Почему секс не является частью естественного состояния

У. Г. Кришнамурти: В естественном состоянии человеческого существа нет места сексу. Почему? Потому что в естественном состоянии нет никакой связности[33]. Половые железы функционируют нормально, как у любого другого человека. Это функционирование имеет определенный ритм, и если вы не даете выражения сексу, то поймете, насколько оно ритмично и у мужчины, и у женщины.

Весной сексуальная активность, как и у животных, становится необычайно сильной. В результате выдумаете о сексе и тем самым наделяете то, что вы называете сексом, невероятной жизнью и все время даете ей непрерывность. То, что вы называете новым сексуальным опытом, в действительности не новый, а тот же самый сексуальный опыт, который вы переживали раньше и повторяете снова и снова. Вы хотите высвобождать нарастающее в вас напряжение.

Но здесь нет никакой связности. Никакого накопления опыта. Я действительно не знаю, что такое сексуальный опыт; это означает, что прошлый опыт не вторгается в деятельность половых желез, и не происходит интерпретации этого чувства с точки зрения того прошлого опыта. Оно подобно любому другому чувству, любому другому ощущению. Нет никакой интерпретации, потому что нет интерпретатора.

Мужчина представляет собой положительное электромагнитное поле, а женщина – отрицательное. Когда между этими двумя разными полями происходит столкновение, там не может не быть какого‑то возмущения. Вы немедленно интерпретируете это возмущение внутри вас (и мужчины, и женщины) с точки зрения своего прошлого [сексуального] опыта.

На самом деле все, что происходит в этом организме (в этом естественном состоянии), – это в точности одно и то же. Вкус, обоняние и осязание, даже движение кишечника – это все ощущения, чувства, и между ними нет вообще никакой разницы.

Но в вашем случае структура, дающая непрерывность, делает выбор: это ощущение мне нравится и я хочу с ним жить, это мне не нравится – вот как вы даете жизнь этим ощущениям.

Здесь, в этом состоянии, поскольку здесь нет никакой непрерывности, никакого нарастания, ощущения движутся, они приходят и уходят одно за другим. Ты всегда в движении. Нет такой вещи, как сублимация. Сексуальная активность [внутри] продолжается, как у любого другого человека, но с одним различием.

Различие в том, что когда происходит такое структурное, химическое или биологическое изменение, гормоны тоже меняются. В случае мужчины преобладает мужской гормон, а в случае женщины – женский; в этом вся разница. Но когда происходит такого рода алхимия, между этими двумя гормонами устанавливается равновесие, и тогда ты ни [полностью] мужчина, ни [полностью] женщина.

Это не следует понимать в том смысле, в каком вы используете слово «евнух». Одна половина тебя – мужчина, а другая – женщина, имеет место их гармоничное смешение. Вот каким образом у такого индивида отсутствует пол в том смысле, в каком вы его воспринимаете. В том, на что ты смотришь, нет никакой отдельности. То, что есть там, перед тобой, не отличается от того, что есть здесь. Это подобно зеркальному отражению чего‑либо – будь это мужчина, женщина, цветок или лающая собака. Между ними нет никакого пространства и потому никакого различия. Поэтому не с чем заниматься любовью. Если тебе нужно заняться любовью, то тебе придется заниматься любовью с самим собой, если вообще существует такая вещь. (Смех.)

Подражая этому состоянию, религиозные люди пытаются практиковать безбрачие, воздержание и думают, что это средство достижения такого состояния. Вот причина, почему монахи отказываются от секса и посредством такого отказа чувствуют себя очень важными и думают, что они чего‑то достигают. Но это иллюзия. Ты становишься имитатором, а не мутантом. Это не может служить фундаментом для создания религиозного ума или религиозной жизни.

Отрицание секса не имеет смысла. Это абсурд. Секс дает возможность разрушения той структуры. Все, что угодно – не важно, что – даже падение листа, красивое или уродливое лицо женщины или мужчины – все может прерывать непрерывность, и тогда все встает на надлежащее место, и ты начинаешь функционировать естественно.

Почему мы моргаем?

У. Г. Кришнамурти: Если ты моргаешь глазами, значит, ты не смотришь. Ты не смотришь на человека немигающим взглядом. Тот факт, что вы все время моргаете, означает, что вы боитесь смотреть на человека, и если на то пошло, на что угодно.

Спрашивающий: Разве это не нервная реакция?

У. Г.: Это не нервная реакция и даже не рефлекторное действие. Посылайте подальше всех тех врачей и психологов, которые говорят, что это нервное действие. Рефлекторное действие бывает, только когда есть физическая опасность. Но когда вы моргаете, это не из‑за физической опасности. Вы просто не хотите в полной мере смотреть на что‑либо. Вы испуганы, и именно поэтому вы моргаете или время от времени закрываете глаза.

В Индии это считается одним из признаков духовности. Немигающие глаза считаются качеством святого человека, и потому йоги пытаются держать глаза открытыми дни напролет, и ничего не происходит.

(Небольшая аудитория разражается смехом.)

Афоризмы

Свобода, о которой вы говорите, не находится в структуре вашей фразеологии – не важно, чья это фразеология – ее никогда не может быть в рамках этой структуры. Поэтому вы должны отвергать все это, что означает, что вы отвергаете самого «себя». Вы не отличаетесь от того, от чего вы пытаетесь освободиться.

* * *

Отрицательный подход позволяет вам немного легче достигать нулевой точки и отрицать «я».

* * *

Вы пересаживаете человеческие органы, чтобы спасать немногие жизни, но убиваете сотни и тысячи людей. Это абсурд.

* * *

Сегодня основная человеческая проблема – это неспособность человеческого ума справляться с технологическим и медицинским прогрессом. Он движется с ужасающей скоростью, а вы – медленная телега с умом пещерного человека.

* * *

Вы – прирожденный капиталист. Вы ничего не хотите терять или бросать – ни свою собственность, ни, меньше всего на свете, свои драгоценные идеи.

* * *

Как у людей, которые имеют миллионы и не хотят выпускать их из рук, ваше мышление – это ваша собственность, и вы не хотите от него освобождаться, так как оно дает вам удовольствие.

* * *

Мысли приходят волнами; вы выбираете только те мысли, которые вы хотите.

* * *

Между двумя мыслями есть пространство, или пробел; это носит механический и научный характер. Это похоже на иллюзорное движение секундной стрелки на часах. Если внимательно смотреть на секундную стрелку, она всегда останавливается, а потом снова движется, но вы думаете, что она движется быстро и непрерывно. Так же и с мыслями, между двумя мыслями есть пробел; они останавливаются, а потом движутся, но вы соединяете две мысли и думаете, что движение непрерывно. Это «я» – координатор, – и это иллюзия.

* * *

Моральная проблема в том, что вы подвергаете свои действия сомнению до и после их совершения; если вы просто действуете, никакой моральной проблемы нет. Иными словами, если вы не застреваете между правильным и неправильным, если вы можете действовать без сомнений и смело встречать последствия этого, вы будете совершать правильное действие – не такое, которое попадает между двумя категориями, а единственное действие, возможное для вас в данных обстоятельствах. И это чистое и механическое действие, отклик, а не реагирование.

* * *

Причина и следствие – не две разные вещи, они едины. Их разделяет именно ум.

* * *

Именно страх превращает так называемое зло во что‑то большое и опасное. На самом деле такой вещи, как зло, не существует. Есть только страх. Когда вы это осознаете, нет никакого зла, и вы никогда не будете делать ничего «дурного».

* * *

Почему вы говорите, что не знаете, что делать? Вы все время что‑нибудь делаете, и, тем не менее, вы это говорите. Это несерьезный вопрос. Вы точно знаете, что делать.

* * *

Ожерелье у вас на шее, а вы его повсюду ищете. Оно там есть, ваше естественное состояние, и оно было там всегда. Когда останавливается всякое движение от него, вы обнаруживаете, что оно есть.

* * *

В смирении нет и следа знания или опыта. Это полное отсутствие всякого воображения и мышления.

* * *

Ты можешь совершить семь смертных грехов, но все равно быть способным войти в это состояние.

* * *

Пока ты ищешь безопасности для «себя», в мире не может быть безопасности.

* * *

Это состояние – не точка, с которой вы можете входить в контакт. Это движение. Ваши усилия подобны тому, чтобы стоять на берегу реки и изо всех сил стараться войти в контакт с какой‑то точкой в ней. Вы должны видеть, что это абсолютно невозможно, и тогда все отпадает.

* * *

Вы формулируете вопросы из ответов, которые у вас уже есть.

* * *

Вы не в ладу сами с собой, так как вы можете создавать мир во всем мире?

* * *

Нет никакой взаимосвязи между тем, что вы думаете, и тем, как вы живете, и именно это изолирует вас от движения жизни и вызывает боль и страдание.

* * *

Вы никогда никого не слушаете; вы всегда слушаете сами себя; вы интерпретируете все с точки зрения своего собственного знания и опыта.

* * *

Животные следуют другим животным; людям это не присуще. Когда ты становишься человеческим существом, ты не будешь следовать никому, поскольку каждый человек уникален. К сожалению, наша цивилизация, наша культура формирует всех людей по одному образцу. Таковы наше воспитание, наши религия и культура. Ты можешь становиться человеческим существом, только когда способен целиком и полностью игнорировать все, что человек придумал и сделал до тебя. Требуется настоящее мужество, чтобы отметать вещи, какими бы они ни были святыми или священными. Это как пыль, которую ты должен смахивать.

* * *

Пытаться быть в противоположность тому, чтобы становиться, это тоже еще одно движение внутрь; в обоих случаях ты пропал. Движешься ли ты внутрь или вовне, это в точности то же самое движение.

* * *

Ваши религиозные практики рождаются из надежды, что когда‑нибудь кто‑нибудь даст вам ключ к пониманию, чтобы изменять все и достигать постоянного счастья.

* * *

Именно посредством знания вы строите внутри себя идею или образ того, чем вы являетесь, но это не то, что вы есть. У вас нет никакого способа выяснить для себя, чем вы являетесь. Это наша общая мечта. Рамана Махарши в Индии предлагал такой вопрос – кто я? Посредством такого само‑вопрошания «кто я?» он не вошел в это состояние. Это не метод. Ты действительно не знаешь, как случается нечто такого рода. Это не из‑за того, что ты делаешь или не делаешь. Это так просто, что сложная структура не хочет это понимать.

* * *

Сознание беспредельно. Вы наложили на это беспредельное сознание свое индивидуальное сознание, и это – структура мышления. Когда этой структуры мышления нет, есть только чистое сознание, жизнь, реальность, называйте это как угодно.

* * *

Мышление – это хотение, хотите ли вы денег, Бога, знания, власти, удовольствия, безопасности или чего угодно еще. Мышление – это хотение чего‑либо для «себя».

* * *

Не существует такой вещи, как новый опыт. Вы снова и снова переживаете одно и то же, и это вас изнашивает.

* * *

Куда бы вы ни шли и что бы ни делали, вы воссоздаете ту же самую структуру. То же самое и в политике, церкви или семье. Те же самые иерархия, страх, использование людей, неуверенность, надежда – вы не можете не воспроизводить то, что есть внутри вас, во внешнем мире.

* * *

Вам следует быть в состоянии полной беспомощности; тогда ответ придет.

* * *

Внутри вас живет Будда, внутри вас живет Иисус; все они – часть вашего сознания, вы не можете от них избавиться. Церковь и религиозные организации – это не путь.

* * *

Я ничего не скрываю; здесь нет никакой тайны. Я открываю все тайны. Я все время описываю это состояние; это состояние описывает само себя. Я показываю вам золу, которая выходит из тела, припухлости на шее, но это вас не интересует, поскольку вы ждете описаний блаженства, счастья и всех тех слов и фраз, которых вы набрались от религиозных гуру. Это все не так. Это простое и чистое физическое и физиологическое состояние бытия. Это жизнь.

* * *

Все моральные абсолюты, все моральные абстракции вас обманывают.

* * *

Именно поиск создает нарушение, деление в вашем состоянии сознания. Это насилие. Ваши святые мысли такие же, как мысли фашистского диктатора.

* * *

Чтобы становиться кем‑то еще, требуется время, а чтобы быть самим собой, не нужно времени.

* * *

Сами по себе слова безвредны и необходимы для общения. Именно образ, который мы построили вокруг слова, составляет действительную проблему. Вы создаете образы каждый раз, когда с чем‑либо соприкасаетесь, это непрерывность, и это беда.

* * *

Само вопрошание создает двойственность, и вы питаете эту двойственность дальнейшим вопрошанием и тем самым стремитесь к «вашей» непрерывности. Поэтому вы заинтересованы только в «вашей» непрерывности.

* * *

Психиатр составляет часть структуры, и он тоже болен. Он хочет втискивать вас в структуру.

* * *

Вы уникальны. Вы далеко впереди Будды, Иисуса и всех этих религиозных учителей вместе взятых. Но эта уникальность не может выражать себя, пока не уничтожаются ограничения.

* * *

Шри Рамана Махарши и Шри Рамакришна умерли от рака. Это тело подчиняется естественным законам. Между этим организмом и бактериями идет постоянная битва. Неизвестно, как долго у нас есть сопротивляемость. Это не пессимизм. Если вы предоставляете это разуму тела, быть может, оно будет исцелять себя, или вы будете умирать легко.

* * *

На твоей спине уже есть мартышка, а теперь, желая выучить новый трюк, ты сажаешь себе на спину гориллу.

* * *

Эта культура, которая и является тем, что налагает на вас ограничения, принижает вас, запирает вас; и в этом состоят ваши неудовлетворенность, конфликт и проблема. Мудрецы возвышают вас, а не политические лидеры, они – часть вашего сознания, и они изгоняют сами себя, они дружно уходят, ибо только тогда ваше сознание будет очищено.

* * *

Выбросьте все костыли, вы не нуждаетесь ни в какой помощи, вы можете идти сами.

[1]В буддизме шуньята (существительное на санскрите, образованное от прилагательного шунья – «пустой»), или сун‑ната (пали; прилагательное сунна), не означает «пустота» и не обозначает какую‑либо форму нигилизма. Это значит, что все объекты пусты от свабхавы, или «собственного существования». Это также обозначает свободное от мыслей бодрствование. В даосизме достижение состояния пустоты рассматривается как состояние недвижимости и безмятежности, которое есть «зеркало Вселенной» и «чистый ум».

[2]«От purnam adah purnam idam, purnat purnam udachyate; purnasya purnam adaya, purnam evavashishyate. To – полно; это – полно. Полное приходит из полного. Если взять из полного полное, то полное и останется». – Ишавасья упанишада.

[3]Сегодня ученые говорят, что каждая мысль, каждое чувство и действие человека зарождаются в электрических сигналах, излучаемых клетками мозга, и что сознание при помощи электричества производит ментальные образы в затылочной доле и в предклинье полушрий нашего мозга. Мы очень «электрические». Наше тело и мозг требуют и производят 10–12 ватт электричества.

[4]Однажды в 1970‑х гг., взглянув на фото У. Г., Соврис (дочь Чалама, известного писателя на языке телугу), которая остановилась в Тируваннамалае и которую многие считали своей духовной матерью, сказала: «Его тело исчезло, оно выжжено; осталась только тень».

[5]Я первый раз встречаю такое объяснение. Пугаясь, мы зажмуриваемся, а не моргаем. Моргание выполняет как минимум две важные физиологические функции: 1) увлажнение роговицы слезной жидкостью и ее защита и очистка от пыли; 2) кратковременное прерывание потока света для ускорения восстановления молекул зрительного пигмента в палочках и колбочках сетчатки. Если веки остаются неподвижными, то недостаток упомянутых функций частично восполняется движениями глазных яблок. Если прекратить и их (а такие опыты делались), то через короткое время глаз вообще перестает видеть. – Пер.

[6]Осмос (от греч. толчок, давление) – самопроизвольный перенос вещества через полупроницаемую мембрану, разделяющую два раствора различной концентрации или чистый растворитель и раствор.

[7]Шишковидная железа (эпифиз) в той или иной степени активна всегда, поскольку она продуцирует ряд важных нейрогормонов, в частности мелатонин, ответственный за регуляцию ритма сон/бодрствование. Есть данные, что в экстремальных состояниях, например при умирании, шишковидная железа продуцирует сильный галлюциноген – 5‑метокси‑диметилтриптамин. При искусственном введении этого вещества в организм происходит временный распад так называемого «сенсорного поля» – воспринимаемый мир буквально распадается на кусочки, и на 5‑10 минут не остается вообще ничего – ни мыслей, ни чувств, только непосредственное осознание жизни. – Пер.

[8]Строго говоря, при такой съемке ни на целом негативе, ни на его кусочках нет изображения в обычном смысле – посмотрев на него, мы увидим только радужный узор, называемый голограммой, но при освещении его таким же лазером, как тот, что использовался для съемки, получается цветное объемное изображение. Современные технологии позволяют получать не только неподвижные, но и движущиеся голографические изображения. – Пер.

[9]В середине прошлого века нейрофизиолог Карл Прибрам выдвинул гипотезу голографической записи памяти в клетках мозга. А физик Дэвид Бом предположил, что видимый физический мир представляет собой своего рода голографическую проекцию некой скрытой глубинной структуры космоса. – Пер.

[10]Речь идет о идеях, которые Д. Бом изложил в книге «Целостность и скрытый порядок» (Wholeness and the Implicate Order). – Пер.

[11]Муладхара, первая, или корневая, чакра, находится у основания позвоночника, в промежности. Название означает опору или основание.

[12]На самом деле для построения образа, точнее, схемы тела не нужны ни зрение, ни другие осознаваемые ощущения. Повсюду в теле – в коже, в тканях и даже в костях имеются нервные окончания. Они обеспечивают дополнительные виды чувств – проприоцепцию, кинестетику (чувство движения), термочувствительность, чувствительность к полю тяготения и, возможно, еще какие‑то, пока не изученные виды чувствительности. На основании сигналов этих нервов мозг‑компьютер в соответствии с генетически заложенной в него программой строит схему тела и его положения в пространстве. В норме мы не осознаём эту схему, но она координирует все наши действия. Поэтому, если мозг работает нормально, мы, например, легко сохраняем равновесие, стоя с закрытыми глазами и вытянув руки перед собой, или, закрыв глаза, прикасаемся указательным пальцем к кончику своего носа. – Пер.

[13]Если отбросить точку зрения «наивного реализма», то снаружи действительно ничего нет – ничего такого, что мы привыкли воспринимать как окружающий мир и наши тела. У. Г. использует метафору «точек», которые процесс мышления соединяет в образ. На самом деле все намного сложнее. Снаружи есть только сигналы, которые невообразимо сложный механизм, который мы называем своим телом и мозгом, кодирует, классифицирует и проецирует на «экран» сознания в виде образов. Этот механизм использует программы и системы кодирования, возникавшие и развивавшиеся в процессе эволюции сознания. – Пер.

[14]Из всего потока зрительных стимулов глаз воспринимает только то, что мозг способен распознавать и соответствующим образом классифицировать и кодировать с помощью имеющихся у него встроенных программ. Вся эта информация регистрируется на бессознательном уровне. Далее из этой информации мозг (или бессознательный ум) отбирает только ту которую считает важной для выживания тела. В свою очередь сознательный ум отбирает из этой информации ту что соответствует его собственным ожиданиям или предсказаниям, причем не обязательно выраженным в словах – хотя на неврологическом уровне имеется непосредственная связь между зрительным анализатором в затылочной зоне коры мозга и левой височной долей, ответственной за язык. Иначе говоря, обычный человек видит не то, что есть, а то, что он ожидает увидеть. Зрение – не улица с односторонним движением, а интенсивный двусторонний трафик. Корковые анализаторы способны избирательно изменять пропускную способность зрительного канала, начиная уже с сетчатки. См.: Р. Грегори, «Разумный глаз», Д. Хьюбел, «Глаз, мозг, зрение», Дж. Хокинс, «Об интеллекте». – Пер.

[15]Священный индуистский текст поклонения Божественной Матери.

[16]Карл Юнг называл коллективное бессознательное «психоидным», тем самым подразумевая, что оно уходит корнями в неживую природу. Все информационные процессы в живой природе, от простейшей клетки до человеческого мозга, составляют часть бессознательного. Но согласно верованиям древних и современной науке, передача и хранение (а возможно, и переработка) информации происходят и в неживой природе, и, значит, они тоже вносят свой вклад в бессознательное. – Пер.

[17]Вимала Таккар (1923–2009) была индийским общественным деятелем и духовным учителем. Она активно участвовала в Движении Бхудан (Дар земли), руководимом Винобой Бхаве. В 1960 г. Таккар посещала беседы Джидду Кришнамурти и позднее познакомилась с ним. Этой встрече было суждено изменить всю ее жизнь. Она посвятила себя преподаванию медитации и философии. Путешествовала между Индией, США и Европой, занимаясь преподаванием и проводя беседы о духовности. В своих беседах и общении с людьми использовала более или менее те же метод и фразеологию, что и Дж. Кришнамурти.

[18]Это явление называется хабитуацией зрения и имеет достаточно хорошо изученные физиологический и психологический механизмы. Если долго не отрываясь смотреть на какой‑то объект, то перестаешь его видеть, пока ненадолго не отводишь взгляд или не зажмуриваешься. – Пер.

[19]Описаны случаи «рентгеновского зрения» у людей, переживших экстремальный стресс, а также у детей и подростков в возрасте до 15–17 лет. Исследователи полагают, что в подобных случаях в зрительной модальности представляются данные каких‑то других, возможно, еще неизвестных видов чувствительности. Так или иначе, в этом процессе участвуют ум и память, поскольку в такой ситуации видеть часы именно как часы (инструмент для отсчета времени), равно как и внутренние органы другого человека, можно только на основании ранее полученной информации, хранящейся в памяти. Маленький ребенок видит часы, но не знает, что это такое, пока его не научат узнавать время; точно так же ребенок не знает, как выглядят внутренние органы, пока не узнает об этом из уроков анатомии или книг. – Пер.

[20]И именно этот механизм мозга («детекторы признаков», различение фигуры и фона, краевое торможение и т. д.) в основном и обеспечивает избирательность зрительного восприятия. Если бы глаз воспринимал все попадающие в него кванты света, то просто перестал бы видеть вследствие разрушения зрительного пигмента в клетках сетчатки. – Пер.

[21]Скульптура Тримурти Садашива, барельеф в конце оси север‑юг Слоновьих Пещер. Эта скульптура высотой 20 футов (6д м) изображает трехголового Шиву представляющего Панчамукха Шиву.

[22]Этот случай произошел в 1969 г. в поместье Коффи вблизи Чикмагалура, Карнатака.

[23]Парадокс в том, что Беспредельность не может осознавать себя как целое, поскольку такое осознание означает само‑отражение, а Беспредельное по определению не имеет внешней границы, ему не в чем отражаться. Согласно классической формулировке теоремы Гёделя, «множество всех множеств не содержит в качестве подмножества свою собственную границу»; поэтому любая достаточно сложная система способна к само‑отражению или само‑описанию – но только не Абсолют. – Пер.

[24]Естественный язык – одна из знаковых систем, в которых наличие знака подразумевает существование соответствующего означаемого, в качестве которого может выступать некоторое положение дел (например, факт регистрации определенного сенсорного стимула), а также отношение (между другими означаемыми или другими знаками) и процесс (нечто происходящее с другими означаемыми или другими знаками). Чисто формальные знаковые системы (например, математика) описывают только отношения между знаками, т. е. и знаки, и означаемые существуют в одной и той же формальной математической реальности. Действительные означаемые естественного языка существуют в реальности непосредственного опыта, однако формализация языка (и предшествовавших ему знаковых систем) привела к возникновению формальной (т. е., по сути дела, искусственной и иллюзорной) реальности «объектов» и отношений между ними. – Пер.

[25]Махавакьи: 1. Prajnanam Brahma – Сознание есть Брахман («Айтарейя упанишада» 3.З из Риг Веды). 2. Ayam Atma Brahma – Эта Самость (Атман) есть Брахман («Мандукья упанишада» 1.2 из Атхарва Веды), 3. Tat TVam Asi – Ты есть То («Чандогья упанишада» 6.8.7 из Сама Веды). 4. Aham BrahmasmI – Я есть Брахман («Брихадараньяка упанишада» 1.4.10 из Яджур Веды).

[26]Эффект так называемого «комбинационного рассеяния». – Пер.

[27]У.Г. утверждает, что в естественном состоянии человек является т. н. андрогином; согласно некоторым верованиям, первый человек был именно андрогином. – Пер.

[28]Даже если чистое восприятие – это восприятие симфонии Бетховена и лая собаки просто как звука или вибрации, у тела (или мозга) должна быть программа интерпретации раздражения слухового нерва в качестве звука или вибрации, т. е. мозг должен, используя имеющуюся у него знаковую систему приписывать факту раздражения слухового нерва (т. е. означаемому) значение звука. Точно также, и даже еще сложнее, дело обстоит со зрением: мозг должен приписывать совокупности возбуждений клеток сетчатки значение внешнего зрительного стимула и интерпретировать этот стимул как зрительный образ – скажем, дерева. Все это – процессы оперирования знаковыми системами. Без знаковых систем в принципе невозможно что‑либо воспринимать или мыслить. Любой живой организм имеет дело с сигналами, приходящими извне или изнутри него самого, и категоризирует (т. е. интерпретирует) их с помощью имеющейся у него знаковой системы. «Остановка движения мысли», о которой говорит У.Г., означает выход из жестко детерминированной структуры (сознательного) вербально‑образного мышления, но не прекращение мышления вообще, поскольку мышление – это и есть оперирование знаковыми системами. Каждая живая клетка мыслит, но не словами, а знаками имеющейся у нее знаковой системы.

Даже если У. Г. говорит, что когда он видит, скажем, дерево, он является этим деревом, то он – все же дерево, а не совокупность возбуждений клеток сетчатки или достигающих его электромагнитных вибраций; т. е. он все равно воспринимает значение, даже хотя оно и не является для него объектом. – Пер.

[29]Точнее, образы есть – иначе У. Г. вообще не мог бы ни воспринимать, ни действовать, – но они не представляются сознанию. Согласно современным данным, образы (не только зрительные) функционируют как компоненты неосознаваемой знаковой системы, используемой мозгом для организации восприятия и действия; к примеру, моторная кора головного мозга оперирует образами движений тела. Именно поэтому мы легко достаем пальцем до кончика носа даже с закрытыми глазами, хотя с точки зрения биомеханики это невообразимо сложная задача. Образы не являются отражениями «объектов» внешнего мира, а создаются мозгом на основе внешних и внутренних сигналов. В свою очередь приписываемое образам эмоциональное содержание определяет их важность для выживания организма. – Пер.

[30]Следует учитывать, что это говорилось в 60‑е годы прошлого века; с тех пор расшифрованы все гены человека, хотя окончательной ясности в отношении механизмов их функционирования нет до сих пор. – Пер.

[31]Показано, что сновидения необходимы для консолидации опыта. Лишение человека возможности видеть сны приводит к расстройству психики. – Пер.

[32]Здесь речь идет о сознательной осведомленности об объекте (conscious awareness) в отличие от непосредственной осведомленности (direct awareness), или того, что У. Г. называет «осознаванием». – Пер.

[33]Это довольно неординарное утверждение, из которого, в частности, следует, что «единое движение жизни» является дискретным, от момента к моменту. Разумеется, сознание тоже дискретно и состоит из отдельных актов осознания. В принципе любую непрерывность можно представить как дискретность в зависимости от выбора уровня дискретизации, поэтому непрерывность «движения мысли» является кажущейся и искусственной. – Пер.

Наши рекомендации