Взаимоотношения с учителями. Взаимоотношения с родителями

Взаимоотношения с родителями

Следует блок вопросов, касающихся семьи подростка – Кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.), кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы.

Общение со сверстниками

Большую роль в жизни любого школьника играют различные коллективы. Поэтому в ходе беседы с подростками необходимо поинтересоваться такими вопросами, каковы его взаимоотношения со сверстниками в классе, во дворе, в спортивной секции и т.д. Необходимо выяснить, какое место подросток занимает в этих коллективах, особенно как к нему относятся одноклассники, какое место он хотел бы занимать в их среде. Подростки могут переживать из-за того, что при достаточно высоком рейтинге они не могут стать лидерами в классе. В то же время они могут оставаться равнодушными к низкому рейтингу среди своих одноклассников, поскольку школьный коллектив не является для них такой референтной группой, как, скажем, коллектив спортивной секции, в которой они занимаются. Необходимо в деликатной форме поинтересоваться отношениями подростка со сверстниками противоположного пола, с какими переживаниями это связано.

Психологический климат в классе

1. Всех учеников твоего класса волнуют твои успехи и неудачи?

А) всех; Б) некоторых; В) никого.

2. Хотел(а) бы ты перейти в другой класс (школу), если представилась бы такая возможность?

а) очень хотел(а) бы;

б) хотел(а) бы;

в) всё равно, все классы одинаковые;

г) хотел(а) бы остаться в этом классе;

д) ни за что не ушёл (ушла) бы;

3. Взаимоотношения учеников в твоём классе:

а) лучше, чем в других классах;

б) такие же, как в других классах;

в) хуже, чем в других классах;

4. Взаимоотношения учеников твоего класса с учителем:

а) лучше, чем в других классах;

б) такие же, как в других классах;

в) хуже, чем в других классах;

5. Отношение твоих одноклассников к учёбе:

а) лучше, чем в других классах;

б) такие же, как в других классах;

в) хуже, чем в других классах;

6. Оцени свой класс в баллах по десятибалльной системе

Взаимоотношения с учителями

Психологу важно знать отношение подростка с учителями, как оценивает их моральные и профессиональные качества. Как в ходе общения с ними он выражает свое отношение к ним - в какой форме.

Задание 3. Отношение к учению

1. Когда ты идёшь в школу, тебе обычно: а) весёло; б) грустно.

2. На уроке у тебя чаще всего: а) весёлое настроение; б) грустное настроение.

3. Когда ты сидишь на уроке, тебе хочется, чтобы он быстрее кончился, и началась перемена? а) да; б) иногда; в) нет.

4. Хотел бы ты, чтобы в школе остались одни перемены и игры? а) да; б) нет.

5. Если бы завтра не надо было идти в школу, ты бы обрадовался? а) да; б) нет.

6. Бывает ли урок настолько интересен, что тебе не хочется, чтобы он заканчивался? а) да; б) нет.

7. Часто ли уроки тебе не нравятся? а) да; б) нет.

8. Обычно в школе тебе хорошо? а) да; б) нет.

9. Радуешься ли ты, когда отменяются уроки? а) да; б) нет.

10. Каким карандашом (какого цвета) ты бы нарисовал урок? а) синим; б) красным; в) чёрным; г) жёлтым; д) коричневым; е) зелёным; ж) оранжевым; з) отказался бы рисовать.

11Найди и поставь любой знак напротив своего любимого школьного предмета: (перечень предметов)

12. Чем тебя привлекает этот предмет? а) интересно; б) легко; в) добрый, хороший учитель или пр.

13. Найди и поставь любой знак напротив своего самого нелюбимого школьного предмета: (перечень предметов)

14. Чем он тебе не нравится? а) неинтересно; б) слишком трудно; в) плохой, злой учитель; ..

15. Какой урок ты бы исключил из расписания? (перечень предметов)

16. Какой урок ты бы включил в расписание дополнительно? (перечень предметов)

17. Какой из предложенных ниже предметов самый интересный для тебя? (перечень предметов)

18. Если вдруг представится возможность не делать домашнее задание по одному из школьных предметов, по какому, из ниже перечисленных, ты обязательно сделаешь задание? (перечень предметов)

19. Если вдруг представится возможность не делать домашнее задание по одному из школьных предметов, по какому, из ниже перечисленных, ты не сделаешь задание? (перечень предметов)

20. Считаешь ли ты, что учёба необходима человеку для жизни, и нужно учиться как можно лучше?

а) да;

б) не обязательно;

б) нет.

11. Считаешь ли ты, что можно обойтись и без учёбы? а) да; б) нет.

12. Чем для тебя является время, проводимое в школе?

а) пустое времяпрепровождение;

б) время общения с друзьями;

в) возможность побегать, поиграть, пошутить;

г) время получения знаний, приобретения умений и навыков;

д) возможность развивать свои способности и как-то проявить себя.

Задание 4. Увлечения и интересы подростка

- Увлекаешься ли ты чем-нибудь? Что ты любишь больше всего делать? Какое занятие для тебя самое любимое? Есть ли у тебя хобби?

- Как ты относишься к спорту? Занимался ли ты каким-нибудь видом спорта? Если бросил заниматься, то почему? Собираешься ли возобновлять занятия?

- Любишь ли ты смотреть кино- и видеофильмы? Какие фильмы тебе нравятся больше всего? Кто твой любимый герой?

- Смотришь ли ты телесериалы? (расспросить его о любимых героях, об интересных эпизодах, кому сочувствует, кого ненавидит, как и кому из героев хотел бы помочь).

- Любишь ли ты читать? Какие книги тебе наиболее интересны? Какую книгу ты читаешь сейчас? Какую книгу ты только что прочитал? О чем она? Кто твой любимый автор? Кто твой любимый герой? Кому из книжных героев ты хотел бы подражать? (Задается большое количество вопросов в связи с тем, что дети иногда говорят, что они любят читать, просто для того, чтобы произвести хорошее впечатление.)

- Занимаешься ли ты в каком-нибудь кружке? (Если нет, то, в каком кружке хотел бы заниматься - технического творчества, драматическом, хореографическом, изобразительного искусства и т. д.)

- Есть ли у подростка вредные привычки - курение, алкоголизм, наркомания, игровые зависимости и т.д.

- Поинтересоваться, есть ли у подростка мечта. Если подросток затрудняется ответить на этот вопрос, то у него следует спросить, что он сделал бы, если бы у него была возможность обратиться к золотой рыбке и он мог загадать три любых желания, которые непременно исполнились бы.

- У подростка следует также выяснить, что и кого он больше всего ненавидит.

- Интерес представляет отношение подростка к созданию в будущем семьи: Создашь ли ты семью, когда вырастешь? Сколько бы тебе хотелось иметь детей? Хотел бы ты, чтобы родители жили вместе с тобой или отдельно? Рассчитываешь ли ты, что у тебя будет квартира, дача, дом, машина и т.д. Как быстро? Как ты собираешься достичь материального благополучия — сам, с помощью родителей и т. д.? (затруднения в ответах чаще возникают у тех подростков, у которых наблюдаются конфликтные отношения с родителями, отсутствие жизненных планов, низкая самооценка).

- Чтобы разобраться в степени религиозности подростка и характере ее влияния на его личность, необходимо поинтересоваться не только тем, верит ли подросток в бога, но и установить, насколько глубоко он верит, как свою веру переживает. Это можно сделать с помощью следующих вопросов: Веришь ли ты в бога? Ходишь ли ты в церковь? Как часто ты посещаешь церковь? Что значит любить бога? Как к твоей религиозности относятся родители? Знаешь ли ты божественные заповеди и молитвы? Отмечаешь ли религиозные праздники? Какие религиозные праздники ты знаешь? Какой религиозный праздник недавно прошел? Как ты его отмечал? К какому религиозному празднику ты готовишься? Что ты для этого делаешь?

Задание 5. Отдельные стороны личности подростка

1. Способности - поинтересоваться, как школьник сам оценивает свои возможности: считает ли он, что обладает какими-то выдающимися способностями или обладал ими раньше.

2. Волевая регуляция подростка. Возможны следующие вопросы:

– Есть ли у тебя какие-либо трудности в жизни? Как ты их преодолеваешь?

– Как себя ведешь, когда у тебя что-либо не получается, например, задача по математике, чертеж, сборка велосипеда, шитье платья? (Естественно, содержание вопроса зависит от пола, интересов и возраста подростка.)

– Всегда ли доводишь начатое дело до конца или часто бросаешь его на полпути?

– Считаешь ли себя организованным человеком? Придерживаешься ли определенного распорядка дня?

– Если перед выполнением намеченного дела твое внимание привлечет более интересное, но менее важное занятие, что ты предпочтешь? Например, классный руководитель попросил тебя прийти к определенному часу в школу, чтобы помочь оформить новый стенд, но перед выходом из дома ты обнаруживаешь, что по телевидению показывают новый интересный фильм с участием твоих любимых героев, который давно хотел посмотреть. Какое решение примешь — пойдешь в школу или останешься дома смотреть фильм?

– Считаешь ли ты себя ленивым человеком? Считают ли тебя ленивым учителя, родители, друзья?

– Хотел бы стать более смелым человеком, чем ты есть сейчас?

3. Эмоциональная сфера. Можно задать следующие вопросы:

– Какое настроение обычно бывает у тебя? Легко ли расстраиваешься, огорчаешься? Что чаще всего тебя огорчает?

– Быстро ли твое настроение нормализируется, или ты долго переживаешь то, что случилось? Как ты реагируешь на то, что тебя расстраивает, — раздражаешься, плачешь, делаешь вид, что ничего не произошло, чувствуешь в душе горечь, обиду?

– Испытываешь ли ты чувство тоски, страха, тревожности, одиночества, подавленности? Возникает ли у тебя чувство вины за что-либо?

– Как ты засыпаешь? Быстро или долго ворочаешься с боку на бок? Какой у тебя сон – поверхностный или глубокий? (Если подросток не понимает вопроса, то ему надо объяснить, что поверхностный сон — это сон чуткий, когда человек вроде бы и спит, но при малейшем шорохе просыпается и т. д.) Видишь ли сны? Какие сны ты видишь — цветные или черно-белые? Сколько часов спишь, высыпаешься или нет? Часто ли плохо спишь или в какие-то определенные дни, когда происходят определенные события в твоей жизни? Как встаешь — тяжело или легко? Какие испытываешь ощущения после сна — бодрость, вялость, разбитость или ощущение, что вовсе не спал?

Характер.

– Доволен ли ты своим характером? Какие черты характера тебе нравятся? Какие не нравятся? Как окружающие относятся к недостаткам твоего характера? Как ты реагируешь на это? Пытаешься ли ты исправлять негативные черты своего характера? Что для этого делаешь? Доволен ли характером близких людей, учителей, одноклассников? Какие черты характера тебе больше всего нравятся в людях, а какие больше всего не нравятся?

В заключение нужно поблагодарить подростка за содержательную беседу, за то, что он добросовестно ответил на вопросы. Можно отметить наиболее интересные моменты в его высказываниях, оригинальные замечания, сделанные подростком.

Обработка результатов и выводы. Оценивая результаты ответов на вопросы, сделайте выводы о личностном развитии подростков, об отношении к школе, о познавательных предпочтениях и пр.

ДОКУМЕНТАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ НА ПРОВЕРКУ: протоколы беседы с подростком, общий отчет, рекомендации по организации среды развития для данного ребенка.

Преподаватель: к.пс.н., доцент Фокина Ирина Владимировна

Наши рекомендации