Математические методы исследования

Шкалирование –диагностический метод измерения, с помощью которого реальные качественные явления получают свое числовое выражение посредством количественных оценок.

Область применения шкалирования:

· оценка уровня сформированности, развития качеств, свойств личности;

· получение дополнительных данных при применении других методов исследования (наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.);

· выявление отношения обучающихся, педагогов, родителей к различным аспектам образовательного процесса, социальным явлениям и пр.

Виды шкал:

· оценочные;

Например:

Оцените степень эффективности игры как метода обучения:

– очень эффективен – (+2)

– достаточно эффективен – (+1)

– малоэффективен – (0)

– неэффективен – (–1)

– абсолютно неэффективен – (–2)

· поперечные профили;

Например:

Как Вы относитесь к новациям в обучении?

Проявляю большой интерес 5 4 3 2 1 0 Не проявляю никакого интереса вообще
Всегда стараюсь применять 5 4 3 2 1 0 Не применяю никогда в своей работе
Очень стараюсь предлагать новые формы 5 4 3 2 1 0 сам Не предлагаю никогда и методы обучения

· шкалы ответов по принципу противоположности:

Например:

Что является достоинствами и недостатками инновационных методов обучения?

Достоинства Недостатки
Высокий уровень интереса Обучающихся Высокие затраты сил и времени преподавателя
Высокое качество знаний Материалоемкость
Технологичность Сложность овладения технологией

· шкалы-градусники;

Например:

Сколько времени (мин.) у Вас уходит на занятии на включение студентов в активную работу?

Математические методы исследования - student2.ru

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 и т. д.

Экспресс-шкалирование.Назначение этого метода – осуществление текущих экспресс-измерений в ходе педагогического, методического мероприятия с целью диагностики микроизменений в состоянии людей, отношения к событиям и т. д.

Например:

Обстоятельства проведенияэкспресс-шкалирования–педагогический совет-дискуссия «В чем смысл педагогической работы?»

Технология проведения:

· В начале педагогического совета преподавателям раздаются бланки:

Дата: Время: Кафедра:
Пол: Возраст: Пед. стаж:
С каким настроением Вы пришли на педагогический совет?
А Б В Г
С большим интересом Пришел, потому что обязан. Буду делать все, что требуют Не уверен, что могу ответить на этот вопрос К участию в педсоветах абсолютно безразличен

· Преподаватели подчеркивают (обводят, закрашивают) ту букву, которая соответствует их варианту ответа.

· Члены аналитической группы собирают бланки и осуществляют обработку и анализ полученных данных по формуле:

N1 × A + N2 × Б + N3 × В + N4 × Г N1 × 5 + N2 × 4 + N3 × 3 + N4 × 2

О1 = ------------------------------ = --------------------------------, где

N1 + N2 + N3 + N4 N1 + N2 + N3 + N4

N – количество выбранных букв, причем каждой букве соответствует определенное количество баллов:

А = 5; Б = 4; В = 3; Г = 2.

О1 – оценка отношения учителей к педагогическому совету, которая может лежать в интервале от 2 до 5.

· В конце педсовета процедура повторяется. В бланке формулируется вопрос, коррелирующий с первым. Например, «удовлетворены ли Вы ходом и итогами педсовета?». Возможные варианты ответов: А – да, очень; Б – думаю, что удовлетворен; В – не знаю, не могу точно сказать; Г – не удовлетворен. Вычисление средней оценки удовлетворенности О2 производится по аналогичной формуле.

· Осуществляется анализ произошедших микроизменений в отношении преподавателей к педагогическому совету (теме, избранной форме проведения) с помощью вычисления его педагогического эффекта П = О2 – О1. Положительное число будет говорить о достижении цели педагогического совета, отрицательное – о постигшей неудаче.

· Разрабатываются меры по коррекции методики подготовки и проведения педагогических советов.

Осуществляя регулярно такую диагностику, можно проследить динамику отношения преподавателей к педагогическим советам, а, следовательно, и их эффективности. Фактически таким образом осуществляется мониторинг эффективности педагогических советов в учебном заведении.

Обобщение регулярно получаемых данных целесообразно представить в форме таблицы:

Наши рекомендации