Скептицизм – не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
Оптимизм – утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире.
Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное.
Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
Тема 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
Познание имеет два уровня (две стороны) – чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
· Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
· Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
· Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
· Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
· Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
· Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Индуктивное – умозаключение от частного к общему.
Дедуктивное – умозаключение от общего к частному.
Умозаключение – получаемое по аналогии.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (опыт) – единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (разум) – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуальногоразвития человечества.
Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание | Рациональное познание |
· Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта · Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов · Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов | · Опора на результаты чувственного познания · Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов · Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений |
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки интуиции: внезапность, неполная осознанность, непосредственный характер возникновения знаний.
Различают следующие виды интуиции:
· Интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;
· Мистическая – связана с жизненным переживаниями, эмоциональным миром человека.
В интуиции четко и ясно осознаются лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т.е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.
В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.
Эмоции – аффективная форма проявления моральных чувств.
Чувства – эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (любовь, ненависть)
Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.
Заблуждение – это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источником заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.
Ложь – это сознательное искажение образа объекта.