Типология проектов и учебно-исследовательских работ

10.1. По форме:

- информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;

- исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

- творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);

- социальный, прикладной (практико-ориентированный);

- игровой (ролевой);

- инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).

10.2. По содержанию проект может быть:

- монопредметный, относящийся к одной области знаний;

- полипредметный, относящийся к нескольким областям знаний;

- метапредметный, относящийся к области деятельности.

10.3. По количеству участников:

- индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – автор проекта –самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник;

- парный, малогрупповой (до 5 человек);

- групповой (до 15 человек);

- коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернет).

10.4. По длительности (продолжительности) проекта:

- от проекта-урока до многолетнего проекта.

Основные этапы учебно-исследовательской деятельности

11.1. Содержание этапов учебно-исследовательской деятельности

Деятельность учащихся Деятельность руководителя исследования
  Подбор противоречивой информации, формулирование проблемных ситуаций, дилемм, формулирование возможных тем исследований
Проблематизация, обнаружение противоречий в информации, формулирование проблемы Предъявление учащимся интересных фактов, противоречий, тем исследований, обсуждение спорных, проблемных вопросов в той или иной научной области, организация «мозгового штурма», дискуссий, дебатов
Определение сферы исследования, формулирование вопросов, на которые учащийся хотел бы получить ответы Инициирование постановки вопросов, поощрение поиска, помощь в определении сферы исследования
Определение темы исследования   Помощь в определении темы исследования
Выдвижение гипотезы Помощь в формулировании гипотезы, обсуждение возможных объяснений выдвинутой гипотезы
Планирование исследования, определение методов его проведения Помощь в определении этапов исследования, сроков их реализации, предложение различных методов исследования, помощь в обосновании выбора методов проведения исследования
Изучение теоретического материала, связанного с темой исследования, работа с литературой по теме Помощь в определении круга источников, обсуждение их содержания. Совместный анализ различных точек зрения на проблему, представленных в литературе по проблеме исследования
Собственно исследование, сбор и систематизация полученной информации Оказание помощи в фиксации, систематизации полученных данных
Анализ, синтез, объяснение данных, обобщение, формулирование выводов   Предложение различных способов обобщения информации, анализа и синтеза полученных данных
Подготовка к публичной защите результатов исследования Помощь в подготовке к публичной защите результатов исследования. Написание рецензии на работу  
Презентация и защита результатов исследования
Обсуждение полученных результатов, этапов исследования Организация рефлексии
  Самоанализ учителем организации и результатов учебно-исследовательской деятельности


Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом, учебным исследованием

Учащиеся должны научиться:

12.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.

12.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности.

12.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.

12.4. Проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ.

12.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.

12.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

12.7. Самооценивать ход и результат работы.

12.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.

12.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.

12.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.

12.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.

12.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

12.13. Адекватно реагировать на нужды других.

Наши рекомендации