Типы учебно-исследовательских работ
Содержание
1. | Предисловие | |
2. | От автора | |
3. | Нормативные положения по учебно-исследовательским работам студентов педколледжа | |
4. | Положение о реферате | |
5. | Положение о курсовой работе | |
6. | Положение о выпускной квалификационной работе | |
7. | Список литературы | |
8. | Приложение № 1. Оформление титульного листа | |
9. | Приложение № 2. Оформление содержания | |
10. | Приложение № 3. Оформление страницы текста | |
11. | Приложение № 4. Оформление таблиц и схем в тексте работы | |
12. | Приложение № 5. Правила цитирования и оформления ссылок | |
13. | Приложение № 6. Правила оформления источников в списке литературы | |
14. | Приложение № 7. Основные понятия учебно-исследовательской работы | |
15. | Приложение № 8. Основные понятия экспериментальной работы | |
16. | Приложение № 9. Технологическая карта практической деятельности в педагогическом эксперименте (апробации) | |
17. | Приложение № 10. Критерии и показатели результатов экспериментальной работы | |
18. | Приложение № 11. Графическое оформление хода педагогического эксперимента | |
19. | Приложение № 12. План подготовки защитного слова к реферату | |
20. | Приложение № 13.План подготовки защитного слова к курсовой работе и ВКР | |
21. | Приложение № 14. План отзыва руководителя по подготовке реферата, курсовой работы и ВКР | |
22. | Приложение № 15. План рецензии на ВКР | |
23. | Приложение № 16. План отзыва учителя школы – куратора государственной практики студента | |
24. | Приложение № 17. Отзыв преподавателя колледжа (школы) о востребованности методического продукта в педагогической практике |
Предисловие
Понятие «учебно-исследовательская работа студента» включает в себя различные виды самостоятельной и самообразовательной работы. Исследовать – значить отыскивать, отбирать, сравнивать, систематизировать, обобщать, абстрагировать, моделировать, компоновать и т.п. Термин «исследование» в данном случае применим уместно, так как это самостоятельная деятельность студентов по поиску литературы, выбору из литературного источника конкретного содержательного аспекта, логичное выстраивание текста, моделирование практической деятельности и ее апробация. К учебно-исследовательским работам относятся сообщения, доклады, творческие задания, рефераты, курсовая работа и выпускная квалификационная работа.
Цель учебно-исследовательской работы студентов педколледжа – приобретение знаний и формирование умений в области теории и технологии педагогического исследования как составляющей профессиональной компетентности педагога.
Учитывая достаточно большую учебную и практическую нагрузку студентов, разработан и обоснован щадящий режим, состоящий из 4-х последовательно-развивающихся и взаимно-обогащающих друг друга этапов формирования учебно-исследовательских умений студентов. Предполагается, что формирование этих умений будет осуществляться по конкретно-определенной индивидуальной теме студента. В большинстве своем, студент определяет дисциплину, руководителя и проблему исследования на 2-ом курсе и разрабатывает ее до окончания педколледжа, т.е. до защиты выпускной квалификационной работы (далее в тексте – ВКР).
Выбор темы для исследования осуществляется на добровольной основе. Приоритет отдается взаимопониманию, взаимным симпатиям студента и будущего руководителя его исследовательской работы.
Длительность подготовки ВКР отвечает требованиям организации деятельности в зоне ближайшего развития (ЗБР) студента, осуществления здоровьесохранных подходов к интенсификации их труда. Этапность деятельности позволяет создать условия для достаточно глубокого погружения в проблему учебного исследования и успешного ее разрешения в теоретическом и практическом аспектах.
Четко обозначенная структура учебно-исследовательских работ формирует у студентов единообразие в подходах к планированию, в технологии работы.
Структурно инструктивные материалы включают:
1. Нормативные положения по учебно-исследовательским работам студентов
педколледжа.
2. Положение о реферате.
3. Положение о курсовой работе.
4. Положение о выпускной квалификационной работе.
5. Приложения № 1 – 13.
Методические материалы данного сборника носят инструктивный характер и предназначены для преподавателей-руководителей учебно-исследовательских работ студентов, выполняющих учебное исследование. В методических материалах содержится много приложений, определяющих основные понятия, соблюдение принятых в науке требований к оформлению работ даются речевые опоры и образцы, алгоритмы для подготовки защитного слова, планы рецензий и отзывов на различные виды учебно-исследовательских работ.
От автора
Уважаемый студент!
Ваш профессиональный выбор предполагает неустанную работу ума, совершенствования мышления, культуры речи, развития интеллекта и профессионально-значимых качеств личности.
Учитель сегодня – исследователь. Он обязан:
- уметь самостоятельно проводить анализ собственной профессиональной деятельности;
- быть компетентным в теоретических и методических вопросах современной педагогической науки;
- уметь планировать деятельность на основе научного прогнозирования и конструирования;
- обладать умениями в проведении полноценного практического эксперимента для совершенствования педагогического процесса.
Эти качества исследователя Вам предстоит воспитать в себе в течение периода обучения в педколледже.
В нашем педколледже сформирована «Система подготовки студентов к самообразовательной профессионально-исследовательской деятельности». Мы предлагаем Вам освоение достаточно сложных профессионально значимых умений в щадящем режиме, поэтапно. Это позволит Вам постепенно, подойти к выполнению выпускной квалификационной работы.
Данное пособие содержит необходимые инструктивные материалы, которые обеспечат Вам грамотность и своевременность выполнения всех видов учебно-исследовательской работ.
Желаю Вам успехов!
Т.А. Подгорская
Нормативные положения
об учебно-исследовательских работах студентов педагогического колледжа
При составлении общих положений были использованы материалы Управления среднего профессионального образования Министерства образования России, представленные в сборнике «Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования: Сборник нормативных документов / Под редакцией П.Ф. Анисимова. – М., 2002.
Общие положения
v Студент педколледжа обязан выполнить в соответствующие сроки реферат, курсовую работу и ВКР.
v Студент имеет право самостоятельно выбирать дисциплину для выполнения курсовой работы и ВКР.
v Перечень дисциплин определен методсоветом колледжа:
- педагогика
дидактический аспект;
- педагогика
воспитательный аспект;
- психология (общая, возрастная, коррекционно-развивающая);
- частная методика (соответственно специальности, которую приобретает студент);
- узко-специализированная дисциплина дополнительной подготовки (творческого, художественного, языкового направления и др.).
v Тематика учебно-исследовательских работ студентов разрабатывается руководителями ПЦК, кафедр, преподавателями на основе проблематики современного образования.
v Темы учебно-исследовательских работ ежегодно дополняются и корректируются.
v Студент имеет право свободного выбора темы из предложенных. Отдельные студенты могут предложить собственные темы при наличии весомого обоснования их.
v К руководству учебно-исследовательскими работами студентов привлекаются руководители и преподаватели педколледжа, а также преподаватели других учебных заведений (школ, учреждений дополнительного образования), имеющие высшую и первую квалификационные категории. Один преподаватель может одновременно являться руководителем 7 – 8 учебно-исследовательских работ.
v Каждый студент наряду с руководителем может обращаться за методической помощью к консультанту (по освещению каких-либо конкретных вопросов).
v В Положениях о реферате, курсовой работе и ВКР конкретно определено взаимодействие студента и руководителя (функции). Взаимодействие представлено в тексте Положений в таблицах № 2 – 4.
v Реферат, курсовая работа и ВКР обязательно проходят процедуру открытой защиты, в ходе которой у студентов формируются профессионально-значимые педагогические умения.
v В колледже определены 4 типа учебно-исследовательских работ, представленных в таблице № 2.
Таблица № 1
Таблица № 3
Примерное распределение учебного времени
на подготовку курсовой работы
Срок | Суть деятельности | Взаимодействие студент-руководитель-консультант |
сентябрь | Определение предмета, темы, типа курсовой работы | Студент во взаимодействии с руководителем |
октябрь | Консультация по содержанию и плану курсовой работы | Студент во взаимодействии с руководителем и консультантом |
октябрь - ноябрь | Консультация по отбору специальной, психолого-педагогической, методической литературы | Студент во взаимодействии с консультантом (или с руководителем) |
ноябрь – 30 апреля | Самостоятельная работа по выполнению курсовой работы | Самостоятельно студент |
июнь | Проверка и анализ курсовой работы. | Консультант |
май | Защита курсовой работы | Консультант и руководитель |
июнь | Консультация по отбору методической литературы по будущей ВКР | Студент – руководитель - консультант |
v Защита курсовой работы происходит официально на заседании комиссии, в состав которой входят преподаватели родственных дисциплин и один из руководителей структурного подразделения колледжа.
v На защитное слово студенту отводятся не более 10 минут.
v Отметка за курсовую работу с полным наименованием темы вносится в приложение к диплому.
Методические рекомендации по структуре и содержанию курсовой работы
Содержаниемкурсовой работы 1типа (ОЭР) является изучение, анализ теоретических (психолого-педагогических, методических или лингвистических) аспектов избранной темы.
Структура:
- титульный лист (Приложение № 1).
- план или содержание работы (Приложение № 2).
- текст курсовой работы:
- введение;
- глава 1;
- глава 2;
- заключение.
- список литературы.
Примерный план с пояснениями:
Введение:
- обоснование актуальности проблемы (со ссылками на фамилии ученых, педагогов, психологов) (Приложение № 5);
- тема, цель, задачи исследования (Приложение № 7);
- методы исследования (перечислить).
Глава 1. Теоретическая – психолого-педагогическая (должна быть озаглавлена):
- исторический аспект развития проблемы с точки зрения психологической (педагогической) науки (со ссылками и цитатами ученых-классиков) (Приложение № 5);
- современный взгляд психологов (педагогов) на проблему (со ссылками и цитатами современных ученых) (Приложение № 5);
- психолого-педагогические понятия с т.з. ученых-классиков и современных авторов;
- основные теоретические понятия авторов работы на основе сравнения и обобщения изученного материала.
Вывод по Главе 1.
Глава 2. Методическая (должна быть озаглавлена):
- освещение и анализ альтернативных точек зрения ученых-методистов педагогов-практиков на технологию (методики) деятельности (со ссылками и цитатами нескольких авторов) (Приложение № 5);
- основные методические понятия;
- анализ традиционных и инновационных подходов, методик эффективного решения проблемы;
Вывод по Главе 2.
Заключение:
- выводы по изученной теоретической проблеме;
- обобщение о существующих методических подходах в решении проблемы исследования;
- перспективы в работе по теме исследования.
Список литературы:
- включает 20 - 25 источников литературы;
- оформляется в соответствии с общепринятыми в научных работах требованиями (Приложение № 6).
Объем текста курсовой работы допускается от 25 до 30 страниц компьютерного текста. Требования к оформлению текста даны в Приложениях № 3, 4.
Внимание! В Приложении № 14 дан план подготовки защитного слова по курсовой работе.
Содержаниемкурсовой работы 2 типа (ОПР) является изучение, анализ теоретических (психолого-педагогических), методических или лингвистических аспектов избранной темы.
Структура:
- титульный лист (Приложение № 1);
- план или содержание работы (Приложение № 2);
- текст курсовой работы:
- введение;
- глава 1;
- глава 2;
- заключение.
- список литературы.
Примерный план с пояснениями:
Введение:
- обоснование актуальности проблемы (со ссылками на фамилии ученых, педагогов, психологов) (Приложение № 5);
- тема, цель, задачи исследования (Приложение № 7);
- методы исследования (перечислить).
Глава 1. Теоретическая – психолого-педагогическая(должна быть озаглавлена):
- психолого-педагогические процессы или качества личности, на которые может оказать влияние избранная методика;
- психолого-педагогические понятия с т.з. ученых-классиков и современных авторов;
- основные психолого-педагогические понятия авторов работы на основе сравнения и обобщения изученного материала;
Вывод по Главе 1.
Глава 2. Методическая (должна быть озаглавлена):
- освещение методики, существующей в традиционной образовательной практике (со ссылками и цитатами нескольких методистов) (Приложение № 5);
- пути возможного совершенствования методики на основе анализа одной двух современных авторских методик;
Вывод по Главе 2.
Заключение:
- выводы по изученной теоретической проблеме;
- обобщение о существующих методических подходах в решении проблемы исследования;
- перспективы в работе по теме исследования.
Список литературы – включает 20 - 25 источников;
- оформляется в соответствии с общепринятыми в научных работах требованиями (Приложение № 6).
Объем текста курсовой работы допускается от 25 до 30 страниц компьютерного текста. Требования к оформлению текста даны в Приложениях № 3, 4.
Внимание! В Приложении № 14 дан план подготовки защитного слова по курсовой работе.
Содержанием курсовой работы 3 типа (ТР)является изучение, анализ теоретических аспектов какой-либо инновации (в педагогике, психологии или частной методике).
Структура:
- титульный лист (Приложение № 1);
- план или содержание работы (Приложение № 2);
- текст курсовой работы:
- введение;
- глава 1 (2);
- заключение.
- список литературы.
Примерный план текстовой части:
Введение:
- обоснование актуальности проблемы в профессиональной деятельности педагога (со ссылками на фамилии ученых, педагогов, психологов);
- тема, цель, задачи исследования (Приложение № 7);
- методы теоретического исследования.
Глава 1. Теоретическая – теоретический анализ (возможно деление главы):
- анализ исторического развития данной проблемы в трудах ученых-классиков (со ссылками, цитатами ученых);
- анализ понятий по теме исследования;
- место проблемы в современной психолого-педагогической науке (со ссылками на источники) (Приложение № 5);
- классификация материалов по теме исследования
- освещение проблемы в научной профессиональной литературе, в популярной педагогической литературе (со ссылками на источники) (Приложение № 5).
Заключение:
- первоначальный промежуточный вывод о теоретическом исследовании.
Список литературы определяется индивидуально, оформляется в соответствии с общепринятыми в научных работах требованиями (Приложение №6).
Объем текста курсовой работы определяется индивидуально. Требования к оформлению текста даны в Приложениях № 3, 4.
Внимание! В Приложении № 14 дан план подготовки защитного слова по курсовой работе.
Содержанием курсового проекта 4 типа (ПР)является:
а)выполнение части будущих художественных произведений, продуктов творческой деятельности:
- сценария праздника (пьесы, спектакля и т.п.);
- сценария концерта;
- сценария конкурса;
- предметов декоративно-прикладного творчества;
- дизайнерское или декоративное оформление помещений.
б) отбор и комплектация учебно-методических средств (тесты, контрольные работы, специальные упражнения, творческие задания, диагностические методики, наглядные пособия и т.п.)
в) разработка технологических вопросов и методики выполнения изделий, продуктов, методических средств.
Структура:
- титульный лист (Приложение № 1);
- план или содержание работы (Приложение № 2);
- текст курсовой работы:
- введение;
- глава 1 (2);
- заключение.
- список литературы.
Примерный план с пояснениями:
Введение:
- актуальность и значение созданных изделий (продуктов) в педагогической деятельности;
- тема, цель, задачи исследования. (Приложение № 7);
- методы исследования (перечислить).
Глава 1. Теоретико-технологическая (должна быть озаглавлена):
- освещение теоретических положений, современных взглядов на разрабатываемый продукт, изделие (со ссылками, цитатами ученых). (Приложение № 5);
- технологические понятия, необходимые для освоения избранной технологии;
- особенности технологии выполнения художественных произведений, учебно-методических средств;
Заключение – вывод о пользе изучения технологии и оценка качества части созданного продукта.
Список литературы определяется индивидуально, оформляется в соответствии с общепринятыми в научных работах требованиями (Приложение №6).
Объем текста курсовой проекта определяется индивидуально, но не должен превышать 20 страниц компьютерного текста. Требования к оформлению текста даны в Приложениях № 3, 4.
Внимание! В Приложении № 14 дан план подготовки защитного слова по курсовой работе.
Внимание! На защите обязательно демонстрируются практически созданные части (элементы) будущих художественных произведений, продуктов творческой деятельности, учебно-методических средств.
ВКР
дипломная работадипломный проект
Тип 4 тип
ВКР является логическим продолжением курсовой работы.
v При определении темы дипломной работы или дипломного проекта необходимо провести фактическую корректировку ее в соответствии с избранным студентом типом и содержанием курсовой работы.
v Закрепление за студентами тем, типа дипломной работы или дипломного проекта, руководителя и консультанта оформляется приказом директора не позднее 15 октября последнего года обучения.
v Планирование выполнения ВКР представлено в таблице № 5. Планирование, определение содержания и объема ВКР 3 и 4 типов осуществляется индивидуально студентом совместно с руководителем.
Таблица № 4
Примерный распределение учебного времени
на подготовку ВКР 1, 2 типа
Срок | Суть деятельности | Взаимодействие студент-руководитель-консультант |
сентябрь | Корректировка темы типа ВКР | Студент во взаимодействии с руководителем |
сентябрь- октябрь | Консультации по плану главы III и методике экспериментальной деятельности | Студент во взаимодействии с руководителем и консультантом |
октябрь - январь | Самостоятельная работа студента по корректировке глав I и II и подгото-вка материалов к эксперименту | Студент во взаимодействии с руководителем и консультантом |
декабрь | Нормоконтроль готовности глав I и II | Руководитель, методист |
январь - февраль | Проведение экспериментальной работы в ходе преддипломной практики | Самостоятельно студент |
февраль-март | Обработка результатов эксперимен-та, оформление текста главы III | Студент во взаимодействии с руководителем и консультантом |
апрель | Подготовка чистового варианта ВКР | Студент |
апрель | Процедура нормоконтроля и предзащиты | Студент, руководитель, руководитель ПЦК |
20 мая – 30 мая | Сдача ВКР на рецензирование | Рецензент |
1 июня – 15 июня | Защита ВКР в ходе ИГА | Государственная экзаменационная комиссия |
v В ВКР 1 - 2 типа возможно проведение учебного эксперимента в условиях класса или избранной группы детей. Экспериментальная работа проводится в ходе преддипломной практики согласно учебного плана каждой специальности. Результаты экспериментальной работы оформляются графически на основе математических методов обработки результатов эксперимента.
В ВКР 1 - 2 типа возможно проведение апробации разработанной студентом методики. В главе 3 более подробно освещается сущность методики (с конкретным содержанием уроков, игр, заданий и т.п.) и выполняется подробный описательно-сравнительный анализ апробации.
v За 10 дней до защиты ВКР сдается на рецензирование. Рецензию выполняет один из преподавателей колледжа, обладающий достаточной компетентностью в данной области.
v Руководитель выполняет письменный отзыв о работе студента, в которой дает оценку самостоятельности, глубины осознания проблемы, инициативности студента на протяжении всех этапов подготовки ВКР.
v За 3 дня до защиты блок ВКР студента с отзывом и рецензией должны быть сданы в учебную часть. Студент имеет право ознакомиться с рецензией и отзывом в учебной части.
v Оценка за дипломную работу с полным наименованием темы вносится в приложение к диплому.
Методические рекомендации по структуре и содержанию ВКР
Содержанием дипломной работы 1 типа (ОЭР)является освещение в теории и подтверждение в ходе педагогического эксперимента избранной педагогической системы, технологии, методики.
Структура:
- титульный лист (Приложение № 1);
- план или содержание работы (Приложение № 2);
- текст дипломной работы:
- введение;
- глава 1, 2, 3;
- заключение.
- список литературы;
- приложения.
Примерный план с пояснениями:
Введение:
- обоснование актуальности проблемы (со ссылками на фамилии ученых, педагогов, психологов) (Приложение № 5);
- тема исследования (Приложение № 7);
- цель исследования (Приложение № 7);
- объект исследования, предмет исследования (Приложение № 7);
- гипотеза исследования (Приложение № 7);
- задачи исследования (Приложение № 7);
- методы исследования (перечислить).
Внимание! Примерный план с пояснениями Глав 1 и 2 дан в Положении о курсовой работе.
Глава 3. Практическая:
- задачи эксперимента (апробации) (Приложение № 8);
- практическая методика проведения эксперимента (апробации) («Технологическая карта экспериментальной деятельности») (Приложение № 9);
- методический инструментарий отслеживания результатов эксперимента (апробации);
- база эксперимента (апробации);
- анализ результатов практической работы (цифровой или описательный)
- (Приложение № 10, 11, 12).
Заключение:
- выводы по выдвигаемой гипотезе;
- полнота и практическая значимость данного исследования;
- перспективы работы в исследуемом направлении.
Список литературы:
- 25 - 30 источников оформляются в соответствии с ГОСТ-2003 (Приложение № 6).
Приложения:
- Содержат иллюстративный, дидактический материал (таблицы, конспекты уроков, нотный материал, игры, детские работы, не вошедшие в текстовую часть). Приложения нумеруются.
Объем текста ВКР допускается от 30 до 50 страниц компьютерного текста. Требования к оформлению текста даны в Приложениях № 3, 4.
Внимание! В Приложении № 14 дан план подготовки защитного слова дипломной работы.
Содержанием ВКР 2 типа (ОПР)является освещение в теории, подготовка методического планирования дидактических средств обеспечения образовательного процесса (комплект конспектов уроков, внеклассные мероприятия, набор средств контроля, диагностики, комплект учебно-наглядных и учебно-дидактических пособий и т.п.) и проведение практической работы в ходе государственной практики.
Структура:
- титульный лист (Приложение № 1);
- план или содержание работы (Приложение № 2);
- текст ВКР:
- введение;
- глава 1, 2, 3;
- заключение.
- список литератур;
- приложения.
Примерный план с пояснениями:
Введение:
- обоснование актуальности проблемы (со ссылками на фамилии ученых, педагогов, психологов) (Приложение № 5);
- тема исследования (Приложение № 7);
- цель исследования (Приложение № 7);
- объект исследования, предмет исследования (Приложение № 7);
- гипотеза исследования (Приложение № 7);
- задачи исследования (Приложение № 7);
- методы исследования (перечислить).
Внимание! Примерный план с пояснениями Глав 1 и 2 дан в Положении о курсовой работе.
Глава III. Практическая:
- задачи эксперимента (апробации) (Приложение № 8);
- практическая методика проведения эксперимента (апробации) «Технологическая карта практической работы» (Приложение № 9);
- база практической работы (необходимые данные о классе, группе детей и т.п.;
- анализ результатов практической работы (цифровой или описательный)
- Требуется приложить письменный отзыв учителя - куратора государственной практики студента (Приложение № 16).
Заключение:
- выводы по выдвигаемой гипотезе;
- практическая ценность разработанных средств;
- перспективы в создании подобных методических средств.
Список литературы:
- 25 - 30 источников оформляются в соответствии с ГОСТ-2003 (Приложение № 6).
Приложения:
- Содержат иллюстративный, дидактический материал (таблицы, конспекты уроков, нотный материал, игры, детские работы, не вошедшие в текстовую часть). Приложения нумеруются.
Объем текста ВКР допускается от 30 до 50 страниц компьютерного текста. Требования к оформлению текста ВКР даны в Приложениях № 3, 4.
Внимание!В Приложении № 14 дан план подготовки защитного слова дипломной работы.
ВКР 3 типа (ТР)- научный реферат. Содержанием его может быть глубокое теоретическое изучение, анализ литературы и практического опыта по какой-либо инновации (в педагогике, психологии или частной методике);
Структура:
- титульный лист (Приложение № 1);
- план или содержание работы (Приложение № 2);
- текст ВКР:
- введение;
- глава 1 (2);
- заключение.
- список литературы.
Примерный план с пояснениями:
Введение:
- обоснование актуальности проблемы (со ссылками на фамилии ученых, педагогов, психологов) (Приложение № 5);
- проблема и неразработанность ее звеньев, вопросов;
- тема исследования (Приложение № 7);
- цель исследования (Приложение № 7);
- задачи исследования (Приложение № 7);
- методы исследования (перечислить).
Глава 1. Теоретико-аналитическая (возможно деление на две главы):
- анализ исторического развития данной проблемы в трудах ведущих ученых (со ссылками, цитатами нескольких ученых) (Приложение № 5);
- место проблемы в современной психолого-педагогической науке (со ссылками на источники) (Приложение № 5);
- освещение проблемы в специальной, научно-популярной литературе (со ссылками на источники) (Приложение № 5);
- теоретические понятия, сравнение их, классификация;
- теоретический сравнительный анализ путей (технологий, методик) разрешения данной проблемы;
- описание опыта учителей-практиков;
- собственные теоретические предположения о путях возможного решения проблемы.
Заключение:
- вывод о глубине и целесообразности исследования;
- рекомендации относительно возможностей использования материалов данного исследования в педагогической деятельности;
- перспективные направления в избранной проблеме исследования.
Список литературы - определяется индивидуально.
- оформляется в соответствии с общепринятыми в научных работах требованиями (Приложение № 6).
Объем текста ВКР определяется индивидуально. Требования к оформлению текста ВКР даны в Приложениях № 3, 4.
Внимание!При подготовке дипломной работы к защите обратитесь вновь к плану. В Приложении № 14 дан план подготовки защитного слова дипломной работы.
Содержанием дипломного проекта 4 типа (ПР)является создание изделия или продукта творческой деятельности, учебно-методических средств обеспечения образовательного процесса и обоснования целесообразности их применения в педагогической деятельности:
Структура:
- титульный лист (Приложение № 1);
- план или содержание работы (Приложение № 2);
- текст ВКР:
- введение;
- глава 1 (2);
- заключение.
- список литературы.
Примерный план с пояснениями:
Введение:
- обоснование актуальности проблемы (со ссылками на фамилии ученых, педагогов, психологов) (Приложение № 5);
- тема исследования (Приложение № 7);
- цель исследования (Приложение № 7);
- объект исследования, предмет исследования (Приложение № 7);
- гипотеза исследования (Приложение № 7);
- задачи исследования (Приложение № 7);
- методы исследования (перечислить).
Внимание!
Примерный план главы 1 дан в Положении о курсовой работе.
Рекомендуется сохранить одну главу. Дополнения могут иметь следующее содержание:
1вариант:
- анализ аналогичных пособий, известных в методических сообществах;
- особенности структуры и методики работы по вариативному пособию (сборнику, комплекту и т. п.);
- описание результатов и впечатлений практического проведения мероприятия (с отзывом учителя – куратора государственной практики студента) (Приложение № 16);
2 вариант:
- анализ аналогичных пособий, известных в методических сообществах
-описание и анализ этапов и методики подготовки данного продукта (сценария, концерта, презентации и т.п.);
- описание и анализ технологии подготовки мероприятия;
описание результатов и впечатлений практического проведения мероприятия (с отзывом учителя – куратора государственной практики студента) (Приложение № 16)
Внимание!
При необходимости – отзыв о востребованности методического продукта от педагогов (Приложение № 17)
- вывод по Главе 1.
Заключение:
- выводы о целесообразности выполненной работы, о перспективах использования продуктов, изделий в избранной области деятельности.
Список литературы: определяется индивидуально; оформляется в соответствии с общепринятыми в научных работах требованиями. (Приложение № 6).
Объем текста ВКР - 20-25 страниц компьютерного текста. Требования к оформлению текста даны в Приложениях № 3, 4.
Внимание! При подготовке дипломной работы к защите обратитесь вновь к плану. В Приложении № 14 дан план подготовки защитного слова дипломной работы.
Внимание! На защите демонстрируются продукты творческой деятельности в натуральном виде или фрагмент видеосъемки, фото-стенд и т.п. Методическое пособие может быть представлено в виде брошюры или в форме электронного продукта.
Список литературы
1. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике [Текст]/ Е.В. Бережнова. – М., 1999. - С. 35.
2. Борикова, Н.В., Виноградова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]/ Н.В. Борикова, Л.В. Виноградова. – М.: Просвещение, - 1999. - 166 с.
3. Государственный квалификационный экзамен по специальности «Педагогика и методика начального обучения [Текст]: рекомендации студентам факультета ПиМНО/ Н.Б. Венигор, Н.Г. Свинина, А.А. Сиялов, П.Б. Шемякин. – Нижний Тагил: Ротапринт Нижне-Тагильского гос. пед. института, 1993. – 43 с.
4. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (по специальностям колледжа) [Текст]. – М., 2002.
5. Курсовые работы по педагогике [Текст]: мет. рекомендации для студентов ОЗО факультета ПиМНО. МГПИ./ Сост. Воронцова Л.Д. – Магнитогорск: 1995. - 13 с.
6. Науменко И.Л. Самообразование будущего учителя [Текст]/ И.Л. Науменко. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1997. - 248 с.
7. Машенкова Е.А. Технология подготовки и написания курсовой работы [Текст]: метод. пособие для студентов и преподавателей/ Е.А. Мащенкова. – М.: УПК № 9 «Арбат», 1995. – 22 с.
8. Сборник нормативно-методических документов для образовательных учреждений среднего педагогического образования [Текст]. – М., 1999.
9. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании [Текст]. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов/ А.С. Сиденко, Т.Г. Новикова. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 94 с.
10. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов) [Текст]. 2-е изд., перераб. и доп./ Н.Н. Соловьева. – М.: Издательство АПК и ПРО, 2003. – 102 с.
11. Пунский В.О. Азбука учебного труда [Текст]: книга для учителя/ В.О. Пунский. – М.: Просвещение, 1998. – 143 с.
12. Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования [Текст]: Сборник нормативно-правовых документов/ Составитель Анисимов П.Ф., Барер Т.Д., Васильева С.В. и др. – М.: Минобразование России, 2002.
13. Управление развитием школы [Текст] [Текст]: Пособие для руководителей/ Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазареа. – М.: Новая школа, 1995 г. – 464 с.
14. Филатов В.М. Курсовая и дипломная работа по методике преподавания иностранного языка [Текст]. – Методические рекомендации для студентов педколледжа и языковых педвузов/ В.М. Филатов. – Ростов-на-Дону: АНИОН, 1997. – 24с.
Приложение № 1
|
|
|
(КУРСОВАЯ РАБОТА)
Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А
|
учащ