Тема 3. Выбор темы. Обоснование актуальности выбранной темы
Цель:формирование компетенций через ознакомление с фазами и этапами исследования, основными приемами определения проблемы и формулирования темы исследования (собеседование)
Перечень изучаемых элементов содержания:фаза, этапы, проблема
Вопросы для самоподготовки:
1. Назовите и раскройте содержание фаз процесса исследования
2. Назовите этапы подготовительного этапа исследования и раскройте их содержание
3. Основные приемы определения научной проблемы: внутренние и внешние мотивы
4. Ограничения исследовательского процесса
5. Определите актуальность темы своего дипломного исследования. В какой области находится ее проблематика?
6. Определите круг проблем, которые в той или иной степени призвано решить дипломное исследование.
Тема 4. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования
Цель:формирование компетенций через основныхприемов формулирования целей и задач исследования, выбора объекта и предмета, формулирования гипотезы исследования (устный опрос)
Перечень изучаемых элементов содержания:цель, задача, объект, предмет, гипотеза
Вопросы для самоподготовки:
1.Охарактеризуйте взаимосвязь проблемы, темы и цели исследования
2.Как связаны цель и задачи исследования, его структура?
3.Раскройте соотношение объекта и предмета исследования. Приведите конкретный пример.
4.Какую роль играют гипотезы в науке?
5.Чем отличается научная теория от гипотезы?
6.Приведите примеры формулирования гипотез.
Тема 5. Виды информации
Цель:формирование компетенций через ознакомление способов получения информации для проведения исследования, формирования собственной информационной базы
Перечень изучаемых элементов содержания: способы, источники, информация, база
Вопросы для самоподготовки:
Проведите библиографический поиск по теме своего исследования (реферат, курсовая, дипломная работа и т.п.). Систематизируйте полученную информацию. Сделайте краткую сводную таблицу (см. раздел 5 «Фонд ….))
Тема 6. Методы и методика исследования
Цель:формирование компетенций через раскрытие понятий метода и методики, изучение методов научного познания
Перечень изучаемых элементов содержания:методология, методика, метод,
Вопросы для самоподготовки:
1. Дайте определения понятиям метода и методики.
2. Раскройте их соотношение.
3. Назовите основные методы научного познания
4. Какое различие существует между эмпирическими и теоретическими методами?
2. Чем отличается эмпирическое исследование от теоретического познания?
3. Кратко охарактеризуйте основные формы эмпирических исследований.
6. Определите роль индукции в эмпирическом исследовании.
Тема 7. Структура исследовательской работы
Цель: формирование компетенций через ознакомление с логикой хода исследования, взаимосвязи структуры и основных понятий исследования, изучение критериев оценки эффективности исследования(ситуационная задача)
Перечень изучаемых элементов содержания: логика, структура исследования, критерии, оценка, эффективность
Вопросы для самоподготовки:
1. Оцените логику хода научной работы. Постарайтесь описать ее одним абзацем текста.
2. Опишите структуру исследовательской работы, дайте характеристику разделам
3. Опишите взаимосвязь основных пи структуры исследования
4. Предположите, в чем должен выражаться результат Вашего исследования. Сформулируйте его максимально кратко.
5. Назовите критерии оценки эффективности исследования.
Тема 8. Оформление результатов научно-исследовательской работы
Цель:формирование компетенций через изучение способов оформления результатов исследования, знакомство с научным стилем изложения(устный опрос)
Перечень изучаемых элементов содержания:статья, доклад, отчет, презентация, дипломная работа, курсовая работа, диссертация
Вопросы для самоподготовки:
1. Назовите основные способы оформления результатов исследования.
2. Дайте характеристику значимости того или иного способа в сравнении
3. Назовите признаки научного стиля. Обобщите их, обобщение изложите в виде рекомендаций касательно языка изложения научного текста.
Из фонда оценочных средств
I. Примерный перечень тем докладов, сообщений
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ МЕЖДУ ВАМИ БУДЕТ СДЕЛАНО ПОЗЖЕ
Вариант 1
1. В чем заключается сходство и различие между пониманием и интерпретацией?
2. Дайте подробную характеристику научного стиля мышления.
Вариант 2
1. Является ли очевидность синонимом достоверности? Ответ пояснить.
2. Определите роль индукции в эмпирическом исследовании.
Вариант 3
1. Как связаны между собой: тема научного исследования, названия глав и параграфов научного исследования, постановка цели и задач научного исследования?
2. Что такое научный метод и чем он отличается от «здравого смысла»?
Вариант 5
1. Составьте схему структуры теоретического знания.
2. Охарактеризуйте современное отношение «наука - окружающая среда». Дайте долгосрочный и краткосрочный прогнозы изменения данного отношения.
Вариант 6
1. Какое различие существует между эмпирическими объяснениями и теоретическими объяснениями?
2. Какую роль играют гипотезы в науке?
Вариант 7
1. Каковы критерии истинности научного знания?
2. В чем состоит интеграция, а в чем дифференциация научного знания?
Вариант 8
1. Может ли быть игра методом научного познания? Ответ подробно объяснить.
2. Каково значение науки для развития цивилизации?
Вариант 9
1. Что называют пониманием и чем оно отличается от объяснения?
2. Чем отличается научная теория от гипотезы и закона?
Вариант 10
1. В чем выражаются особенности современной научно-технической революции?
2. Проведите сравнение между учителем и информационными технологиями как разными формами трансляции научного знания. Отметьте положительные и отрицательные черты каждой формы.
Вариант 11
1. Чем отличается эмпирическое исследование от теоретического познания?
2. Каковы тенденции развития гуманитарных наук?
Вариант 12
1. Как соотносятся между собой проблема, актуальность и гипотеза исследования?
2. Каковы перспективы развития общества, основанного на знаниях?
Вариант 13
1. Определите роль учителя в процессе трансляции знаний.
2. Определите функции научной теории.
3.
II. Презентация
Презентация доклада на тему «Научное и обыденное познание действительности». Предстоит раскрыть содержание научного и обыденного познания и отразить их отличия.