Устойчивость агрессивного поведения
Согласно данным лонгитюдных исследований, агрессивное поведение действительно относительно стабильно. На основе результатов 16 исследований устойчивости агрессивности среди мужчин Д. Олвеус [D. Oiweus, 1979] установил, что коэффициент стабильности (г) при возрастном интервале в 1 год составляет 0,76, при интервале в 5 лет — 0,69 и при интервале в 10 лет — 0.60. Эти цифры свидетельствуют о том, что агрессия почти столь же стабильна, как интеллект, даже на протяжении значительных периодов времени [R. L. Thorndike, 1933]. Женская агрессивность также достаточно устойчива. Однако коэффициенты стабильности агрессивных проявлений у женщин значительно ниже, чем у мужчин: г=0,44 против г=0,56 [Н. Zumkley, 1992].
Однако, несмотря на обнаруженные высокие коэффициенты стабильности агрессивного поведения при переходе от детства к взрослости, нельзя забывать об индивидуальной вариативности в агрессивном поведении. Например, лонгитюдное исследование Л. Кингстона и М. Прайора [L. Kingston, М. Prior, 19951, во время которого трижды измеряли агрессию в группе детей в период с 2—3-летнего до 7—8-летнего возраста, показало, что 55% мальчиков и 41% девочек, проявлявших агрессию в возрасте 2 лет, продолжали оставаться агрессивными и в 8-летнем возрасте, то есть демонстрировали стабильность. В противоположность этой группе, 31% агрессивных мальчиков и 24% агрессивных девочек в возрасте 2 лег к 8 годам перестали проявлять агрессивное поведение. Помимо этого, было обнаружено, что около четверти агрессивных детей в возрасте 8 лет впервые повели себя агрессивно в возрасте 5 лет. Каждая из двух последних групп демонстрировала неустойчивость агрессивного поведения во времени, хотя и в разных направлениях.
Таким образом, в процессе возрастного развития и приобретения социального опыта в результате взаимодействия с окружающим миром происходит трансформация, социализация агрессивности.
Раздел 3
СОЦИАЛИЗАЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ
Как уже говорилось выше, социализацией агрессивности можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в формах, приемлемых в определенном сообществе, цивилизации.
В связи с этим следует более подробно остановиться на основных механизмах научения той или иной форме поведения: имитации, копировании, подражании и идентификации.
Имитация — отражение мимических и пантомимических движений (высовывание языка, открывание/закрывание рта, сжимание кулаков, бросание предметов и т. д.), воспроизведение предречевых и речевых вокализаций (интонации, темпа, громкости, ритма речи и т. д.). Чаще всего осуществляется на основе механизма заражения. Появляется уже в возрасте до 5 месяцев, когда ребенок может вообразить себя на месте того, кому он подражает.
Копирование — воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определенными предметами. Для эффективного копирования необходимо соблюдение определенных условий:
• неоднократная демонстрация модели (образца);
• обозначение модели (образца) речевой меткой;
• предоставление ребенку возможности манипулировать (экспериментировать) с образцом;
• эмоционально насыщенное одобрение со стороны взрослого за воспроизведение (положительное подкрепление).
Этот механизм научения появляется во второй половине младенческого возраста.
Подражание — активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере (отношения, оценки, эмоциональные состояния и пр.). В целом, это следование какому-либо образцу, однако в большей мере осознанное, так как требует выделения не только образца, но и его отдельных сторон, черт, манер поведения. Кроме того, здесь происходит сравнение себя с моделью и с «Я»-идеальным.
Как у животных, так и у человека подражание, являясь особой формой научения в условиях общения, когда одно существо подражает другому, разделяется на две категории:
• инстинктивное подражание — возникает как взаимная стимуляция (например, паника, агрессивное поведение в группе, погромы футбольных фанатов на стадионах и пр.);
• имитационное подражание — появляется как способ расширения и обогащения форм поведения (адаптации) путем заимствования чужого опыта.
Идентификация — уподобление, отождествление с кем-либо, чем- либо. В наиболее общем представлении это бессознательный психологический процесс, посредством которого субъект присваивает себе свойства другого человека и преобразует себя (целиком или частично) по его образцу.
Идентификация охватывает три пересекающиеся области психической реальности:
• процессы объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании устойчивой эмоциональной связи, когда человек начинает себя вести так, как если бы он сам был тем другим, с которым данная связь существует, а также некритического и целостного включения в свой внутренний мир и принятия как собственных норм ценностей и образцов поведения другого человека;
• восприятие субъектом другого человека как продолжения самого себя и проекция, то есть наделение его своими чертами, чувствами и желаниями;
• постановка субъектом себя на место другого путем погружения и перенесения себя в пространство и время другого человека, что позволяет осваивать и усваивать чужие личностные смыслы и опыт.
Этот механизм научения появляется в раннем дошкольном возрасте, но используется достаточно часто и в более поздние возрастные периоды.
Перечисленные механизмы научения не утрачивают своей активности на протяжении всей жизни человека.
Включаясь в дискуссию о роли агрессивности в социализации, можно разделить точку зрения А. Фрейд, которая опровергает мнение, что агрессивные тенденции влияют на социализацию ребенка лишь отрицательно. Если агрессивные стремления вступают в нормальные взаимоотношения с либидо, то они, скорее, стимулируют процессы социализации. Агрессия для человека, особенно для ребенка, — это лишь своеобразная форма активности.
Агрессивность и асоциальные тенденции становятся угрозой социальному развитию только тогда, когда отсутствует взаимосвязь и взаимопроникновение либидо и агрессии либо происходит их расслоение. Парадоксальным является то, что причиной агрессивного поведения становится не агрессивное влечение, а нарушения развития либидо. В результате, например, разочарования в объекте привязанности или разлучения с ним либидо отстает в развитии и оказывается слишком слабым, чтобы сдерживать агрессивные импульсы.
Как уже отмечалось при рассмотрении поведенческой модели агрессивности, возникновение агрессии во многом обусловлено ролью родителей и семьи в целом в научении агрессивным паттернам поведения. Доказано, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов в конце концов сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители.
Представляет интерес зависимость между реакцией родителей на раннее проявление агрессивности со стороны детей и агрессивностью, проявляемой детьми в более зрелом возрасте. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, за агрессивность по отношению к взрослому ребенок наказывается строже, чем за агрессивность по отношению к другому ребенку, особенно если последний действительно заслужил это.
В приведенной ниже таблице хорошо прослеживается зависимость субъективных переживаний по поводу агрессивности от поведения родителей (табл. 6).
Таблица 6 Переживания по поводу проявления агрессивности в более зрелом возрасте в зависимости от поведения родителей
|
Таким образом, предполагается, что в подростковом, юношеском или более позднем возрасте выросший ребенок будет чувствовать себя спокойнее, проявляя агрессивность лишь по отношению к сверстнику или равному по статусу человеку, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу (педагогу, руководителю, начальнику). Более того, у него, вероятнее всего, будет формироваться и укрепляться чувство вины всякий раз, когда он проявит агрессивные чувства или действия по отношению к другим людям, особенно к старшим по возрасту или статусу [Б. Дж. Кретти, 1978].
Исследования Р. Сирса, Е. Маккоби и X. Левина доказали, что в социализации агрессии присутствуют два важных момента: снисходительность (готовность родителей прощать проступки ребенка) и строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка. При этом снисходительность рассматривалась как поведение родителя до совершения поступка (ожидания родителя, предостерегательная тактика в отношении появления агрессии и др.), а строгость наказания — поведение после совершения проступка (сила наказания за проявленную агрессию).
Гипотеза была такова: поскольку снисходительность сама по себе не способствует возникновению тревоги и чувства вины, можно ожидать, что агрессивность ребенка окажется прямо пропорциональной снисходительности матери. Иными словами, чем больше снисходительность родителя, тем больше агрессивность ребенка. Если считать, что наказания подавляют нежелательное поведение, то можно ожидать, что чем строже будет наказываться агрессия, тем меньше она будет проявляться в дальнейшем. Однако на практике оказалось, что эти предположения сильно упрощены. Так, в исследованиях, основанных на опросе матерей, использовавших разные методы воспитания ребенка, и оценке уровня детской агрессивности, были получены результаты, представленные в таблице 7.
Анализ данных таблицы показывает, что дети наиболее снисходительных (группа С) и наиболее требовательных (группа В) родителей мало различаются различаются по уровню агрессивности. Наименее агрессивными оказались те дети, родители которых не были ни снисходительными, ни склонными к применению наказаний (группа А). Позиция этих родителей заключалась в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.
Таблица 7 Результаты исследования детской агрессивности при различных стилях воспитания
|
Родители наиболее агрессивных детей (группа D) вели себя так, как будто любое поведение детей приемлемо, не показывая своего отрицательного отношения к агрессивным проявлениям. Однако, наряду с этим, ребенок, совершивший проступок, строго наказывался. Здесь напрашивается вывод — суровое наказание в неопределенной ситуации вызывает у ребенка враждебность (так как он не понимает, за что его наказали) и дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к наказаниям родитель, хотя и не намеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок постепенно привыкает к тому, что агрессия — это нормальный путь преодоления фрустрации. Строгость родителя, если она последовательна и достаточно значима для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок будет вести себя более агрессивно, чем дети, которые воспитывались иначе.
Представляет интерес установленная зависимость между родительским насилием и агрессией у детей: мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были очень агрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям. Более того, различается и отношение родителей к поведению детей в зависимости от пола ребенка. Если отцы больше утешают и чаще ободряют дочерей, чем сыновей, то матери более снисходительны и терпимы к сыновьям (разрешают им чаще проявлять агрессию в отношении родителей и других детей), чем к дочерям.
Если же рассмотреть особенности родительских наказаний, то установлено, что отцы предпочитают физические наказания, а матери — психологические воздействия. В целом же данные ряда исследований свидетельствуют о том, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания вызывают у мальчиков и большее сопротивление.
Кроме того, теория социального научения утверждает, что в процессе онтогенеза ребенок осваивает и более эффективные агрессивные действия: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия. Вместе с тем существенное значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех увеличить силу тенденции торможения.
Таким образом, согласно теории социального научения, формирование агрессивного поведения может происходить несколькими путями.
1. Родители поощряют агрессивность своих детей непосредственно либо показывают пример соответствующим поведением по отношению к другим и к окружающей среде. Дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, обычно перенимают эту форму поведения.
2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности, при этом:
а) родители, очень резко подавляющие агрессивность у своих детей, таким образом воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы;
б) родители, не наказывающие своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;
в) родители, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как правило, прививают детям умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.
Следовательно, можно заключить, что наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Точно так же наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень агрессивности.
Раздел 4
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СИТУАТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АГРЕССИВНОСТИ
На возникновение агрессии часто оказывают влияние не только факторы, опосредованные особенностями процесса развития в онтогенезе и социализации, но и социально-психологические и ситуативные факторы. К числу таких основных факторов можно отнести следующие.
1. Оценка другими людьми. Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Однако здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя. Так, например, экспериментально доказано, что если за поведением детей наблюдал человек, воспринимавшийся ими как лицо, склонное к агрессии (скажем, тренер по восточным единоборствам), то дети проявляли больше актов агрессивного поведения. Если в этой же ситуации наблюдателем оказывалось лицо, воспринимаемое детьми как противник агрессии (скажем, учитель), то их поведение отличалось большей сдержанностью. Причем следует отметить такую закономерность: как только агрессивный наблюдатель уходил, уровень агрессии в поведении детей значительно снижался или достигал исходного уровня.
2. Намеренность агрессии. Существует точка зрения, согласно которой для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя непосредственного акта нападения не было. Часто в таких случаях основным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Однако в тех случаях, когда противник заранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит.
Кроме того, если человек, к примеру, осознает, что конфликт или другой инцидент оказался непреднамеренным, и понимает, что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии у него могут быстро пройти.
3. Восприятие агрессии. Широкое распространение видео- и телепрограмм с сюжетами насилия вызывает острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким. Однако, как считают некоторые детские психоаналитики, эти утверждения бездоказательны. С помощью видеофильмов ребенок бессознательно реализует свои определенные потребности и проявляет аффекты, чему во многом способствуют образы героев фильмов. Поэтому чрезмерное увлечение видео и телевидением возникает только у тех детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности и не могут решить их в реальной жизни.
В рамках теории социального научения существует противоположное мнение, свидетельствующее о том, что переживания, вызываемые даже пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечений, а наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение основано на том, что наблюдатель, особенно ребенок, проявляет тенденцию совершать те же действия, что и человек, за которым он наблюдает. В частности, указывается, что просмотр сцен насилия по телевидению может увеличивать степень агрессивности. Было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются сценами насилия, в то время как малоагрессивные зрители не концентрируют внимание на подобных сценах.
Кроме того, дети из семей, в которых используют различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Дети, чаще подвергающиеся наказаниям в семье, во-первых, вообще чаще смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач отмечают большее количество программ, в которых присутствует насилие, и, в-третьих, в качестве любимых героев чаще выбирают телеперсонажей, проявляющих враждебность и агрессию.
В целом же, проанализировав влияние теле- и видеосюжетов на поведение детей, можно сделать интересные выводы. Многие «агрессивные» мультики, боевики и вестерны по своему сюжету и композиции очень похожи на столь любимые в детстве сказки. Они отвечают двум основным «сказочным» условиям: во-первых, в них всегда добро борется со злом, во- вторых, добро всегда побеждает зло, в финале происходит торжество добра, счастья и справедливости. Взять хотя бы столь любимые детьми мультфильмы, как «Ну, погоди!» и «Том и Джерри». Кроме того, многие детские сказки имеют очень агрессивное содержание: «Колобок», «Красная Шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах», «Буратино», «Соловей- разбойник», «Конек-Горбунок» и другие.
4. Желание возмездия. Как уже отмечалось, часто агрессия, особенно в детском возрасте, может возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что-либо. Так, например, ребенок, часто подвергавшийся наказаниям, усваивает, что человек сам должен наказывать, если другие совершают неблаговидные поступки. Ответное причинение страданий своему обидчику (явное, косвенное или в фантазиях) и наблюдение его страданий ослабляют у ребенка реакцию гнева и удовлетворяют его потребность в агрессии.
Существуют также некоторые данные, которые свидетельствуют о наличии прямой зависимости между возможностью осуществить возмездие и агрессией. Было определено, что при отсутствии возможности возмездия уровень агрессивной мотивации в результате фрустрации повышается, а уровень мотивации торможения агрессии снижается.
Более того, полученные экспериментальные данные позволяют сделать предположение, что агрессивное кино негативно действует только на человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, поскольку некоторые сцены могут не только привести к возникновению замещающего переживания, но и усилить надежду на отмщение обидчику, а следовательно, увеличить агрессивную мотивацию.
5. Употребление алкоголя. Согласно обыденным представлениям, под воздействием алкоголя люди становятся агрессивнее. Тот факт, что агрессия сопутствует употреблению алкоголя, подтверждается данными различных исследований. В результате был сделан вывод — алкоголь является фактором риска насилия в семье, а также главной причиной многих видов группового насилия.
Однако то, что алкоголь часто способствует совершению агрессивных поступков, еще не означает, что он является единственной причиной действий подобного рода. Вполне вероятно, что существуют и другие причины, которые в совокупности и приводят к совершению актов агрессии. Например, вероятность проявления агрессии в состоянии опьянения может возрастать при недостаточном контроле человека за собственными импульсами, при низком индивидуальном пороге подверженности фрустрации, при сильном провоцирующем воздействии или при предварительной фрустрации.
Воздействие алкоголя на побуждение человека к совершению агрессивного поступка может осуществляться по крайней мере двумя способами. Во-первых, это фармакологическое воздействие алкоголя, которое отрешается на физиологическом функционировании организма. Во-вторых, это психологическое влияние, в результате которого появляются ожидания определенных изменений в ощущениях, мышлении и поведении. Связанные с употреблением алкоголя ожидания могут оказывать влияние на агрессивные реакции, поскольку обеспечивают агрессору оправдание его действий.
В целом исследования по проблеме связи алкоголя с агрессией демонстрируют схожие результаты:
· люди, находящиеся в состоянии опьянения, ведут себя более агрессивно;
· усиление агрессии при употреблении алкоголя во многом предопределено его фармакологическим воздействием;
· алкоголь не приводит к агрессивному поведению непосредственно, а воздействует опосредованно, например, ослабляя способности человека к обработке информации или снижая значимость нормативных ограничений;
· на взаимосвязь алкоголя и агрессии влияют особенности ситуации — такие как провокация, фрустрация и способность концентрации внимания на собственных действиях.
6. Некомфортная температура. Было замечено, что некомфортно высокие температуры усиливают агрессивные мотивы и агрессивное поведение [С. A. Andersonetal., 1997, 2000]. Существуют три основных подхода к изучению взаимосвязи температуры и агрессии.
В первом подходе основное внимание уделяется влиянию географических областей и доказывается, что агрессия в большей степени распространена в жарких регионах по сравнению с регионами, где климат более прохладный. В частности, в целом ряде исследований была обнаружена связь температуры воздуха с совершаемыми жестокими преступлениями.
В рамках второго подхода устанавливается влияние временных периодов, то есть исследуются различия в уровне агрессивности в зависимости от изменений температуры с течением времени (времена года, месяцы, периоды дня).
Сравнительное исследование более жарких и прохладных годов, сезонов и дней подтвердило влияние температуры на проявление агрессии. Так, например, результаты нескольких исследований показали, что количество убийств и изнасилований значительно возрастает в летние месяцы в целом, а также в более жаркие годы и более жаркие летние периоды, в то время как на ограбления и кражи температурные изменения не влияют [С. A. Anderson, В. J. Bushman, R. W. Groom, 1997]. Было также установлено, что дневное количество обращений в полицию повышается по мере роста температуры.
Однако в данном случае эти данные нельзя трактовать однозначно. Здесь многое может зависеть от ситуации. Например, летом люди больше времени проводят вне дома, и поэтому вероятность стать жертвой нападения может повыситься.
И, наконец, в рамках третьего подхода рассматриваются сопутствующие жаре влияния, то есть температура и агрессия изучаются одновременно и определяется, какие изменения происходят в агрессивном поведении в зависимости от температурных колебаний. Здесь были выявлены устойчивые внутриличностные зависимости между пребыванием на жаре и агрессивным поведением.
В целом все полученные данные подтверждают «гипотезу жары», которая предполагает, что некомфортно высокая температура, порождая отрицательные эмоции, чаще всего приводит к аффективной (или враждебной) агрессии. Кроме того, отмечается более сильное воздействие температуры на агрессивные действия с сильным аффективным компонентом (например, убийства, нападения и изнасилования) по сравнению с проявлениями инструментальной агрессии (например, кражами, грабежами или, возможно, международными конфликтами).
Эти закономерности можно объяснить тем, что людям всегда было легче защититься от холода, нежели избежать жары. Поэтому неудобство, причиняемое низкими температурами, не ощущается в такой степени, как дискомфорт от высоких температур. Однако существуют и другие точки зрения.
Теория рутинной деятельности объясняет связанные с температурой изменения в агрессивном поведении изменениями повседневной деятельности людей при различных температурных режимах. Например, сезонные изменения в повседневных поведенческих моделях (частота пребывания на улице, употребления алкоголя и др.) могут влиять на вероятность оказаться вовлеченным в происшествия агрессивного характера и поэтому выступают опосредующим фактором в связке «температура—агрессия».
Теория избавления от негативных эмоций предполагает, что высокая температура вызывает негативное эмоциональное состояние, а агрессия есть реакция на это состояние. Кроме того, если отрицательные эмоции превысят определенный уровень (например, если высокие температуры действуют совместно с провокацией или фрустрацией как дополнительными источниками отрицательных эмоций), основным стремлением человека будет желание выйти из этой ситуации, а не разрядить агрессивное напряжение.
7. Теснота. Теснота связана с ощущением дискомфорта от территориальной ограниченности и пространственной плотности. При этом теснота — субъективное переживание, тогда как плотность — физическое понятие, которое можно определить с точки зрения количества людей на единицу пространства. Это разграничение имеет большое значение, потому что одинаковая плотность может у одних людей вызвать ощущение тесноты, а у других нет. Аналогично один и тот же уровень пространственной плотности может в одной обстановке (например, на концерте, проводимом на открытом воздухе) восприниматься как приятное оживление, а в другой (например, в переполненном транспорте) — как тягостная давка. В литературе не обнаружено данных, свидетельствующих о непосредственной связи большого скопления людей с проявлениями агрессии. Однако, опираясь на житейский опыт и наблюдения за поведением людей в ситуации скученности, можно утверждать, что теснота повышает вероятность агрессии, например, в стесненных условиях проживания в семьях, в тюрьмах, а также в случаях вторжения в личное пространство человека. Экспериментальные данные свидетельствуют, что усиление агрессии в стесненных условиях опосредуется негативным эмоциональным возбуждением, вызванным субъективным восприятием пространственной ограниченности и скованности. Кроме того, было установлено, что мужчины более агрессивно реагируют на тесноту, чем женщины [Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997]. Это объясняется тем, что мужчины претендуют на большее личное пространство, чем женщины, и поэтому ограничение их территориальных притязаний с большей вероятностью оказывает на них неблагоприятное воздействие, вызывает возбуждение, а следовательно, агрессию.
8. Шум. Шум — еще один внешний стрессор, который может провоцировать агрессивное поведение. Экспериментально было установлено, что изменение шумового уровня приводило к усилению агрессии у людей, находящихся в состоянии сильного возбуждения. Кроме того, шум может снижать терпимость человека к фрустрации и усиливать склонность к агрессивному поведению в ответ на фрустрацию.
Таким образом, шум действует как «проявитель» склонности к агрессивным реакциям у тех людей, которые уже находятся в состоянии повышенной готовности к агрессивному поведению. Однако, скорее всего, способствует агрессии не шум сам по себе, а то, что зачастую он представляет собой неблагоприятное событие, которое невозможно проконтролировать. Если бы шум воспринимался человеком как контролируемый, его влияние на агрессивное поведение было бы в значительной степени снижено.
9. Загрязнения воздуха. Было обнаружено, что загрязнение воздуха может усиливать склонность к агрессивным реакциям. В результате изучения влияния сигаретного дыма на агрессию было установлено, что люди, находившиеся в помещении, в котором было много сигаретного дыма, выказывали больше враждебности по отношению к другим (не только по отношению к курящим), чем люди, находившиеся в помещении, в котором не было накурено. Согласно модели избавления от негативных эмоций, умеренный уровень неприятного запаха приводит к усилению агрессии, тогда как при усилении такого запаха уровень агрессии снова снижается.
· Таким образом, несмотря на то, что ни один из указанных факторов не рассматривается в качестве главной причины агрессивного поведения, все они имеют важное значение при формировании готовности к агрессивным реакциям.
Раздел 5
АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ
В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ
Телевидение является мощным социализирующим фактором в нашем обществе. Многие считают, что, показывая детям по телевизору огромное количество сцен насилия, мы приучаем их к мысли, что агрессия — общепринятый выход из ситуаций, вызывающих фрустрацию. Некоторые, напротив, утверждают, что насилие, которое дети видят по телевидению, может служить замещением реальной агрессии, в результате чего агрессивность детей снижается, а не возрастает. Хотя вторая теория и заманчива, но полученные в ходе исследований данные не подтверждают ее. Неоднократно возвращаясь к данной проблеме, ученые пришли к выводу, что демонстрируемые по телевидению сцены насилия вызывают небольшое, но статистически значимое увеличение агрессивности зрителей.
Насилие, которое помогает добру одержать победу над злом, большинству детей не приносит вреда. Но в сознании некоторых детей ежедневные примеры агрессивного поведения на экране телевизора могут соединиться с реальной жизнью, в которой многие роли — родителей, братьев и сестер, друзей — исполняются с помощью агрессивных и антисоциальных моделей. Это, по всей вероятности, умножает проявление агрессии в поведении ребенка, особенно у детей с определенными чертами личности или эмоциональными проблемами.
ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
НА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ
В разном возрасте дети понимают увиденное по телевидению неодинаково. Это зависит от концентрации внимания, способа переработки информации, объема интеллектуальных усилий, прилагаемых при просмотре, и собственного жизненного опыта. Все эти факты должны быть учтены при изучении того, как насилие, показанное по телевидению, влияет на детей в различном возрасте.
Дети от рождения до 3 лет
Младенцы (дети до 18 месяцев)
Особенности психического развития. Дети в возрасте трех месяцев могут обращать внимание на работающий телевизор в течение коротких периодов времени, если взрослый физически направляет их к телевизору. Но это требует больших усилий. Был проведен эксперимент, в ходе которого младенцам показали шестиминутный мультипликационный фильм. Почти все дети, «посмотревшие» хотя бы половину этого фильма, позже показывали признаки усталости, такие как крик, беспокойство, зевота.
Полугодовалые младенцы могут сами направлять свое внимание на телевизор и удерживать его в течение целых 16 минут, если они находятся возле телевизора и не заняты чем-нибудь интересным и увлекательным. Но чаще у детей есть занятия поинтереснее — им больше нравится кушать, находиться в комфортной обстановке, ползать, играть с любимыми игрушками. Исследования показали, что грудные дети находятся у телевизора и подвергаются его воздействию в течение приблизительно двух часов в день. При этом собственно «просмотру передач» они уделяют меньше, чем 10 процентов от этого времени, да и нечасто можно увидеть малыша, повернутого лицом к экрану телевизора.
Вероятно, можно говорить о «случайном» воздействии телевидения, так как в большинстве случаев младенцы просто находятся в той же комнате, в которой другие члены семьи смотрят телевизор. Правда, некоторые матери осознанно пытаются показать своим детям образовательные телепередачи в специально отведенное время. Эти матери часто подтверждают, что при таком подходе их дети вовлекаются в процесс просмотра телевизора, вплоть до того, что потом могут подражать некоторым увиденным действиям, например, хлопать в ладоши. Эти результаты «вовлеченного» просмотра телевизора хотя и расходятся с утверждениями некоторых психологов о низком уровне внимания у младенцев, но весьма совместимы с наблюдениями родителей, которые преднамеренно смотрят определенные детские телепередачи вместе с детьми. В отличие от младенцев, которые являлись «случайными» телезрителями, эти дети показывали признаки знания программы и вовлеченности, например, узнавали и показывали знакомых героев на экране уже в 10-месячном возрасте.
Исследование, в процессе которого наблюдали за движениями глаз детей, выявило, что дети в возрасте одного года уделяют визуальное внимание тем частям передачи, в которых звучит музыка и происходит частая смена различных эпизодов. Трехлетние дети, напротив, активно ищут те сюжеты в программе, в которых содержится какая-нибудь информация. Можно сделать вывод, что когда годовалые дети «смотрят» телевизор, они, вероятно, пропускают большинство из того, что взрослые считают интересным и полезным, воспринимая телесюжеты преж