров В.И. Некоторые аспекты проблемы целостности в философии и медицине. Горький. 1985

11. Фейерабенд П.. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г.

12. Фуко М. Безумие в классическую эпоху. М., 1997.

13. Публикации в журналах «Философские науки», «Вопросы философии».

Вопросы для самоконтроля

1. Какие функции выполняет диалектика в познании?

2. Дать характеристику диалектической концепции развития?

3. На какие научные концепции опирается универсальный эволюционизм?

4. В чем заключаетчся единство количественных и качественных изменений в развитии?

5. Какие противоречия Вы знаете, и как они разрешаются?

6. Какой закон развития отражает поступательность, преемственность. цикличность?

7. Значение причинно-следственных связей для научной и практической деятельности врача?

8. Что дает знание единичного, общего и особенного в диагностике и процессе лечения?

9. Что может дать для практической деятельности врача знание о существовании необходимых и случайных связей в процессе развития?

10. Определение синергетики. Основные периоды ее развития и научные школы.

11. Отличие синергетической модели развития от предшествующих моделей.

12. Смыслообразующие понятия синергетики (аттрактор, селектор, детектор, бифуркация и т.д.)

13. Социальная синергетика как универсальная теория развития человека и общества (к проблеме антропосоциогенеза).

14. Перспективы применения синергетического подхода в медицине.

[1] Качество - это философская категория, характеризующая целостную в структурном отношении определенность предметов и явлений в системе объективных связей.

[2] Материал данной главы предназначен в первую очередь аспирантам и соискателям для подготовки к сдаче экзамена по «Истории и философии науки (медицины)»

Наши рекомендации