Основы исследовательской и проектной деятельности дошкольников и младших школьников в условиях введения ФГОС
МОУ СОШ №3 г.Кулебаки
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Исследуем окружающий нас мир»
Основы исследовательской и проектной деятельности дошкольников и младших школьников в условиях введения ФГОС
Научные руководители:
Л.А. Шевцова, к.п.н., зав. кафедрой информационных технологий,
Авторы-разработчики программы:
О.И. Чекмаева, учитель нач. классов МОУ СОШ № 3
М.А. Безумнова, учитель нач. классов МОУ СОШ № 3
Н.Н. Комарова, учитель нач. классов МОУ СОШ № 3
Нижегородская область
Г.Кулебаки
Г.
Содержание
Пояснительная записка
Содержание курса
Модуль 1. «Готовимся стать исследователями»
1.1.1 Содержание программы
1.1.2 Примерное тематическое планирование первого года обучения
1.1.3 Планируемые результаты и критерии их отслеживания
Модуль 2. «Мы маленькие исследователи»
1.2.1 Содержание программы
1.2.2 Примерное тематическое планирование второго года обучения
1.2.3 Планируемые результаты и критерии их отслеживания
Модуль 3. «Мы и окружающий мир»
1.3.1 Содержание программы
1.3.2 Примерное тематическое планирование третьего года обучения
1.3.3 Планируемые результаты и критерии их отслеживания
Модуль 4. Курс «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество»
1.4.1. Содержание программы
1.4.2. Примерное тематическое планирование третьего года обучения
1.4.3. Планируемые результаты и критерии их отслеживания
Список литературы
Приложение
Пояснительная записка
В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний.
Исследовательская деятельность опирается на присущую ребенку от природы потребность познания действительности. Маленький ребёнок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на вопросы – важнейшие черты поведения ребёнка как дошкольного, так и младшего школьного возраста.
Актуальность программы «Окружающий нас мир» состоит в том, что проблема формирования исследовательских умений является актуальной на современном этапе в условиях введения новых стандартов начального образования. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребёнка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из более частных задач является задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников.
Новые образовательные стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Концепция современного образования и требования стандартов указывают, что к результатам, которые подлежат оценке в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:
- системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
- умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений.
В связи с этим возникает необходимость формирования УУД (универсальных учебных действий), способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Очень важно учитывать, что процесс обучения основам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов. Перед начальной школой возникает необходимость учитывать, поддерживать и развивать достижения дошкольного развития детей. Таким образом, возникает проблема преемственности между дошкольным и школьным учреждениями.
Использование современных средств ИКТ для овладения учащимися методами исследовательской деятельности позволит повысить уровень подготовки дошкольников к началу образовательной деятельности и усилит интерес учеников начальной школы к более глубокому изучению школьных дисциплин, имеющих исследовательскую направленность. Формирование способности младших школьников грамотно применять ИКТ является одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.
Цель программы:
· овладение младшими школьниками основами исследовательской деятельности;
· повышение у учащихся грамотности в области компьютерных технологий
Задачи программы:
· формирование и развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста познавательных потребностей и способностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности;
· развитие навыков продуктивного взаимодействия и учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
· широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды для формирования универсальных учебных действий обучающихся;
· формирование ИКТ-компетентности обучающихся, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 6 – 11 лет.
Направленность программы
Общеинтеллектуальное развитие личности дошкольников и младших школьников, овладение ими основами исследовательской и проектной деятельности.
В рамках программы учащиеся получают начальные навыки владения такими программными продуктами, как Microsoft Office Paint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel и Microsoft Office Power Point.
Ключевые идеи и принципы
Принцип преемственности дошкольного, начального и основного общего образования:
- обучение дошкольников и младших школьников началам исследовательской деятельности осуществляется через занятия в детском саду и уроки в школе, а также через дополнительное образование. Данная программа может служить необходимой базой для дальнейшей учебно-исследовательской деятельности учащихся в средних и старших классах.
Модульный принцип:
- программа состоит из логически завершенных учебных элементов - модулей, содержащих детально разработанное методическое обеспечение, адресованное учителю и учащемуся, учебные материалы, необходимые для освоения модуля (включая задания для самоконтроля), процедуру контроля усвоения содержания обучения, включённого в модуль.
Принцип научности
- предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, педагогическое взаимодействие направлено на развитие у учащихся познавательной активности, критического мышления, творчества.
Принцип целостности
- развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход. Заложенные в программе образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельностиявляются основами личностно-ориентированного, развивающего обучения.
Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате реализации программы будут сформированы личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
Личностные:
1. Сформированность познавательных мотивов.
2. Интерес к новому.
3. Интерес к способу решения и общему способу действия.
4. Сформированность социальных мотивов.
5. Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
6. Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
7. Уровень развития моральных суждений.
8. ·Критическое отношение к информации и избирательности её восприятия;
Регулятивные:
1. Регулировать весь процесс выполнения исследования; четко выполнять требования познавательной задачи
2. Самостоятельно формулировать познавательную цель
4. Осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
3. Уметь планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль)
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны'х характеристик;
- ·контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- ·коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные:
1. Осуществление ·самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
4. Структурирование знаний.
5. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
6. Умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
7. Умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
8. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
9. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
10. Доказательство.
11. Выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
3. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
4. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
5. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
6. Умения осуществлять:
·обмен гипермедиасообщениями;
·выступление с аудиовизуальной поддержкой;
·фиксацию хода коллективной/личной коммуникации;
·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика (в том числе для самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
·поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
·поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
·развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
·формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
I. Содержание курса
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи курса:
- Беседа с детьми «Между небом и землёй».
- Беседа с родителями «Ваши дети – маленькие исследователи».
Раздел 4. Подведение итогов. Подготовка и проведение итогового занятия: «Какие мы исследователи»
-Подведение итогов (игры – тренинги по изученным темам).
- Игра «Знаю, умею».
- Итоговое занятие: «Какие мы исследователи».
- Фестиваль детского творчества «Мы - исследователи».
1.1.2 Примерное тематическое планирование первого года обучения
№ | Наименование тем | Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Введение 1.1. Предмет и задачи курса 1.2. Как можно изучать окружающий нас мир | ||||
Готовимся стать исследователями 2.1. Учимся наблюдать 2.2. Учимся видеть проблему 2.3. Учимся проводить опыты 2.4. Учимся задавать вопросы | ||||
Помощники исследователей 3.1. Специалисты 3.2. Справочная литература 3.3. Компьютерные развивающие игры | ||||
Подведение итогов. Подготовка и проведение итогового занятия: «Какие мы исследователи». | ||||
Презентация и оформление проектов. Резерв | ||||
Итого: |
Планируемые результаты и критерии отслеживания
Планируемые результаты | Критерий сформированности | Способ оценки/ Диагностика | Примечания |
Личностные результаты | - мотивация к учебной деятельности - Интерес к новому | Портфолио достижений | |
Метапредметные результаты | - Умение осуществлять действия по образцу - Умение видеть указанную ошибку и исправлять её | Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) Тест Керна-Иерасека | Диагностика готовности ребенка к школе |
В началевторого года обучения (учащиеся второго класса) занятия по программе продолжаются. На первых занятиях дети рассказывают о результатах наблюдений и опытов, которые они проводили в летнее время. Дети проводили наблюдения и опыты по схеме, составленной совместно с ними учителем. (Приложение №2)В ходе занятий расширяется опыт детей по проведению наблюдений и экспериментов, как важнейших методов исследования и источников информации.
Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Введение
Предмет и задачи курса
- Диагностика «Хочу быть исследователем».
Кто такие исследователи?
- Беседа «Что такое исследование? Кто такие исследователи?»
- Игра «в исследователей».
- Игра «Исследовать мир можно по-разному».
Как провести эксперимент?
- Беседа «Что такое эксперимент?»
- Упражнения: «Кто и что звучит громче всех?», «Кто самый быстрый?»
- Эксперименты с домашними животными (с помощью родителей).
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
- Беседа «Правила поведения в компьютерном классе».
- Организация работы в Microsoft Office (совместно с родителями).
- Создание пробной презентации.
Мини-исследование
- Мини-исследование «Живая природа зимой» (экскурсии в зимний лес).
- Мини-исследование «Живая природа зимой». Работа с разными источниками информации.
Подготовка и проведение мини-конференции
-Подведение итогов (игры-тренинги по изученным темам).
- Конференция «Старт в науку».
1.2.2 Примерное тематическое планирование второго года обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Введение 1.1. Предмет и задачи курса. 1.2. Кто такие исследователи? | ||||
Мы – исследователи 2.1. Как провести эксперимент? 2.2. Выполняем логические операции. 2.3. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. 2.4. Учимся делать выводы и умозаключения. | ||||
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | ||||
Мини-исследование. | ||||
Подготовка и проведение мини-конференции. | ||||
Итого: |
Планируемые результаты и критерии отслеживания
Планируемые результаты | Критерий сформированности | Способ оценки/ Диагностика | Примечания |
Личностные результаты | -Сформированность познавательных мотивов - Осознанное представление о качествах хорошего ученика | Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г. Ю. Ксензовой) Методика «Хороший ученик» Портфолио достижений | |
Метапредметные результаты | - Умение осуществлять действия: анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей - Умение подобрать соответствующие методы исследований - Умение работать MS Office / OpenOffice | Методика Э.Ф.Замбицявичене Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминская) Анкета №3 «Использование различных источников информации при подготовке исследований» Анализ результатов участия учеников в предметных олимпиадах, конкурсах и викторинах, в том числе и сетевых |
Содержание программы третьего года обучения
Раздел 1. Введение
Предмет и задачи курса
- Беседа «Как написать исследовательскую работу».
- Коллективная игра-исследование.
Темы исследования
- Беседа «Какие могут быть темы исследования».
- Практикум «Правила выбора темы».
- Занятие «Классификация тем для исследования».
- Работа с памятками.
Цель и задачи исследования
- Беседа «Как поставить цель».
- Беседа «Как определить задачи».
- Практическое занятие «Цель и задачи моего исследования».
Гипотеза исследования.
- Беседа «Что такое гипотеза?»
- Практическое занятие «Гипотезы моего исследования»
Организация исследования
- Беседа «Методы исследования».
- Практическое занятие «План моего исследования».
2.5. Отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации
- Беседа «Родитель – помощник и техник».
- Беседа «Как отобрать нужные материалы для работы»
- Практическое занятие «Отбор материала и составление текста защиты исследования».
- Подготовка презентации.
Оформление проекта в сети Интернет
- Практическое занятие «Знакомство с исследовательскими проектами в сети Интернет».
- Оформление проекта в среде Letopisi.ru (совместно с учителем и родителями)
1.3.2 Примерное тематическое планирование третьего года обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Введение 1.1 Предмет и задачи курса. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. | ||||
Этапы исследования 2.1 Темы исследования 2.2 Цель и задачи исследования. 2.3 Гипотеза исследования. 2.4 Организация исследования. 2.5 Отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. | ||||
Защита исследования 3.1 Конференция учебно-исследовательских работ младших школьников. 3.2 Оформление проекта в сети Интернет. | ||||
Итого: |
Планируемые результаты и критерии отслеживания
Планируемые результаты | Критерий сформированности | Способ оценки/ Диагностика | Примечания |
Личностные результаты | -Сформированность социальных мотивов - Уровень развития моральных суждений - Осознание необходимости самосовершенствования | Портфолио достижений Анкета «Оцени поступок» по Э. Туриелю в модификации Е. Кургановой | |
Метапредметные результаты | - Умение выдвигать гипотезы, обосновывать и доказывать свою точку зрения - Умение владеть вербальными и невербальными средствами общения - Умение договариваться, находить общее решение - Умение использовать в своей работе Интернет- ресурсы | Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант) Участие в проекте Дневник.ру, Letopisi.ru |
Содержание программы четвертого года обучения
Раздел 1. Введение
- Обзор «Найдите кого-то, кто …»;
- Основы работы на компьютере;
- Поиск в Интернете;
- Местное сообщество;
Раздел 2. Графика.
- Обзор рисунков;
- Задания по рисованию;
- Почтовая марка;
- Фоновый рисунок рабочего стола;
- Обзор способов рисования;
- Почтовая открытка;
- Знаки. Карта.
- Презентация.
Раздел 3. Работа с текстом.
- Обзор редактора Word;
- Задания по работе в редакторе Word;
- Справочник. Календарь. Статья;
- Презентация;
- Оценивание работ.
Раздел 4. Таблицы.
- Обзор работы с таблицами;
- Задания по работе с таблицами;
- Адресная книга. Опрос;
- Транспорт. Статистика. Бюджет;
- Презентация;
- Оценивание работ.
Раздел 5. Мультимедиа.
- Обзор работы с мультимедиа приложениями;
- Задания по работе с мультимедиа приложениями;
- Реклама. Шкала времени;
- Мой герой. Программа новостей.
- Таланты;
- Презентация и оценивание работ;
Раздел 6. Повторение.
- Повторение – задание «Альбом на память»;
- Презентация.
Раздел 7. Проект.
- Планирование проекта;
- Создание проекта;
- Проверка проекта;
- Презентация.
Примерное тематическое планирование четвёртого года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Знакомство с курсом. | |||
2. | Графика. | |||
3. | Работа с текстом. | |||
4. | Электронные таблицы. | |||
5. | Мультимедиа. | |||
6. | Повторение. | - | ||
7. | Проект. | |||
Итого: |
Оценка работы учащихся
Работа учеников. Если в ней присутствуют все обязательные элементы, то работа «соответствует требованиям», если пропущены один или несколько элементов – «приближается к требованиям», если кроме обязательных элементов присутствуют еще и дополнительные – работа «превышает требования».Все обязательные требования перечислены в разделе «Проверка» каждого учебного занятия. Точно так же оценивается альбом на память и проект. Если у учителя возникнет необходимость перевести данную систему оценки в баллы для выставления в школьный журнал, он может самостоятельно разработать шкалу перехода, предварительно объяснив ее ученикам. Не рекомендуется вообще использовать отрицательные оценки работы учеников, давая возможность на занятии внести необходимые изменения до уровня «Соответствует требования». Для ученика гораздо важнее поддержка со стороны учителя в процессе работы над заданием, чем оценка результата.
КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
На уроке – презентации работ учащиеся демонстрируют работы, созданные на занятиях по рассмотренной профессии. На основе таблицы критериев, выставляется оценка каждой работы. При этом оценивание может проводить как учитель, так и группа экспертов, выбранная из учащихся класса. Возможен вариант выставления оценки на основе усредненной: самооценка группы, оценка класса, оценка учителя.
Превышает требования | Соответствует требованиям | Приближается к требованиям | ||
Критерии | Оригинальность | Работа высоко оригинальна, использовано уникальное сочетание средств, творчески иллюстрирующих идею работы | В работе использован оригинальный дизайн, иллюстрирующий предложенную тему | Работа частично оригинальна, некоторые элементы скопированы с иллюстрации в учебнике или у других учеников |
Обязательные элементы | Выполнены все обязательные элементы раздела «Проверка». А также один или два элемента «Дополнительных возможностей» выполнены полностью | Выполнены все обязательные элементы раздела «Проверка». «Дополнительные возможности» не использованы | Выполнена большая часть, но не все, обязательные элементы раздела «Проверка». «Дополнительные возможности» не использованы | |
Технические навыки | Для создания работы использовано множество различных технических навыков, каждый из которых необходим для реализации идеи работы | Для создания работы использованы минимально-необходимые технические навыки. | Технические навыки были использованы для создания работы, но некоторые, необходимые для выполнения работы нуждаются в совершенствовании | |
Выразительность | Цвета, размеры шрифта и другие элементы точно соответствуют характеру информации, и гармонично передают замысел работы | Выбор цвета, размера шрифтов и других элементов соответствует характеру информации, но наблюдается отсутствие некоторой необходимой информации | В работе отсутствует важная информация. Размеры шрифта, цвет и другие детали нуждаются в улучшении. В целом сочетание выбранных цветов и шрифтов отвлекает от целостного восприятия замысла работы | |
Сотрудничество | Пара постоянно работала вместе, ребята помогали друг другу планировать, работать над заданием, проверять и демонстрировать свою работу | Большую часть времени пара работала вместе, помогая друг другу планировать, работать над заданием, проверять и демонстрировать свою работу | Пара работала вместе и помогала друг другу не всегда. Чаще всего один человек выполнял большую часть работы |
Если по большинству параметров работа удовлетворяет:
· разделу Превышает требования, то выставляется оценка – 5,
· разделу Соответствует требованиям – оценка 4,
· разделу Приближается к требованиям – оценка 3.
Ниже приведена таблица, которую можно использовать для оценивания итоговых проектов.
Умение классифицировать
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
Сравнивать и классифицировать игрушки, знакомые предметы, делать вывод о принадлежности к общему родовому понятию. Учиться делать вывод из сравнения двух несложных объектов вербального характера. Отвечать на ряд вопросов по общей теме. | На основе сопоставления несложных практических, наглядных, словесных объектов формулировать обобщения. Проводить простейшую группировку и систематизацию объектов и явлений. На основе анализа учебных рисунков, таблиц и схем знакомиться с простейшими способами обобщения. Анализировать и сравнивать простейшие организационные и практические действия и их результаты, делать выводы по итогам анализа сравнения Осуществлять весь комплекс действий, составляющий обобщение: проводить отбор необходимых объектов, сравнивать их по определенным признакам, делать выводы. Оформлять их в виде условной схемы, правильного умозаключения. |
Умение сравнивать
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения |
Учить соотносить на однотипном материале два предмета, два живых организма, две картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить слоги и слова. Приводить сравнение на однотипном материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличия или сходства) | Сопоставлять противопоставлять по конкретным признакам два предмета, слова, предложения. Сравнивать информацию на слух, анализировать и сравнивать поступки героев из сказок. Учиться последовательности сравнения и его целенаправленности. Уметь завершать суждения простым логическим выводом. | Учиться полному сравнению с соблюдением его последовательности: определение объекта и цели сравнения; выделение основных признаков; установление отличий и сходства; формулировка выводов. Проводить сравнение двух объектов с введением третьего. Продолжить формирование умения сравнивать до качественной ступени, за которой идет обобщение. | |
Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе находить сходство и отличие. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей логической оценкой. |
Самостоятельные исследования
После того, как были проработаны этапы проведения исследования, можно давать задания для самостоятельного исследования. Из новых средств им понадобится "Папка исследователя". Папка - это лист картона с кармашками, куда будут вкладываться методы исследования. Выбрав тему, каждый ученик получает папку и начинает действовать самостоятельно. Задача - собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации; обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования. Докладчик должен донести одноклассникам информацию, которую получил в ходе исследования. И не важно, что доклады очень простые, а важно, что у детей формируются качества творческой личности. Работу по исследованию можно организовать не только индивидуальную, но и парную, групповую. На таких занятиях учителя получают дополнительные воспитательные возможности.
Весь четвёртый год обучения дети уверенно ведут поисковую работу по сбору информации на различных предметах: окружающем мире, литературном чтении, изобразительном искусстве, технологии. Подготовленные сообщения используются на уроке, как при сообщении нового материала, так и для углубления имеющихся знаний.
Исследовательский путь познания помогает школьнику увидеть гармонические связи между явлениями и фактами, картину природы как связного целого, это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Оформление проекта в сети
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? Это достаточно серьезный вопрос.
Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:
· цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
· цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
Проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Материал из Iteach
Содержание проекта
1. Автор проекта
2. Предмет
3. Краткая аннотация проекта
4. Вопросы, направляющие проект
5. Основополагающий вопрос
6. Проблемные вопросы
7. Учебные вопросы
8. План проведения проекта
9. Визитная карточка проекта
10. Публикация учителя
11. Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
12. Пример продукта проектной деятельности учащихся
13. Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
14. Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
15. Полезные ресурсы
16. Проекты с аналогичной тематикой
Другие документы
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическая литература для учителя
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №1
2. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования)// Психологическая наука и образование. – 2000 г.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М. 1997 г.
4. Елизарова Е.М. Новые и старые подходы к системе общего развития Л.В. Занкова. Изд. «Панорама». 2006 г.
5. Зверева М.В. Изучение развития учащихся учителем. – Самара 1992 – 325 с.
6. Как проектировать универсальные учебные действия/ под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011 г.
7. Князева Т.Н. Я учусь учиться. – Москва 2004, с. 52-56.
8. Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика формирования. Изд. «Каро». Санкт-Петербург 2004, с. 148-152.
9. Маркова А. К. Формирование мотивации учения/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов – М., 1990 г.
10. Модели основой образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа/ [А. В. Вольтов, И. В. Муштавинская, С. И. Петрова и др.]; под ред. Н. И. Роговцевой. - М.: Просвещение, 2011 г. (работаем по новым стандартам)
11. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе/ под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010 г. (стандарты второго поколения)
12. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. / 2-е изд., испр. – М: Интуит.ру, 2007
13. Проектные задачи в начальной школе/ [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011 г. (стандарты второго поколения)
14. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Изд. «Учебная литература», 2005