Б2.п.2. программа производственной практики (преддипломная)
Б2.П.2. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
Рекомендуется для
Направления 37.03.01 – «Психология»
Направленность (профиль) «Социальная психология»
квалификация выпускника: бакалавр
1. Целью практики является
1. Целью практики является
Освоение профессиональными компетенциями (ПК).
научно-исследовательская деятельность:
способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);
способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
2. Трудоемкость практикисоставляет 180часов, 5 зачетных[ единиц. Продолжительность практики 7,5 недель.
3. Сроки проведения практики и ее место в структуре основной образовательной программы:
в соответствии с учебным планом основной образовательной программы на 4 курсе (8 семестр) на базе кафедры общей и социальной психологии БГПУ им. М.Акмуллы. Преддипломная практика предполагает подготовку студентов факультета психологии к защите ВКР. ВКР – это законченный научный труд, содержащий результаты теоретического и эмпирического изучения проблемы. Она выполняется на заключительном этапе обучения, представляет собой самостоятельную научно-исследовательскую разработку и решение выпускником актуальной проблемы по актуальной теме. ВКР является закономерным итогом целенаправленной подготовки студента к профессиональной деятельности и должна отражать уровень сформированности исследовательских умений выпускника, степень его готовности к решению профессиональных задач. Защита ВКР осуществляется на заседании государственной экзаменационной комиссии. По ее результатам выставляется оценка.
Требования к результатам практики
В результате прохождения практики студент должен:
Знать:
– требования к проведению прикладного исследования в психологии;
– требования по оформлению и представлению результатов научного исследования;
– основы подготовки, рецензирования и редактирования научных публикаций.
Уметь:
- рассматривать и выделять научные проблемы;
- использовать различные методы научного познания (методы эмпирического и теоретического исследования, общие методы абстрагирования, анализа, синтеза, моделирования и т.д.);
- проводить библиографическую работу, анализировать литературу по теме исследования;
- определять цели и задачи исследования, выдвигать гипотезы и определять методы исследования;
- анализировать данные эмпирического исследования
- излагать результаты исследования на основе доказательных рассуждений;
Владеть:
– навыками оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы;
– навыками активного общения в научной сфере деятельности;
– навыками постановки инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.
Содержание практики
Преддипломная практика направлена на формирование научно-исследовательских компетенций.
Тематическое планирование практики студента
Дата | Содержание работы | Трудоемкость в часах |
Установочная конференция – ознакомление с целями и задачами практики, общий инструктаж, выдача форм отчетных документов по практике | ||
Разработка индивидуального плана прохождения практики с научным руководителем | ||
Работа в библиотеке с научной литературой по заявленной и утвержденной теме исследования Составление библиографии по теме индивидуальной научно-исследовательской работы. | ||
Обоснование выбора темы исследования и ее связи с предыдущими исследованиями в соответствующей предметной области. Формулирование цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, задач исследования, актуальности исследуемой проблемы. | ||
Определение базовых понятий и составление тезауруса | ||
Определение методов и методик эмпирического исследования; Составление плана эмпирического исследования. | ||
Проведение эмпирического исследования | ||
Оформление отчетной документации | ||
Получение отзыва от научного руководителя | ||
Предоставление отчетной документации, отзыва групповому руководителю практики | ||
Оформление материалов (презентаций) о своей работе | ||
Подведение итогов и выступление на заключительной конференции | ||
Итого | 180часов (5 недель) |
Требования к промежуточной аттестации по практике
Промежуточный контроль осуществляет научный руководитель и групповой руководитель практики от кафедры. Аттестация практики студента осуществляется на основании предоставленной отчетной документации студента, защиты практики в форме публичного отчета студента-практиканта на конференции.
По окончанию практики студент предоставляет следующую отчетную документацию.
1. журнал квалификационной практики студента-практиканта, включающий:
- индивидуальный план работы на период практики, заверенный руководителем ВКР;
- подробный отчет студента о прохождении преддипломной практики с выводами и рекомендациями по ее совершенствованию;
- оценочный лист, заполненный и заверенный руководителем ВКР студента;
- оценочный лист, заполненный групповым руководителем практики и заверенный подписью.
2. Оглавление ВКР
3. «Введение»
4. Понятийно-терминологический тезаурус
5. Список литературы по теме исследования (до 50 первоисточников)
6. Презентацию, сообщение, доклад и пр. по итогам практики.
Приложение 2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
Им. М. Акмуллы
(ГОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)
Факультет психологии
ЖУРНАЛ
По преддипломной практике
Ф.И.О. студента-практиканта:
__________________________________________________________________
Место прохождения практики
Учреждение_______________________________________________________
Руководитель учреждения_________________________________________
Содержание будущей работы
(согласовать с научным руководителем)
Введение ………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. 6
1.1. 6
1.2. 11
1.3. 15
Выводы по первой главе………………………………………………………... 22
Глава 2. 23
2.1. 23
2.2………………………………………………………………………………………………………….7
2.3. 33
Выводы ………………….………………………………………………………. 39
Заключение. 41
Список использованной литературы………………………………………......46
Приложения……………………………………………………………………..51
ПОНЯТИЙНО - ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС ПО ТЕМЕ: (название)
Основное понятие | содержание | Источник, автор, страницы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ
ВВЕДЕНИЕ ВКР
Во введении определяются:
- актуальность заявленной темы и проблемы (может быть теоретической, т.е. проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., или практической, т.е. вытекающей из запросов практики);
- цель исследования;
- объект;
- предмет;
- гипотеза исследования;
- задачи;
- методологическая и теоретическая база исследования
- методы и методики исследования;
- эмпирическая база проведения исследования;
- выборка
- практическая значимость (т.е. где могут использоваться результаты исследовательской работы);
-структура работы.
Объект исследования – это фрагмент, часть реальности, на который направлен научный поиск. Объектом может выступать стиль педагогического общения, или особенности межличностного общения в семье и др. Наиболее частая ошибка в определении объекта исследования связана с представлением в качестве такового конкретных исследуемых, например, дети дошкольного возраста (это – эмпирическая база исследования).
Предмет исследования – сторона или аспект объекта, которая непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы. В продолжение примеров, приведенных в отношении выделения объекта, в качестве предмета могут выступать: эффективность различных стилей педагогического общения, особенности межличностного общения в неполной семье и др.
Цель исследования – ожидаемый результат работы, который позволит разрешить обозначенную проблему. Например, выявить взаимосвязи психических явлений; или изучить возрастную динамику явления; или половую специфику какого-либо психического свойства; доказать эффективность разработанной психокоррекционной методики (но в этом случае должна использоваться контрольная группа – для того, чтобы доказать, что именно данное коррекционное вмешательство является фактором, обусловливающим ожидаемые изменения).
Гипотеза исследования – логически обоснованное предположение о наличии или отсутствии связи между изучаемыми явлениями (что влияет на что), о характере этой связи (например, прямо влияет или опосредованно), о закономерностях этого явления (т.е. каковы механизмы развития, как протекает процесс) и т.д. Например: в качестве гипотезы выступило предположение о наличии связи между уровнем развития у индивида эмпатии и избираемой им стратегией поведения в конфликте, а именно, чем выше уровень эмпатии у студентов, тем чаще ими избирается стратегия сотрудничества.
Гипотеза должна быть обоснована, должна логически вытекать из проведенного в теоретической главе теоретического анализа, не должна содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы, т.е. не «операционализированы», гипотеза должна быть проверяемой.
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования выдвигается ряд задач, отражающих последовательность проводимой научно-исследовательской работы.
Задачи, не должны формулироваться как этапы исследования.
Методологическая и теоретическая база исследования.Показывает научные подходы и степень разработанности проблемы исследования. Указываются ведущие исследователи, внесшие существенный вклад в разработку проблемы. Указанные авторы, должны быть в списке литературы.
Методы исследования. Все методы исследования можно разделить на:
1) теоретические методы
2) методы сбора эмпирической информации (тесты, методики, наблюдение, эксперимент, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов и т.д.)
3) методы обработки полученных данных (качественные и количественные, среди последних – специальные методы математической статистики).
Обоснование выбора методов исследования приводится в программе исследования.
Эмпирическая база проведения исследования:где и кого исследовать?
Титульный лист оформляется по образцу, представленному в методических рекомендациях по написанию и оформлению ВКР.
Во введении содержатся обоснование выбора темы исследования и ее связь с предыдущими разработками в соответствующей предметной области, формулируется цель, объект, предмет и гипотеза исследования, содержание поставленных задач, актуальность исследуемой проблемы, указываются избранные методы и перечисляются методики исследования, практическая ценность полученных результатов. В конце введения раскрывается структура работы.
Теоретическая часть исследования может включать от одной до трех глав. Собранные с целью теоретического анализа проблемы материалы могут быть скомпонованы: 1) по хронологическому принципу; 2) иметь тематическое построение; 3) иметь логическое построение.
При хронологическом построении описываются этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами, прослеживается «история вопроса», преемственность в работах различных авторов и их вклад в изучение одной или сходных проблем.
При тематическом построении литературного обзора в водной части текста главы обозначаются основные стороны, аспекты рассматриваемой проблемы, а затем последовательно и более подробно анализируются работы, в которых эти аспекты изучались.
Наиболее предпочтительно для ВКР логическое построение, поскольку позволяет в полной мере показать сущность изучаемой проблемы. Логическое построение материала может иметь следующую структуру.
1. Феноменологическое описание, т.е. описание проявлений. Область проявлений, их частота, временны́е, интенсивностные и другие качественные характеристики.
2. Место изучаемого явления среди других явлений в данной предметной области, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.
3. Рассмотрение явления с опорой на избранный методологический (системный, целостный, функциональный и т.д.) подход. Выделяемая структура явления.
4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании.
5. Закономерности, которым подчиняется явление.
6. Прикладное, практическое использование явления (свойства или функции).
Практическая часть работы представляет собой описание программы и результатов эмпирического исследования.
В программе исследования уточняются цель и задачи эмпирического исследования, осуществляется операционализация теоретических понятий, избранных и обоснованных в теоретической части работы; дается характеристика выбора базы эмпирического исследования; обосновывается выбор методов сбора эмпирических данных в соответствии с поставленными в исследовании задачами; приводится описание методик исследования; подробно описываются этапы и процедуры исследования, упоминаются все обстоятельства, способные хотя бы предположительно повлиять на полученные данные; указываются методы количественной и/или качественной обработки первичных данных.
Описание результатов эмпирического исследования содержит подробный качественный и количественный анализ результатов проведенного исследования, интерпретация полученных данных, формулирование выводов и рекомендаций, заключения и перспектив дальнейшей разработки проблемы.
ВКР включает список использованной литературы, приложение, дополнительные материалы (материалы эксперимента, бланки тестов и др.)
Требования к оформлению выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа должна показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал. Рекомендуемый объем ВКР 60- 80 страниц машинописного текста через 1,5 интервала или не больше 135 тыс. символов, набранных на компьютере, исключая рисунки, таблицы, схемы, список использованной литературы, приложение и оглавление.
Текст ВКР печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, примерное количество знаков на странице – 2000. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5. В основном тексте должны быть расставлены переносы слов.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же требование относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.). Заголовки параграфов отделяются от основного текста пустой строкой (до и после названия параграфа).
Страницы диссертации (включая рисунки и приложения) должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Страницы нумеруются арабскими цифрами, которые ставятся в середине нижнего поля страницы.
Все таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, Таблица 1, Рисунок 3). Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста диссертации. Порядковый номер таблицы и её название указываются над таблицей, а рисунка под рисунком по центру строки.
В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.
Не допускается прямое копирование в текст работы выходных таблиц отчета компьютерной программы SPSS или других статистических программ. Таблицы должны быть построены заново, а все обозначения переведены на русский язык. Условные обозначения значимости корреляционных связей (обычно - * или **), ставятся только рядом со значениями самого коэффициента.
При использовании в работе материалов, заимствованных из литературных источников, не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений включаются в диссертацию со ссылкой на источник.
Библиографический указатель в конце работы (список литературы) оформляется как нумерованный список по алфавиту фамилий авторов. Иностранные источники размещают в конце перечня всех материалов. В тесте работы после изложения своими словами оригинальной мысли автора номер этого источника указывается в библиографическом списке в квадратных скобках. После приведенной в тексте цитаты в квадратных скобках указывается номер цитируемого источника в данном списке и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [14, с. 236]. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки приводят слова: «Цит. по: » (цитируется по) с указанием источника заимствования. Если в тексте перечисляются авторы, работавшие над сходной проблемой, то номера их работ в списке литературы разделяются точкой с запятой. Например: [5; 6; 18; 21; 34].
В список литературы также включаются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т.д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т.п.). При указании работ, размещенных в Интернете, необходимо соблюдать те же требования: фамилия и инициалы автора, название работы, место опубликования (URL) и дату посещения Web-ресурса.
На все помещенные в список литературы источники должны быть ссылки в тексте.
Б2.П.2. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
Рекомендуется для
Направления 37.03.01 – «Психология»
Направленность (профиль) «Социальная психология»
квалификация выпускника: бакалавр
1. Целью практики является
1. Целью практики является
Освоение профессиональными компетенциями (ПК).
научно-исследовательская деятельность:
способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);
способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
2. Трудоемкость практикисоставляет 180часов, 5 зачетных[ единиц. Продолжительность практики 7,5 недель.
3. Сроки проведения практики и ее место в структуре основной образовательной программы:
в соответствии с учебным планом основной образовательной программы на 4 курсе (8 семестр) на базе кафедры общей и социальной психологии БГПУ им. М.Акмуллы. Преддипломная практика предполагает подготовку студентов факультета психологии к защите ВКР. ВКР – это законченный научный труд, содержащий результаты теоретического и эмпирического изучения проблемы. Она выполняется на заключительном этапе обучения, представляет собой самостоятельную научно-исследовательскую разработку и решение выпускником актуальной проблемы по актуальной теме. ВКР является закономерным итогом целенаправленной подготовки студента к профессиональной деятельности и должна отражать уровень сформированности исследовательских умений выпускника, степень его готовности к решению профессиональных задач. Защита ВКР осуществляется на заседании государственной экзаменационной комиссии. По ее результатам выставляется оценка.
Требования к результатам практики
В результате прохождения практики студент должен:
Знать:
– требования к проведению прикладного исследования в психологии;
– требования по оформлению и представлению результатов научного исследования;
– основы подготовки, рецензирования и редактирования научных публикаций.
Уметь:
- рассматривать и выделять научные проблемы;
- использовать различные методы научного познания (методы эмпирического и теоретического исследования, общие методы абстрагирования, анализа, синтеза, моделирования и т.д.);
- проводить библиографическую работу, анализировать литературу по теме исследования;
- определять цели и задачи исследования, выдвигать гипотезы и определять методы исследования;
- анализировать данные эмпирического исследования
- излагать результаты исследования на основе доказательных рассуждений;
Владеть:
– навыками оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы;
– навыками активного общения в научной сфере деятельности;
– навыками постановки инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.
Содержание практики
Преддипломная практика направлена на формирование научно-исследовательских компетенций.
Тематическое планирование практики студента
Дата | Содержание работы | Трудоемкость в часах |
Установочная конференция – ознакомление с целями и задачами практики, общий инструктаж, выдача форм отчетных документов по практике | ||
Разработка индивидуального плана прохождения практики с научным руководителем | ||
Работа в библиотеке с научной литературой по заявленной и утвержденной теме исследования Составление библиографии по теме индивидуальной научно-исследовательской работы. | ||
Обоснование выбора темы исследования и ее связи с предыдущими исследованиями в соответствующей предметной области. Формулирование цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, задач исследования, актуальности исследуемой проблемы. | ||
Определение базовых понятий и составление тезауруса | ||
Определение методов и методик эмпирического исследования; Составление плана эмпирического исследования. | ||
Проведение эмпирического исследования | ||
Оформление отчетной документации | ||
Получение отзыва от научного руководителя | ||
Предоставление отчетной документации, отзыва групповому руководителю практики | ||
Оформление материалов (презентаций) о своей работе | ||
Подведение итогов и выступление на заключительной конференции | ||
Итого | 180часов (5 недель) |