Принципы проведение диспута.
1.Равенство участников дискуссии, которое означает полное равноправие всех участников обсуждения, недопущение психологического давления на выступающих. Все имеют право на слово, свою точку зрения, свое мнение.
2.Устойчивая направленность дискуссии. Путь развития дискуссии выдержанный, стабильный. Знания учащихся и определенный регламент занятия направлены на поиск общей позиции наиболее оптимальным путем.
3.Адекватность и толерантность восприятия (адекватный — «вполне соответствующий, совпадающий», толерантность – терпимость к чужому мнению). Высказанные точки зрения одними участниками дискуссии воспринимаются соответственно равноценно другими участниками дискуссии, и наоборот.
4.Актуальность и солидность темы. Актуальность определяется пользой, получаемых или закрепляемых в ходе диспута знаний, умений и навыков их добывания. Солидность темы предполагает ее высокую значимость в изучении дисциплины «Правоведение» (проблема «Смертной казни»).
Порядок проведения дискуссии (ее ход).
а) вступительное слово.Ведущий формулирует дискуссионную тему, обосновывает ее. Особо выделяются полярные точки зрения на обсуждаемую проблему;
б) выступления и возможные реплики участников дискуссии.Учитель должен следить за соблюдением правил проведения дискуссии, оперативно предотвращать возникающие конфликтные ситуации, обеспечивать свойственную учебной дискуссии тональность и т. д.;
в) формирование альтернативных групп (единомышленников);
г) постепенное подведение дискуссии к общей точке зрения.Поскольку дискуссии имеют учебные цели, они должны, как правило, завершаться положительным результатом, то есть все или большинство участников должны встать на единую или близкую к ней точку зрения. В ходе этой работы «организатор» обращает внимание на ту информацию, которая была лишней в выступлениях учащихся, и группирует наиболее важную, сближая точки зрения дискутирующих;
д) заключение.
В нем подводятся итоги дискуссии: формулируется основная точка зрения, к которой пришли участники обсуждения; объявляются персональные оценки выступающих; перечисляются вопросы темы, требующие дополнительной отработки; дается задание для подготовки к изучению новой темы.
Дискуссия на занятиях по дисциплине «Правоведение» может проходить как под руководством преподавателя, так и самостоятельно (самоорганизующаяся дискуссия в группе). Инновацией, может считаться распределение ролей-функций в дискуссионной группе на: "ведущего", организовывающего обсуждение вопроса (проблемы) и вовлекающего в него всех членов группы; "аналитика", задающего вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению (критикуя) высказываемые предположения и утверждения; "протоколиста", фиксирующего процесс принятия решения проблемы; "наблюдателя", оценивающего участие каждого члена группы в дискуссии на основе определенных критериев. При этом эффективно использовать такие критерии оценки участия в диспуте, как: убедительность аргументов; умелое использование правовым источников (их надежность); логичность ответа-рассуждения; дискуссионные умения, умение задавать «встречные» вопросы, искать и провозглашать доводы, принимающие или отвергающие аргументы другой стороны.
Типы диспутов (дискуссий).
Тип дискуссии зависит от целей, определенных учителем для конкретного занятия.
Императивный тип дискуссии (императивный — «требующий безусловного подчинения, согласия», в условиях которой участники приходят к общей позиции, общей точке зрения на предмет обсуждения. Данный тип дискуссии оценивается как результативный: от нескольких точек зрения участники подошли к одной; единая точка зрения аргументировано и обстоятельно доказана и понята всеми учащимися.
Конфронтационный тип дискуссии (конфронтация — «противоборство, противостояние; столкновение», в процессе которой участники не приходят к единой точке зрения, занимая противоположные позиции. Он получил название «ничейный», поскольку участники семинара (микро группы из участников семинара) остались каждый при своем мнении.
Информативный тип дискуссии (информативный — «несущий информацию; насыщенный информацией)». Учащиеся, в первую очередь, получают от «ведущего» такой материал, который позволяет лишь вникнуть в сущность представленной для обсуждения проблемы. Данная дискуссия получила название «неопределенной», поскольку ее главный вопрос так и остается нерешенным либо переходит на еще более сложный уровень.
Все три типа дискуссий активно применяются в процессе правового обучения в школах и вузах.
Однако в школьной практике предпочтительнее императивный тип дискуссии, так как требования к правовому образованию в общеобразовательных учебных заведениях, время отведенное на изучение права, уровни знаний учащихся, их навыки и умения вести дискуссию часто не позволяют использовать два других типа. Конфронтационный и информативный типы дискуссий требуют обязательного продолжения работы на других семинарах. Недопустимо оставлять обучаемых в неведении или на контрастно противоположных позициях, если в первом случае имеются пути прихода к консенсусу, а во втором, при более углубленном изучении проблемы дискуссии, вероятно ее объективное понимание.
В рамках преподавания дисциплины «Правоведение» основными формами дискуссионного обучения являются:
«круглый стол» как совещание, обсуждение актуальных социально-правовых вопросов (проблем), в котором все участники обладают равными правами и обязанностями;
«форум» как обсуждение, в ходе которого «экспертная группа» вступает в обмен мнениями с «аудиторией»;
«симпозиум»;
«дебаты» как обсуждение, построенное на основе заранее фиксируемых выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), и опровержений,
«судебное заседание» как обсуждение, которое имитирует какое-либо судебное разбирательство (слушание дела);
«аквариумная» дискуссия какособый вариант организации коллективного взаимодействия, применяемый при работе с учебным правовым материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Данная форма дискуссии усиливает «включенность» учащихся в групповое обсуждение проблем, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.
«Недочеты», иногда допускаемые в процессе проведения диспута, мешающие достижению его цели:выступление части учащихся в качестве разрушителей, отрицателей и т. п. Разговор выливается в «плохо то, плохо это, нужны перемены»; разговоры, не имеющие непосредственного отношения к теме. Так, проблема рыночных отношений в России выливается в разговор о несвоевременной выдаче заработной платы родителям, проблема укрепления международных связей России подменяется обсуждением вопроса о причинах поездок за границу вместе с руководителями государства их жен и т. д.; использование в выступлениях утверждений в сослагательном наклонении: «Вот если бы не наш президент, то тогда бы …» и т. д.; не справившись с управлением дискуссией, пытаются быстрее завершить разговор.
Таким образом, технология учебного диспута(дискуссии по актуальным социально-правовым проблемам), правильно используемая на занятиях по дисциплине «Правоведение», не только развивает познавательную активность обучаемых, но и побуждает к самоанализу и переосмыслению, повышает интерес и способствует формированию навыков применения правовых знаний на практике (в повседневной жизни).
В настоящее время повышение качества обучения большинство исследователей (С.М. Берглезова, А.В. Калаев и др.) связывают с активизацией познавательной деятельности учащихся, развитием их творческого мышления в процессе их самостоятельной работы.
В многообразном комплексе средств общеправовой подготовки личности одно из важных мест в процессе организации самостоятельной работы на занятиях по дисциплине «Правоведение» занимает научно-исследовательская работа учащихся в форме подготовки (написания) статей и докладов для участия в общешкольной (общевузовской студенческой) конференции, докладов и обзоров по текущему законодательству, проектов, творческих заданий, рефератов на основе изучения специальной юридической литературы (нормативно-правовых актов).
В связи с чем, реализация технологии организации научно-исследовательской деятельности направлена на формирование готовности личности к непрерывному правовому самообразованию и развитие творческого (от части, критического) мышления.Наиболее эффективной формой реализации данной технологии выступает занятие – конференция по теме «Особенности правового регулирования различных сфер жизнедеятельности общества», направленное на рассмотрение разнообразных актуальных для обучаемых социально-правовых вопросов.
При этом занятие-конференция включает такие основные элементы как:
1. самостоятельная подготовка докладов (выступлений) по индивидуальным темам, объединенных общей темой конференции, всеми желающими учащимися;
2. специальная подготовка преподавателем официальных оппонентов, задачей которых является - разработка вопросов докладчикам, предложение кратких дополнений, изложение иной точки зрения;
3. консультирование преподавателем докладчиков, оппонентов при подготовке к конференции и помощь в выборе литературы,
4. разработка вопросов, оценка качества доклада и предстоящего оппонирования,
5. разработка заданий, которые выполняются остальными обучаемыми на основе прослушанного содержания доклада;
6. определение регламента для занятия-конференции, которое должно быть строго ограничено по времени;
7. подготовка заключительного выступления, содержащего общие выводы из прозвучавших докладов, обобщения по теме конференции, наиболее подготовленным (или специально для этого подготовленным) учащимся.
Таким образом, конференция как форма занятия может быть итогом работы по крупному разделу курса «Правоведение», а технология ее организации должна основываться на реализации данных особенностей.
Организация и проведение занятий в форме научно-практических конференций способствует более качественному усвоению правовых вопросов и определению учеником (студентом) своей гражданской позиции в конкретных правовых ситуациях.
Урок – игра по праву.
Особенности технологии учебных игр рассматривают такие педагоги, психологи, правоведы и методисты как: А.Ю. Соловьев, О.А. Бударина, Ю.Н. Кулюткин, В.М. Симонов, С.Н. Головин, Е.А. Певцова, В.И. Баймурзина, М.В. Кларин, В.В. Тютин и др. В основетехнологии учебных игр находятся игровые модели, включающие в себя конкретные формы учебных игр (имитационные, деловые и т.д.), которые в процессе общеправовой подготовки личности становятся или элементом конкретного занятия, или его формой (занятие-игра «Судебное заседание»).
Учебная игра – это активный метод и форма обучения, направленная на моделирование обучаемыми образцов собственного поведения в юридически значимых ситуациях, формирование их готовности к практическому применению правовых знаний, умений и навыков, которая развивает эмоциональную структуру человека, активность и инициативность учеников. Игровые формы общеправового обучения оказывают воспитательное воздействие на личность, которое тем выше, чем глубже осознание самостоятельности принимаемых им решений, убеждений и собственного развития, чем больше удовлетворяются его интересы, чем более повышенные эмоциональные переживания (сопереживания) вызывает проблемно-поисковая игровая ситуация.
Учебные игры как форма общеправового обучения способствуют развитию умственных способностей обучаемых в процессе решения ими разнообразных проблемных учебно-правовых ситуаций (сравнивают, анализируют и обобщают, задают вопросы, планируют поиск решения и дают оценку полученным результатам).
Игры в процессе изучения дисциплины «Правоведение» оказывают влияние на развитие коллективного образного мышления, познавательного интереса и творческих способностей личности, а также повышают практическую направленность полученных ею правовых знаний. Кроме того, использование игровых методов, на наш взгляд, предназначено для того, чтобы предостеречь учащихся от совершения противоправных поступков, побудить их к активным действиям при поддержании правопорядка, к правомерному поведению в личной и будущей профессиональной жизнедеятельности.
Общим признаком игровых методов обучения является максимально полное включение личности в игровое моделирование изучаемых правовых явлений (искусственно моделируемую реальную или выдуманную правовую ситуацию), иллюстрирующее отдельные теоретические и практические моменты учебного правового материала.
Таким образом, учебная игра на занятиях по дисциплине «Правоведение» связана с организацией учебно-исследовательской познавательной деятельности субъектов образовательного процесса и ориентирована на специальное обучение поисковым процедурам, способствующим формированию культуры рефлексивного мышления (анализ хода – обсуждение игрового действия и результатов игры, соотношение игровой модели и реальности, хода взаимодействия), а также на самообучение посредством приобретаемого субъективного правового опыта и формирования умений решать социально-правовые проблемы (задачи).
Правовые учебные игры специалисты предлагают разделить на 5 типов: дидактические игры и игровые элементы; имитационные игры; сюжетно-ролевые игры; деловые игры; иллюстративные (Е.А. Певцова).
В процессе реализации технологии учебных игр в правовом обучении и воспитании учащихся целесообразно использовать 3 типа игр (или игровых элементов): дидактические игровые элементы; деловые игры; сюжетно-ролевые игры.
А. Дидактическая игра (ее элементы) в процессе общеправовой подготовки выступает как творческая деятельность, имеющая направленность преимущественно на использование правовых знаний, умений и навыков в будущей жизнедеятельности и взаимосвязанная с другими видами учебной работы. Она представляет собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер и, по сути, заключается в соревновании обучаемых, которые должны дать верный ответ на предложенный вопрос, решить правовую задачу творческого характера с опорой на правовые знания, которыми они обладают. Например, дидактические игровые ситуации, получившие условное название «странные рассказы».
Б. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам организации и проведению имитационных игр: деловых, ролевых (их сочетание) показал, что деловая и ролевая игра – это активные методы обучения и творческой деятельности учащихся, которые в отличие от других методов основываются на контрасте игрового (условного) контекста с внешним (реальным). Они помогают решить задачи обучения и воспитания, коммуникативного, профессионального, личностно-психологического развития. Социально-психологическая особенность имитационной игры проявляется в коллективном взаимодействии ее участников и их мотивированности, в ее пространственно-временных особенностях (присутствует в сжатом виде), придающие ей динамичность.
Вструктуре образовательного процесса на основе игры можно выделить три этапа ее реализации (деятельности преподавателя и учеников):
1.Подготовка к игре (целеполагание, планирование);
2.Проведение игры, т.е. реализация ее целей;
3.Обсуждение игры, анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект учебно-воспитательного процесса (рефлексивный этап).
1. Последнее время в преподавании дисциплины «Правоведение» наметился переход от информационно – сообщающих методов, форм обучения к активному обучению и организации работы учащихся в форме деловой игры («Суд идет…», «Трудовой спор», «Выборы Президента группы»; «Судебное заседание»; «Оформление на работу»; «Учитель и подросток-правонарушитель»).
Деловая игра как форма организации общеправового обучения представляет собой комплекс ситуаций общения учащихся, объединенный сценарием, целью которого является их обучение применению правовых знаний при решении важных жизненных проблем, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи (проекты). Здесь нет заранее запрограммированного результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников.
На определенном этапе занятия используются игровые ситуации: «расследование уголовного дела»; «судебный процесс»; «осмотр места происшествия»; «составление протокола»; «оформление на работу»; «продажа автомобиля» и других.
2. В отличие от деловой – в сюжетно-ролевой игре – анализируются не только содержательные, но и социально-психологические проблемы, основной упор делается на развитие индивидуальных личных качеств исполняющего роль участника игры. Использование ролевых игр в правовом образовании личности способствует повышению его качества, прежде всего, за счет развития в процессе игры индивидуальности обучаемого как носителя субъективного опыта с имеющимися у него готовностью к усвоению правовых знаний и умений, а также предпочтением, интересом к содержанию правового образования. При исполнении учениками (студентами) определенных ролей возникают чувства и стремления, которые органично входят во внутренний мир их личности.
Ролевая игра – одна из нетрадиционных форм учебных занятий в современных образовательных учреждениях, в процессе которой искусственно создаются педагогические проблемные ситуации максимально приближенные к действительности. В основе сюжетно-ролевых игр может лежать любая жизненная ситуация (вымышленный или реальный сюжет), носящая правовой характер. В процессе преподавания дисциплины «Правоведение» эффективно применяются следующие сюжетно-ролевые игры: «Потребитель - защити свои права» в теме «Закон о защите прав потребителя»; игры «Остров» и «Добрая фея» в теме «Права человека и ребенок»; «Продажа магнитофона» в теме «Гражданское право»; «Прием у адвоката»; использование правил и принципов телевизионной игры «Что? Где? Когда?».