Методика подготовки и проведения диспута

(по Т.А: Стефановской, 1998)."

Диспут - публичный спор на определенную тему. Проведение диспута способствует не только воспитанию активности, но итворче­скому отношению молодежи к важнейшим событиям и явлениям на­шей жизни. Свободный обмен мнениями заставляет школьников глубже, всестороннее осмыслить окружающую действительность, а также подвергнуть анализу свои взгляды и убеждения. Чаще всего они проводятся со старшеклассниками или со старшими подростка­ми. Лучше проводить диспут в специально выбранном месте (в зале, школьном музее и т.п.); если диспут проводится в классной комнате, то ее следует оформить плакатами, правилами ведения спора ит.п. Подготовка к диспуту.

1. Выбор темы, ее утверждение. Можно провести анкети­рование на темы: «Какие вопросы тебя особенно волнуют, и ты

не находишь на них ответа?», «О чем бы ты хотел поспорить, поговорить откровенно с товарищами?» и др.

2. Формулирование вопросов по выбранной теме. Реко­мендуется сформулировать три-четыре вопроса, но чтобы они звучали проблематично. Например, существуют ли критерии современного человека? Быть современным - значит быть мод­ным. Согласны ли вы с таким утверждением? и т.п.

3. Собственно подготовительный период, главной задачей которого является изучение мнения коллектива по выдвинутым во­просам, включает в себя следующие моменты: а) анкетирование по вопросам диспута; б) составление анкетных карточек, противопо­ложных по мнению (с них-то можно и начать диспут: зачитать одну, потом - другую, попросить каждого доказать свое мнение по поводу выделенных точек зрения); в) изучение учащимися рекомендован­ной литературы; г) инсценирование (или «модель») будущего дис­пута: за несколько дней до диспута рекомендуется собрать несколь­ко самых активных учащихся класса для выяснения их мнения по вопросам диспута. Это могут быть члены временной инициативной группы. Не навязывая своего мнения, педагог просит этих школьни­ков подготовить более тщательно свои выступления для того, чтобы на диспуте они дали «толчок» для начала общего спора

Ход диспута.

Перед началом может быть музыкальный пролог или сти­хотворение. Ведущим диспута должен быть авторитетный взрослый. В структуре диспута можно выделить три части.

1. Вступительное слово ведущего. Можно также повторить еще раз правила диспута, которые за 2-3 дня были вывешены вместе с объявлением.

2. Спор - столкновение мнений, их защита. Главная зада­ча ведущего - все время «держать» спор в «русле», при необхо­димости «подливать масло в огонь» или наоборот.

3. Заключительное слово ведущего. Важно обобщить вы­воды, которые вытекают из диспута: проанализировать коллек­тивные находки; аргументировать необходимые положения, не задевая самолюбия тех, кто заблуждался; не навязывая своего мнения, предельно тактично сделать обобщение по теме.

После диспута состоится заключительная встреча временной инициативной группы, целью которой является коллективный ана­лиз замысла и реализации, качества осуществления задуманного.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (к теме № 4)

Форма протокола педагогического наблюдения

за применением тренером методов формирования нравственно­го сознания на учебно-тренировочном занятии

Цель наблюдения: выявить методы и приемы воздействия на нравственное сознание занимающихся, применяемые трене­ром в процессе учебно-тренировочного занятия.

Дата проведения наблюдения_______________

Место проведения наблюдения______________

Задачи учебно-тренировочного занятия (образовательная,

воспитательная, развивающая)_______________________

Возраст занимающихся________________________

Спортивная квалификация______________________

Части занятия Содержание Методы и приемы воспитания, применяемые тренером
В коллективе Индивидуально
       

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (к теме № 6) Портреты учителей физической культуры

практическое задание по теме «Управление воспитательным процессом» (по материалам Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова, 1989;

перераб. и доп.)

Проанализируйте портреты учителей физической культу­ры и определите уровень их педагогического мастерства. Портреты учителей физической культуры.

1. Учитель физической культуры, хороший волейболист, любит этот вид спорта. Главную цель уроков физической куль­туры видит в том, чтобы дать учащимся подвигаться. Дисцип­лина на уроках нарушается, учащиеся часто предоставлены сами себе. Методикой обучения физическим упражнениям владеет слабо. При проведении уроков держится неуверенно. Посещае­мость уроков низкая, зато на переменах спортзал полон учащи­мися, в основном мальчиками старших классов: играют вместе с учителем в волейбол.

2. Учитель физической культуры, любит предмет, хорошо владеет методикой обучения физическим упражнениям. Умеет конструировать учебно-воспитательный процесс в соответствии с учебной программой на продолжительный период времени, воспитывая подопечных и побуждая их к систематическому са­мовоспитанию. Увлеченно проводит уроки, работает над повы­шением своего профессионального уровня. Всегда подтянут, собран, подвижен. В общении с учащимися на уроках и во вне­урочное время доброжелателен, доступен, часто шутит. Уча­щиеся занимаются с большим желанием и на уроках, и само­стоятельно, стремясь быть похожими на своего педагога. Учи­тель с уважением относится ко всем учащимся. Умело исполь­зует положительные оценки для стимуляции деятельности и по­ведения учащихся на уроке.

3. Учитель физической культуры на уроках больше вни­мания уделяет ученикам, занимающимся в спортивных секциях в школе и в ДЮСШ. На внешкольных соревнованиях команды школы часто занимают призовые места. В состав команды включает только спортсменов. На уроках обычно мрачен, не-

многословен. К учащимся, не занимающимся спортом, относит­ся недоброжелательно. В общении с ними бывает груб. Оцени­вая личность и деятельность учащихся, следует стереотипу: «лучших - хвалить, худших - порицать». Учащиеся не любят педагога, избегают общения с ним во внеурочное время, не­охотно посещают уроки.

4. Учитель физической культуры считает, что успех в ра­боте педагога может быть достигнут только строгостью по от­ношению к учащимся. Общение с ними ограничено деловой сферой. В общении суров, требователен, категоричен. Отноше­ние учащихся во многом зависит от его настроения. Предмет знает хорошо. Материал преподносит разнообразно и интерес­но. Оценивая ученика, нередко сравнивает его с более сильным или с равным по физической подготовленности учеником. Дис­циплинарные замечания делает чаще в прямой, чем в косвенной форме. Учащиеся сдержанно относятся к педагогу, считают его слишком строгим и придирчивым. Уроки посещают без особого желания.

5. Учитель фанатично предан своему делу. Предметом владеет в совершенстве. Властный, не стремится к тому, чтобы учащиеся проявляли инициативу. Оценивая деятельность и лич­ность учащихся, умеет внушить им веру в собственные силы, в положительные сдвиги в развитии личности, в совершенствова­ние двигательных навыков и умений. Редко использует дисцип­линарные замечания, заменяя их вовлечением учащихся в раз­ные виды деятельности. Отношение его ко всем школьникам пне зависимости от их успеваемости и поведения положитель­ное. Учащиеся уважают учителя за преданность работе, созна­ют, что он хочет их сделать здоровыми и сильными, стремятся к этому сами. Уроки посещают охотно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (к теме № 6) МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ

Методика «Пословицы»(разработана к.п.н. С.М.Петровой) (Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методиче­ские рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера»,

2000.-С.19-22)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выявить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 по­словицами. Ученику необходимо внимательно прочитать каж­дую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать из пары ту, с содержанием которой он согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

2. а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить - не поле перейти.

4. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги - дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

Si

6. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу - половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

7. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди - все, а деньги - сор;

г) деньгам все повинуются,

9. а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) живу, как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать - жертвою стать;

г) никто мне не указ.

10. а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело - сторона.

11. а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все - соседи, а пришла беда, они дрочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет - приятели откажутся.

13. а) ученье - свет, неученье - тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

14. а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон - паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон - что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных.Текст методики содер­жит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к лю­дям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1. а, в - духовное отношение к жизни; б, г - бездуховное отношение к жизни.

2. а, в - незначимость материального благополучия в жизни; б, г - материально благополучная жизнь.

3. а, в - счастливая, хорошая жизнь; б, г - трудная, слож­ная жизнь.

4. а, в - оптимистическое отношение к жизни; б, г - пес­симистическое отношение к жизни.

5. а, в - решительное отношение к жизни; б, г - осторож­ное отношение к жизни.

6. а, в - самоопределение в жизни; б, г - отсутствие само­определения в жизни.

7. а, в - стремление к достижениям в жизни; б, г - отсут­ствие стремления к достижениям в жизни.

8. а, в - хорошее отношение к людям; б, г - плохое отно­шение к людям.

9. а, в - коллективистическое отношение к людям; б, г -индивидуалистическое отношение к людям.

Ю.а, в - эгоцентрическое отношение к людям; б, г - эгои­стическое отношение к людям.

11. а, в - альтруистическое отношение к людям; б, г - па­
ритетное отношение к людям.

12. а, в - значимость дружбы; б, г - незначимость дружбы.
13.а, в - значимость ученья; б, г - незначимость ученья;
14.а, в - значимость труда; б, г - незначимость труда.

15.а, в - значимость соблюдения законов; б, г - незначи­мость соблюдения законов.

Подсчитывается количество выборов отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов -сравнение количества выборов. Большее количество выборов по Ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; но ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценност­ных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше - степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитан­ности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с одержанием пословиц «а», «в» и больше - степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта дан­ной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдель­ным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо по­словицы под буквами «в» и «г».

Методика «Размышляем о жизненном опыте»

ЦЦуркова, Н.Е. Новое в воспитательной работе школы. - М., 1991.-

С.59-69).

Цель: выявить как нравственную воспитанность отдель­ных учащихся, так и нравственную направленность классного коллектива.

Ход проведения. Проведение тестирования требует обя­зательных, строго исполняемых условий. Оно проводится в аб­солютной тишине, когда никто не высказывает своего отноше­ния к вопросам, тем более исключается громкое произнесение ответов на вопросы. Тестирование анонимно, школьники могут указать лишь половую принадлежность, поставив в углу листа букву ю или д (юноша, девушка). Предварительно подготавли-шиотся листы бумаги, но можно предложить школьникам самим под наблюдением педагога заготовить таблицу для обсчета ре­зультатов. Важно, чтобы тональность организуемого с учащи­мися общения при тестировании содействовала искренности, откровенности и сосредоточенности школьника. В том случае, ■СЛИ содержание тестов не может быть представлено для каждо-ю школьника, вопросы поочередно зачитывают ровным моно-

тонным голосом, так, чтобы интонационная насыщенность не повлияла на выбор ответа. Ответы собираются немедленно по­сле произведенного выбора.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предло­женных ответов и знаком «+» обозначить свой выбор в прону­мерованной графе.

Форма регистрирования выбораответов
Вопросы Номера ответов
А Б В
     
2 и т.д.      

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что вы сделаете?
а) обойду, не потревожив;

б)отодвину и пройду;

в) смотря, какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или ма­
лоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в сторо­
не. Что вы сделаете?

а) ничего, какое мне дело?

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало
плохо. Что вы сделаете?

а) пройду мимо: я тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду;

в) позвоню по телефону «03», остановлю прохожих.

4. Ваши пожилые знакомые переезжают на новую квар­
тиру. Что вы сделаете?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

5. Вы, покупая клубнику, забираете последний кило­
грамм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило
клубники для сына в больницу. Ваша реакция:

а) сочувствую, конечно, но останусь при своей клубнике;

б) предлагаю уступить половину;

в) не знаю, все зависит от настроения.

6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших
знакомых. Что вы сделаете?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Убираясь в классе, находите деньги. Что
вы сделаете?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

8. Сдаете экзамен. На что вы рассчитываете?

а) на шпаргалки, конечно, экзамен - это лотерея;

б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;

в) на свои знания.

9. Вам предстоит выбрать работу. Как вы будете это делать?

а) найду что-нибудь рядом с домом;

б) поищу высокооплачиваемую работу;

в) хочу создавать нечто ценное на земле.

10. Какой из трех предложенных видов путешествия вы
ныберете?

а) по нашей стране;

б) по экзотическим странам;

в) по одной из ведущих развитых стран.

11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия
труда разобраны. Что вы предпримете?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) уйду немедленно домой, если отмечать присутствую­
щих не будут;

в) присоединюсь к кому-нибудь, поработаю вместе с ним.

12. Некий волшебник предлагает устроить вам обеспеченную
жизнь без необходимости работать. Что вы ответите этому волшебнику?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил такую жизнь;

в) откажусь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не
хочется. Как Вы поступите?

а) забываю о нем, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнить.

14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но мало­
известном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

а) да, непременно расскажу товарищам и свожу их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, каждый знает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для кол­
лектива работу. Вы знаете, что способны ее сделать. Ваши действия?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать
работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы со­
глашаться.

16. Вы с товарищами в солнечный теплый день собрались
ехать на дачу. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради
общего важного дела. Что вы сделаете?

а) еду на дачу согласно плану;

б) не еду, остаюсь, конечно;

в) жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов
вас устроит?

а) бездомный щенок;

б) взрослый пес с известными вам повадками;

в) дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот
говорят: «Есть важное дело. Надо». Как вы реагируете?

а) напоминаю о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

19. С вами разговаривают в оскорбительном тоне. Как вы
к этому отнесетесь?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения;

в) разрываю связь с собеседником.

20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом
музыкальном инструменте). Однако ваши родители непременно
вас хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

а) играю,конечно;

б) разумеется, не играю;

в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы пригласили гостей. Как вы их примете?

а) сам приготовлю все блюда;

б) закуплю полуфабрикаты;

в) приглашу гостей только на кофе.

22. Вдруг вы узнаете, что школу закрыли по каким-то
причинам. Как вы встречаете такое сообщение?

а) бесконечно рад, гуляю и наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, строю планы самообразования;

в) буду ожидать новых сообщений.

23. Когда хвалят кого-то из ваших товарищей, что вы
•п п< твуете?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) я, как все, аплодирую.

24. Вам подарили дорогую авторучку. На улице к вам под­
чини i два парня и требуют отдать им подарок. Что вы делаете?

а) отдаю - жизнь дороже;

б) постараюсь убежать от них, говорю, что у меня ничего нет;

в) не отдаю подарок.

25. Когда наступает Новый год, о чем вы чаще всего думаете?

а) о новогодних подарках;

б) о каникулах и свободе;

в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в вашей жизни?

а) она мне нужна для танцев;

б) она доставляет мне духовное наслаждение;

в) она мне просто не нужна.

27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как вы себя чув­
ств вдали?

а) снятся родные места;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не знаю, надолго не уезжал.

28. При просмотре информационных телепрограмм пор-
i и и и ли ваше настроение?

а) нет, если мои дела идут хорошо;

б) да, и довольно часто в настоящее время;

в) не замечал.

29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село.
Что вы сделаете?

а) отберу интересные и принесу;

б) у меня нет ненужных мне книг;

в) если все принесут, то и я тоже.

30. Можете ли вы назвать 5 дорогих вам мест на земле, 5
значимых для вас общественно-исторических событий, 5 значи­
мых для вас имен великих людей?

а) да, безусловно, могу;

б) нет, на свете так много интересного;

в) не задумывался, надо бы посчитать.

31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего
приходит вам в голову?

а) у него был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) не перестаю удивляться поступку этого человека.

Наши рекомендации