Математические методы исследования
Шкалирование –диагностический метод измерения, с помощью которого реальные качественные явления получают свое числовое выражение посредством количественных оценок.
Область применения шкалирования:
· оценка уровня сформированности, развития качеств, свойств личности;
· получение дополнительных данных при применении других методов исследования (наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.);
· выявление отношения обучающихся, педагогов, родителей к различным аспектам образовательного процесса, социальным явлениям и пр.
Виды шкал:
· оценочные;
Например:
Оцените степень эффективности игры как метода обучения:
– очень эффективен – (+2)
– достаточно эффективен – (+1)
– малоэффективен – (0)
– неэффективен – (–1)
– абсолютно неэффективен – (–2)
· поперечные профили;
Например:
Как Вы относитесь к новациям в обучении?
Проявляю большой интерес 5 4 3 2 1 0 Не проявляю никакого интереса вообще |
Всегда стараюсь применять 5 4 3 2 1 0 Не применяю никогда в своей работе |
Очень стараюсь предлагать новые формы 5 4 3 2 1 0 сам Не предлагаю никогда и методы обучения |
· шкалы ответов по принципу противоположности:
Например:
Что является достоинствами и недостатками инновационных методов обучения?
Достоинства | Недостатки |
Высокий уровень интереса Обучающихся | Высокие затраты сил и времени преподавателя |
Высокое качество знаний | Материалоемкость |
Технологичность | Сложность овладения технологией |
· шкалы-градусники;
Например:
Сколько времени (мин.) у Вас уходит на занятии на включение студентов в активную работу?
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 и т. д.
Экспресс-шкалирование.Назначение этого метода – осуществление текущих экспресс-измерений в ходе педагогического, методического мероприятия с целью диагностики микроизменений в состоянии людей, отношения к событиям и т. д.
Например:
Обстоятельства проведенияэкспресс-шкалирования–педагогический совет-дискуссия «В чем смысл педагогической работы?»
Технология проведения:
· В начале педагогического совета преподавателям раздаются бланки:
Дата: Время: Кафедра: | |||
Пол: Возраст: Пед. стаж: | |||
С каким настроением Вы пришли на педагогический совет? | |||
А | Б | В | Г |
С большим интересом | Пришел, потому что обязан. Буду делать все, что требуют | Не уверен, что могу ответить на этот вопрос | К участию в педсоветах абсолютно безразличен |
· Преподаватели подчеркивают (обводят, закрашивают) ту букву, которая соответствует их варианту ответа.
· Члены аналитической группы собирают бланки и осуществляют обработку и анализ полученных данных по формуле:
N1 × A + N2 × Б + N3 × В + N4 × Г N1 × 5 + N2 × 4 + N3 × 3 + N4 × 2
О1 = ------------------------------ = --------------------------------, где
N1 + N2 + N3 + N4 N1 + N2 + N3 + N4
N – количество выбранных букв, причем каждой букве соответствует определенное количество баллов:
А = 5; Б = 4; В = 3; Г = 2.
О1 – оценка отношения учителей к педагогическому совету, которая может лежать в интервале от 2 до 5.
· В конце педсовета процедура повторяется. В бланке формулируется вопрос, коррелирующий с первым. Например, «удовлетворены ли Вы ходом и итогами педсовета?». Возможные варианты ответов: А – да, очень; Б – думаю, что удовлетворен; В – не знаю, не могу точно сказать; Г – не удовлетворен. Вычисление средней оценки удовлетворенности О2 производится по аналогичной формуле.
· Осуществляется анализ произошедших микроизменений в отношении преподавателей к педагогическому совету (теме, избранной форме проведения) с помощью вычисления его педагогического эффекта П = О2 – О1. Положительное число будет говорить о достижении цели педагогического совета, отрицательное – о постигшей неудаче.
· Разрабатываются меры по коррекции методики подготовки и проведения педагогических советов.
Осуществляя регулярно такую диагностику, можно проследить динамику отношения преподавателей к педагогическим советам, а, следовательно, и их эффективности. Фактически таким образом осуществляется мониторинг эффективности педагогических советов в учебном заведении.
Обобщение регулярно получаемых данных целесообразно представить в форме таблицы: