Эмпирические методы познания

Познание мира

Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры.

Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).

Познание бывает чувственное и рациональное:
(+ интуиция- озарение без опоры на логическое мышление)

I) Чувственное познание:

ФОРМЫ

1) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

2) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

3) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

ОСОБЕННОСТИ:

· непосредственность;

· наглядность и предметность;

· воспроизведение внешних свойств и сторон.

II) Рациональное познание:/От лат. ratio – разум/

ФОРМЫ

1) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

2) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение

3) Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

ОСОБЕННОСТИ:

· опора на результаты чувственного познания;

· абстрактность и обобщенность;

· воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

ВИДЫ ЗНАНИЙ

· Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)

· Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

· Художественное – строится на образе. Целостное отображение мира в образах. Научное– строится на понятиях . Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают абстрактные формы

· Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

· Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

· Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

§ Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Критерии истины:

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика – ведущий критерий истины!!!

Роль практики в процессе познания

-Практика как основа познания

-Практика как цель познания

-Практика как критерий истины

Абсолютная истина – исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке, обществе. Знание, которое никогда не может быть опровергнуто. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.

Относительная истина – неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития обществе, знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

И абсолютная и относительная истина содержат объективное знание о предмете !!!!!

Объективная истина – знание, не зависящее от субъекта познания

НАУКА

Наука – форма духовной деятельности людей, особая система знаний, направленная на производство знаний о природе, общество и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Научное познание – особ. Вид познавательной дея-ти, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

!! вклю­ча­ет в себя за­ко­ны, прин­ци­пы, по­ня­тия, кон­цеп­ции !!!! в его основе лежит логическое мышление.

Особенности:

1. Объективность

2. Наличие понятийного апаррата

3. Методология

4. Доказательность

5. Системность

6. Универстальность

7. Признанность научным сообществом

§ Уровни научного познания:

Эмпирический – выявление объективных фактов со стороны их очевидных взаимосвязей

Формы научного познания

1. Научный факт

2. Эмпирический закон

Теоретический – выявление фундоментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Формы научного познания

1. Проблема

2. Гипотеза

3. Теория

Эмпирические методы познания

Основойэмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

§ наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

§ эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

§ измерение - определение отношения измеряемой величины к

§ эталону (например, метру);

§ сравнение / описание предметов и явлений — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Наши рекомендации