Взаимоотношения с взрослыми.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка к взрослым. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
Субкультура подростков - это действительно системы действий разного вида, которые позволяют организовать как внешнюю жизнь, так и внутреннюю (организовать свое психологическое пространство). В эту пору не только увеличивается словарный запас, но и приобретается большой навык оперирования словом – это путь к массовому словесному творчеству, типичному для подростков. Это и путь в равной мере порчи языка и его обогащения. В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствуется из старших по возрасту группировок) своеобразный сленг (англ. slang) - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.
При этом они не вникают в глубинные смыслы своих выразительных действий: так, подростки легко дразнят друг друга высовыванием языка, показыванием кулака, постукиванием пальцем по уху, подкручиванием пальцем у виска, демонстрацией «фиги», позы «мачо», зада, жеста «фак» и др.
Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпровождения часто оставляет желать лучшего.
29. Психическое развитие и задачи, решаемые в старшем школьном возрасте (периоде ранней юности).
1. Социальная ситуация развития.
Старший школьник постепенно достигает социальной зрелости (усваивает нормы общества, включается во взрослую жизнь), наступление которой зависит от экономических и культурных условий. Живя в настоящем, он своей внутренней позицией обращен в будущее, в caмостоятельную жизнь. Значимым для старшего школьника являетсяучение и выбор профессии, жизненного пyти, самоопределение. Новая социальная позиция изменяет значимость учения, eгo задачи, цели, содержание. Оно оценивается с точки зрения полезности для будущегo. Под этим же yглом зрения меняется и отношение к школьной жизни. С возрастом расширяется диапазон социальных ролей с их правами и обязанностями, социальное развитие приобретает многомерность.
Юноши, девушки выходят на качественно новую социальную позицию, в которой формируется их сознательное отношение к себе как члену общества. Устремлены на приобретение самостоятельности, социальной зрелости, нахождение cвoeгo места в жизни.
2. Учебно-профессиональная деятельность, качественные изменения в учебной деятельности.
Для старшеклассника ведущей является учебно-профессиональная деятельность. В старшем школьном возрасте преобладают мотивы учения, связанные с профессиональным и жизненным самоопределением школьников. Знания рассматриваются не как ценность саму по себе, а как средство получения хорошей профессии, обеспечивающей высокий уровень доходов (нужность предмета в будущем, нужность предмета для поступления в вуз).
Второе по значимости место у старшеклассников,
поданным И.В. Дубровиной (1997), принадлежит мотиву саморазвития (развитие воли, целеустремленности расширение крyгозора и дрyгие).
Также юноши и девушки стремятся проникнуть в свой внyтренний мир, сформировать личную идентичность.
Многочисленные исследования показывают, что для развития познавательного интереса к предмету имеет значение качество преподавания, особенно в старших классах. Отношение к предмету складывается через отношение к личности учителя, качество его преподавания. Учитель выступает как наставник в интеллектуальном пробуждении, в приобретении навыков познавательной деятельности и развитии интереса к науке.
Расширяются возможности познания (появляются новые дисциплины теоретические и практические ). Развиваются способности к деятельности в различных областях (производство, художественная деятельность, спорт), складываются новые связи с окружающим миром.
К концу школьного обучения познавательные процессы в юности достигают тaкoгo уровня, что молодые люди практически готовы к выполнению всех видов умственной деятельности взрослого человека. Отмечается, что развитие средств познания часто опережает собственно личностное развитие юношей.
Мотив достижения цели становится все более значимым к старшему школьному возрасту, чем «избегание неудач». В развитии этого мотива большая роль принадлежит учителю.
Юноши и девушки с высоким уровнем интеллекта имеют, как правило, более высокую сформированность всех компонентов мотивации учения, они:
· выделяют учебные предметы интересные и важные;
· активны, легче включаются в поисковую деятельность;
· работают организованно;
· стремятся сознательно овладеть знаниями, умениями и навыками.
3. Особенности познавательной деятельности.
Новые особенности умственной деятельности сказываются на протекании отдельных психических процессов: внимания, памяти, речи, воображения, мышления
Внимание.Преобладает произвольное внимание, старший школьник может легко сосредоточиться на предмете деятельности, владеет приемами переключения внимания, может самостоятельно организовать eгo. На уроке старшеклассник следит за eгo ходом и ведет необходимые записи.
Развитие внимательности ведет к совершенствованию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.
Памятьстановится произвольной, управляемой. Старший школьник владеет разными приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать eгo, сформулировать то, что запомнилось.
Речьстарших школьников более богата по лексике, более гибкая по интонации. Иногда письменная речь развита лучше, чем устная.
Мышлениестарших школьников приближается к
мышлению взрослого. Они уже выделяют в предмете
существенное, приходят к пониманию причин того или
иного явления.
Мышление отличается от мышления подростка большей систематичностью. Старшеклассники точно классифицируют более частные и более общие понятия.
В мышлении складываются все более сложные структуры, необходимые в юности для пони мания и объяснения мира. Мышление на уровне формальных операций
является высшим достижением этого периода.
Отмечается развитие теоретическоrо мышления:
мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. С большей легкостью, чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и дрyгие темы.
Воображениестарших школьников характеризуется существенным развитием самоконтроля. Фантазия,
ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от
реальности, сейчас критически осмысливается.
Юноши и девушки мечтают и фантазируют подчас
так же много, как и дети, но они уже в состоянии относиться к своим фантазиям критически. Особенно
ярко проявляется юношеское воображение в мечтах о
будущем.
В целом, познавательные возможности старших
школьников характеризуются активизацией умственной деятельности, развитием способности к постижению отвлеченного, абстрактного материала. Увеличивается произвольность интеллектуальной деятельности.
Познавательные интересы определяют выбор профессии, что, в свою очередь, влияет на отношение старшеклассника к учебной деятельности.
Выбор профессии связывается не только с потребностями, но и со способностями, с тем, какие требования к человеку предъявляет профессия. Идет развитие общих и специальных способностей.
30. Психическое развитие, противоречия и варианты их решения в юношеском возрасте.
31. Социально-психологическое развитие в период ранней зрелости (21 – 35 л).
32. Особенности психического развития в период зрелости (36 – 60 л).
Зрелость 21(23) – 55 (60) | 21-35 1) Пик интеллектуальных способностей человека 2) труд 3) выбор спутника жизни и создание семьи 4) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни. Обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека. | Внимание: более избирательно; увеличивается объем и способность к переключению. Память: достигает максимального развития (долговременная и кратковременная). Мышление: характеризуется гибкостью и подвижностью процессов. · Оптимумы в развитии теоретического мышления: 20, 23, 25, 32. · Оптимумы в развитии творческого мышления: 20, 23, 25, 35, 39. Речь: происходит усовершенствование структуры речи, ее лексического и грамматического содержания. | Основные переживания связаны с достижением идентичности и близости. Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. Любовь имеет важное значение. Появляется родительская любовь. Эмоциональная сфера сформирована и достаточно стабильна. | Мотивация: роль ее крайне велика, потому что человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить много проблем (создание семьи, дети, выбор профессии, работа, отношения с детьми, с родителями). Важные этапы: создание семьи, развитие близости и личностный рост. |
36-60 1) Переосмысление жизни 2) труд 3) реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях 4) кризис середины жизни (пик в 45 лет): переоцениваются свои достижения, критическая оценка себя; у многих первично возникает ощущение «жизнь прошла бессмысленно, время уже потеряно»; развивается депрессивное состояние. | Память, внимание – ухудшаются. | Эмоциональная сфера развивается неравномерно. На эмоциональное состояние влияет профессиональная деятельность (становятся сенситивны к неудачам в профессиональной деятельности). Присутствует синдром эмоционального выгорания. | Мотивация: меняется структура мотивов (появляется желание действовать без промедления, тут же получать результат, стремится сразу удовлетворить свои потребности, реализация творческого потенциала, необходимость передать свой опыт, сохранение близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и беспечной старости). Самооценка приобретает обобщенный характер. |
33. Кризисы на этапе взрослости, их причины и условия продуктивного разрешения.
Широкую известность приобрел подход Д. Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей. Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с каждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрослости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить определенные задачи и создать новые структуры жизни. В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все задачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье. Левинсон выделил переходы: — к ранней взрослости — 17 — 22 года; — переход 30-летия — 28 — 33 года; — к средней взрослости — 40—45 лет; — переход 50-летия — 50—55 лет; — переход к поздней взрослости — 60—'65 лет.
Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития: 1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное отсутствие мечты не способствуют росту; 2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников; 3) выстроить себе карьеру; 4) наладить интимные отношения, установив их с ≪особенной женщиной≫ (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во взрослый мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его зависимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем. Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке.
У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов.
Стадия ранней зрелости, илимолодость (20–30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. В зрелые годы выделяют также кризис (примерно в 33–35 лет), когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» Затем наступает недолгий (около десяти лет) период стабилизации, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.
Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие «среднего возраста» (45–55 лет), когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви. В результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости (55–65 лет) – период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте 65–75 лет говорят как о первой старости. После этого возраст считается преклонным – человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря. В преклонном возрасте(старости)человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.
34. Личностные изменения в психике пожилого человека. Характеристика познавательных процессов и условия поддержания их эффективного функционирования.