Курсовая работа бакалавра (3-й курс)
Характеристики работы | Ориентировочные требования |
Объем (в листах А4) | 40–50 |
Научные источники в аналитическом обзоре | 30 и более |
Участники эмпирического исследования, выборки | 15–35 участников, в зависимости от типа эмпирического исследования |
Диагностические методики/ показатели | 2/5 |
Анализ данных | 1–2 метода, в том числе описательная статистика с визуализацией |
Возможный тип исследования | Прикладное, научная разработка (предпочтительно), поисковое, аналитическое, уточняющее, репликационное, историко-психологическое (возможно сочетание типов) |
Формы работы | Аналитический обзор научных источников в сочетании с пилотным эмпирическим исследованием |
Цели, задачи, компетенции | 1−5. (см. 1–5 для 2-го курса). 6. Приобретение навыков организации эмпирического исследования. 7. Развитие навыков практической психодиагностики. 8. Развитие умений интерпретации данных эмпирического исследования. 9. Развитие интереса к систематическим занятиям научной деятельностью. |
Структура работы | Введение: проблема, актуальность, практическая и теоретическая значимость, новизна, цель, объект и предмет, гипотеза(ы), задачи, методы. Глава 1. Представляет собой аналитический обзор научных публикаций, в том числе научной периодики и ВКР по теме исследования. Итоговый параграф – постановка проблемы и задач. Название главы соответствует заявленной проблеме. ….. Глава 2. Организация и методы исследования. Этапы и организация, участники, выборки, методы исследования (в особенности обоснование выбора и краткая характеристика диагностических и статистических методов). Глава 3. Представляет результаты и их обсуждение: должна содержать: а) анализ эмпирических данных (в том числе визуальный – в таблицах, рисунках); б) констатацию обнаруженных эмпирических фактов; в) их интерпретацию в соотнесении с уже опубликованными исследованиями. Выводы (краткие положения, характеризующие результаты исследования и их соответствие гипотезам, задачам, целям). Заключение − краткое обобщение итогов работы, мера достижения поставленных целей и задач, перспективы дальнейшей работы; здесь же приводятся рекомендации для практических психологов. Библиографический список. Приложения (не обязательно) содержат тексты и бланки малоизвестных методик, таблицы и рисунки, не вошедшие в основной текст работы, реализованные или предлагаемые в плане рекомендаций программы коррекционных, развивающих и других занятий, памятки практическому психологу и т.п. |
Структура исследовательских работ студентов,
ориентированных на практическую деятельность
Выше приведен вариант структуры, ориентированный на научно-исследовательскую деятельность. Вместе с тем для будущих бакалавров и магистров, ориентированных на практические виды профессиональной деятельности, приветствуется выполнение исследовательских работ прикладного и практического характера. Такая работа по структуре несколько отличается от представленной выше:
Введение: проблема, актуальность, практическая значимость, новизна, цель, объект и предмет, гипотеза(ы), задачи, методы.
Глава 1. Аналитический обзор источников по проблеме исследования, в том числе имеющегося в стране и за рубежом опыта разработки и применения коррекционных, развивающих или иных программ воздействия. Итоговый параграф – постановка проблемы и задач исследования. Название главы соответствует заявленной проблеме.
Глава 2 представляет организацию и методы исследования. Для ориентированных на практику работ в обязательном порядке описывается организация формирующего эксперимента (экспериментальный дизайн), в том числе процедуры контроля влияния посторонних факторов. Обязательно в главе 2 или даже в отдельной главе должна быть представлена информация о разработке, содержании и технологии применения программы воздействия или разработки, которая используется в работе студента.
Глава 3 представляет результаты и их обсуждение. Должна содержать: а) анализ эмпирических данных (в том числе визуальный – в таблицах, рисунках); б) констатацию обнаруженных эмпирических фактов; в) их интерпретацию в соотнесении с уже опубликованными исследованиями. В работах, представляющих коррекционные, развивающие и иные программы и разработки (например диагностические), необходимо представить анализ эмпирических данных формирующего эксперимента или психометрического исследования.
Выводы −краткие положения, характеризующие результаты исследования и их соответствие гипотезам, задачам, целям.
Заключение − краткое обобщение итогов работы, мера достижения поставленных целей и задач, перспективы дальнейшей работы; здесь же приводятся рекомендации для практических психологов.
Библиографический список.
Приложения (обязательные для прикладных исследований) содержат полный текст разработанной студентом развивающей, коррекционной или иной программы, авторской диагностической методики в соответствии с принятыми стандартами описания, а также (при необходимости) и тексты и бланки малоизвестных методик, таблицы и рисунки, не вошедшие в основной текст работы, реализованные или предлагаемые в плане рекомендаций программы коррекционных, развивающих и других занятий, памятки практическому психологу и т.п.