Предмет возрастной психологии.
Предмет возрастной психологии.
Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Предметом возрастной психологии являются возраст, возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Возраст – цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д. Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек
Теории психического развития.
Биологические: Человек от природы наделен способностями, важна наследственность. Онтогенез – сокращенный филогенез. 30% наследственность, 70% среда. Особенности пренатального периода, болезни/травмы во время беременности.
Средовые: 1. Природная среда оказывает влияние. 2. Социальная (культура). Семья, воспитатели, учителя, друзья. Модели средового фактора: 1. Микросистема – ближайшее окружение. 2 Мезосистема – взаимодействие 2х и более систем. 3. Экзосистема – структуры, которые не воздействуют на ребенка, но оказывают влияние. 4. Макросистема – общая социальная среда, культура.
Периодизация психического развития по Выготскому.
Роль обучения основная в процессе развития. Закономерности развития: 1. Цикличность развития. 2. Неравномерность развития. 3. Метаморфозы развития. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. Ведущий тип общения – тот вид деятельности, который определяет наибольший успех в развитии. Ведущий вид общения –с кем общение позволяет быстрее формировать черты личности. Три группы периодизаций:
· Внешний критерий (П. П. Блонский, по смене зубов)
· Внутренний критерий (Э. Эриксон)
· Внешний + внутренний (Л. С. Выготский)
Несколько особенностей:
· Влияет социальная ситуация
· Динамика перехода неравномерна
· Кризисные и стабильные этапы чередуются:
- Кризис новорождённости (до 2-ух месяцев)
-Период младенчества (до 1-ого года)
-Кризис 1-ого года жизни
-Раннее детство (от 1-ого до 3-ёх лет)
-Кризис 3-ёх лет
-Дошкольное детство (от 3-ёх до 7-ми лет)
-Кризис 7-ми лет
-Начальная школа (от 7-ми до 12-ти лет)
-Кризис 13-ти лет
-Подростковый возраст (от 13-ти до 15-ти лет)
-Ранняя юность (от 15-ти до 17-ти лет)
-Кризис 17-ти лет
Периодизация психического развития по Эриксону.
1. Орально-сенсорная (доверие/недоверие) до 1 . 2. Мышочно-анальная (автономия/сомнение) 1-3 года. 3. Локомоторно-генитальная (инициативность/вина) 3-5 лет. 4. Латентная (компетентность/неполноценность) 6-12. 5. Подростковая (самоидентификация/ролевое смещение) 13-19. 6. Ранняя зрелость (интимность/изоляция) 20-25. 7. Средняя зрелость (забота/…) 25-60. 8. Поздняя зрелость (интеграция/отчаяние) с 60.
Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.
Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.
Кризис новорожденности.
Кризис новорождённости – это непосредственно процесс рождения. Длится период новорождённости от рождения до «комплекса оживления» (в 4-6 недель). Кризис новорождённости тяжёлый и переломный момент в жизни ребёнка.
Причины:
1. Физиологические (рождаясь, ребёнок физически отделяется от матери.Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркое освещение, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);
2. Психологические (отделяясь от матери, ребёнок перестаёт ощущать её тепло, что ведёт к появлению чувства незащищённости и тревоги.Психика новорождённого – набор врождённых безусловных рефлексов – помогают ребёнку в первые годы жизни);
Период младенчества – от 4-6 недель до 1-ого года.
Ведущий вид деятельности – эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми, то есть с теми, кто в основном ухаживает за малышом (родители, родственники). Ни одной потребности не в состоянии удовлетворить самостоятельно: кормят, одевают в чистое, перемещают в пространстве и пр.). В 1-2 месяца возникает потребность в общении (необходимо удовлетворить – развитие мышления, восприятия, движений, речи).
Новообразования:
1. Хватание (5 месяцев). Возможность манипулирования с предметами. Большое значение этот акт имеет для развития предметного восприятия. Стремление дотянуться до предмета и схватить/взять его стимулирует процесс сидения. Ситуативно-деловое общение со взрослыми (М.И. Лисина; когда сам ребёнок не может дотянуться), следовательно, возникает указующий жест.
2. Появление первого слова (речи). Речь – ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятная только близким, специфична по структуре, состоит из обрывков слов. Между взрослым и ребёнком – предметная деятельность.
3. Ходьба. (Д.Б. Эльконин; главное: 1) расширение пространства ребёнка, 2) то, что ребёнок отделяет себя от взрослого (не мама ведёт, а ребёнок маму, следовательно, разрыв старой ситуации развития).
1 месяц – поднимает подбородок;
2 месяца – поднимает грудь;
3 месяца – тянется за предметом;
4 месяца – сидит с поддержкой;
5-6 месяцев – хватает рукой предметы;
7 месяцев – сидит без поддержки;
8 месяцев – садится без помощи;
9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе;
10 месяцев – ползает с руками (опора), ходит с опорой;
11 месяцев – стоит; 1 год – ходит, держась одной рукой;
Кризис 1 года жизни.
Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей
Внешние проявления: у ребёнка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребёнок становится беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребёнок обладает. Возможности ещё являются недостаточными для удовлетворения потребностей.
Главное приобретение – своеобразная детская речь (Л.С. Выготский – автономная речь – слова, которые не совпадают с речью взрослого, с фонетической стороны; отличаются от слов взрослого по значению; общение возможно только с теми, кто понимает значение этих слов; бессвязна и состоит из ряда восклицаний); Слова становятся многозначными и ситуативными.
Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами.
Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых.
Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире.
Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
• Социальная ситуация развития на первом году жизни характеризуется тем, что все потребности удовлетворяются взрослым. В результате человек (ухаживающий за ребенком) становится центром всякой непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации. Постепенно, однако, потребности начинают кристаллизоваться на предметах окружающей среды, и сами эти предметы приобретают побудительную силу. Наиболее важным приобретением первого года жизни становится способность действовать под влиянием не только непосредственно воспринимаемых объектов и ситуаций, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений.
• Это приводит к тому, что ребенок, побуждаясь образом, всплывающим в памяти, настойчиво стремится к предмету своей потребности, обнаруживая в этих ситуациях (предмет потребности остается вне досягаемости) капризы и иные симптомы, подпадающие под определение «гипобулическая реакция» - яркие эмоциональные взрывы, проявляющиеся в том, что ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:
ü нарушение всех биоритмических процессов ( сон - бодрствование);
ü нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);
ü эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.
Кризис 3 лет.
Ребёнок начинает отделять себя от других людей, сознаёт свои возможности, ощущает себя источником воли. Сравнивает себя со взрослыми, возникает желание выполнять те же действия, что и они. Симптомы/черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. (Л.С. Выготский). Зарождение потребности в уважении и признании.
1. Негативизм (негативная реакция на требование или просьбу взрослого, а не на само действие; в основном с родными; негативизм не равно непослушание);
2. Упрямство (ребёнку важно не получить желаемое, а чтобы с его мнением считались; Настаивает даже если вещь не очень нужна);
3. Обесценивание (присуща всем кризисам; обесцениваются все привычки и ценности, которые раньше были дороги);
4. Строптивость (направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством);
5. Своеволие (стремление делать всё самому; самостоятельность не только физическая, но и намерений и взглядов);
6. Протест-бунт (часты ссоры детей с родителями);
7. Деспотизм (ребёнок диктует всем окружающим как себя вести, стремится чтобы его слушались и поступали так, как он говорит; часто, когда ребёнок один в семье или последний по счёту);
Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребёнка от взрослого.
Сущность кризиса трех лет, как и любого кризиса, заключается во "взрыве" прежней социальной ситуации развития. Основное новообразование - появление у ребенка "Я сам", следствием чего становится распад прежней социальной ситуации "мы".
Кризис трех лет, сопровождается следующими симптомами:
ü
Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых. Однако эта же просьба, высказанная другим человеком (не включенным в конкретную ситуацию), легко ребенком выполняется.
ü
Упрямство- реакция не на предложение, а на свое собственное решение.
ü
Симптом обесценивания. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами.
ü
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет свои специфические особенности. Строптивость носит более генерализированный и более безликий характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
ü Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года жизни, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла.
ü Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
"Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, постоянном конфликте с ними", - писал Л.Б. Выготский.
ü Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
Перечисленные симптомы "вращаются" вокруг выделения ребенком своего Я, с одной стороны, и изменения социальной ситуации - с другой. Это кризис социальных отношений ребенка с взрослыми.
• Итак, процесс формирования ребенка раннего возраста завершается возникновением центрального личностного образования в виде "системы Я". В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе. Все дальнейшее формирование личности теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе свои специфические особенности.
Кризис 7 лет.
Причины кризиса 7-ми лет – личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте. Основные признаки:
· Потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребёнка);
· Манерничание (появляются тайны, ребёнок начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т.д.);
· Синдром «горькой конфеты» (ребёнку плохо, но он этого не показывает);
· Трудности воспитания (ребёнок замыкается, становится неуправляемым);
Возникновение внутренней жизни ребёнка.
Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.
Божкович: период рождения социального «Я» ребёнка.
Изменение самосознания ведёт к переоценке ценностей. Изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы.
Выготский – обобщение переживаний.
Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет.Основные признаки этого кризиса:
• Потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
• Манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;
• Симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.
• В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка.
• Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.
• Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений.
• Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения.
• Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребенка в стенах данного учреждения.
Кризис пубертата.
Кризис подросткового возраста (12-14 лет). Меняются взаимоотношения подростков с окружающими: предъявляют повышенные требования к себе и ко взрослым, протест против общения как с маленькими. Многие становятся грубыми, неуправляемыми, игнорируют замечания (подростковый негативизм), или, наоборот, замыкаются в себе. Влияют внешние и внутренние факторы.
Внешние: контроль со стороны взрослых, зависимость и опека.
Внутренние: личностное развитие подростка, – привычки и черты характера меняются; Стремление к личностному совершенствованию (через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения); Критическое отношение к своим недостаткам; Негативные высказывания в его адрес могу привести к конфликтам.
Идёт усиленный рост организма, следовательно, есть поведенческие изменения (склонность к риску и к тому, что раньше находилось под запретом: многие пробуют курить, пить алкоголь, наркотики) и эмоциональные вспышки (сильно нервничают, обвиняют себя в несостоятельности, отсюда внутренние напряжения, справиться нелегко).
В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.
Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.
Кризис 30 и 40 лет.
Приблизительно 30 лет (иногда позже) большинство людей переживают кризисное состояние. Изменение представлений о своей жизни, иногда полная утрата интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже разрушение прежнего образа жизни.
Возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности» – жизненный замысел вообще оказался неверным. Если жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а развивает личность.
Кризис 30 лет – кризис смысла жизни. Поиски смысла существования. Переход от молодости к зрелости.
Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.
Кризис 40 лет – это как бы повторение кризиса 30 лет. Происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.
Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией.
· Проблем в профессиональной деятельности
· Обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них (окончательное осознание характера супружеских отношений.И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться).
В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». Могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.
20.
Предмет возрастной психологии.
Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Предметом возрастной психологии являются возраст, возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Возраст – цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д. Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек