Iii. этапы написания курсового проекта
Перечислим основные этапы написания курсовой работы:
1. Выбор темы.
2. Составление плана работы над курсовым проектом.
3. Формирование плана-структуры курсовой работы.
4. Изучение теоретических источников.
5.Анализ художественного материала.
6. Формулировка выводов.
7. Изложение курсовой работы.
8. Оформление работы.
Рассмотрим подробно каждый этап написания курсового проекта.
1. Выбор темы.Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой на основе Государственного образовательного стандарта специальности 031001.65 «Филология» и отвечает основным требованиям современного состояния науки, культуры и образования.
Утвержденный список тем курсовых работ по каждой дисциплине учебного плана представляется к началу учебного года и располагается на информационном стенде.
Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Студент может предложить и собственную тему, обосновав целесообразность ее исследования.
Не допускается написание курсовой работы несколькими студентами на одну тему, за исключением случаев, когда по разрешению научного руководителя каждый из студентов рассматривает различные аспекты одной и той же темы, образуя проблемную группу.
При выборе темы необходимо оценить ее актуальность, теоретическую и практическую значимость. Как уже говорилось, при выборе темы, как и выборе объекта и предмета исследования, полная самостоятельность предоставляется студенту. Наиболее частой мотивацией выбора темы становится стремление получить ответ на вопросы, возникшие в процессе изучения дисциплины, а также желание исследовать малоизученную проблему. Вне зависимости от подхода к выбору темы, важно, чтобы она вызывала интерес у студентов. Однако обязательным условием является соответствие темы курсовой работы требованиям государственных образовательных стандартов содержания учебной дисциплины. Если студент затрудняется в выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю.
Избранная тема курсовой работы после согласования с руководителем утверждается на заседании кафедры. Изменение темы допускается лишь в отдельных случаях по ходатайству самого студента или по инициативе руководителя. Окончательное согласование темы и плана должно быть не позднее двух месяцев до установленного срока сдачи курсовой работы на кафедру.
На младших курсах рекомендуется выбирать конкретные, узкие темы, которые дают возможность глубже вникнуть в проблематику курсовой работы и избежать описательного характера излагаемого материала. Соразмерность научной задачи и личности студента обеспечит интерес к выполняемой работе.
Критерии выбора темы:
· научный интерес. Некоторые темы могут быть перспективны в плане дальнейшей исследовательской работы (подготовке научных докладов и статей);
· актуальность темы - степень ее важности для современного этапа развития науки о литературе;
· перспектива дипломного проекта. Этот критерий актуален для студентов III-IV курсов. В целом, выполнение выпускной квалификационной работы на основе курсовой является наиболее оптимальным вариантом;
· наличие литературы. До окончательного утверждения темы необходимо выяснить степень обеспеченности данной проблемы научной и критической литературой;
· сложность вопроса. Написание работы по сложным темам поможет студенту глубже разобраться в наиболее трудных проблемах курса;
· собственный опыт студента, его личность. Свобода выбора тем курсовых работ позволяет реализовать индивидуальные научные и познавательные интересы студентов;
· ориентация на профессиональную деятельность.
Формулировка названия курсовой работы должна быть корректной. Перечислим основные требования к названию:
· лаконичность;
· отражение рамок исследования (название должно излагать научную проблему курсовой работы);
· соответствие содержанию работы;
· название глав и параграфов курсовой работы не должны совпадать с названием самой работы.
2. Составление плана работы над курсовым проектом.По утвержденным темам руководитель курсовой работы совместно со студентом разрабатывают для него индивидуальные задания. Ниже приводится примерный план работы над курсовым проектом:
· сентябрь - выбор темы и ее обсуждение с научным руководителем;
· октябрь - составление плана-структуры курсовой работы, обсуждение предполагаемого списка литературы;
· ноябрь, декабрь - изучение теоретических источников; формирование структуры работы;
· январь - обобщение изученного теоретического материала; обсуждение с научным руководителем первой главы;
· февраль - работа над практической частью курсовой;
· март - составление введения и заключения; предоставление научному руководителю чернового варианта работы;
· апрель - предоставление на кафедру чистового варианта курсовой работы;
· май – защита.
3. Формирование плана-структуры курсовой работы.Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки. Для разработки рабочего плана курсовой работы студент должен четко представлять ее структуру. Структура курсовой работы, независимо от дисциплины и темы, практически едина. На старших курсах обучения меняется лишь содержание работы: углубляется аналитический элемент.
Содержательная часть курсовой работы имеет следующую структуру:
· введение;
· основная часть (теоретическая и практическая главы);
· заключение;
· список использованной литературы;
· приложения.
Приступая к работе над планом, целесообразно проанализировать вопросы темы по учебникам, так как в них материал излагается в наиболее доступной форме, позволяющей выделить главное в обилии фактов, идей, авторов. Только после этого можно переходить к изучению научной литературы.
Подробно структура курсовой работы будет рассмотрена в соответствующем пункте данного пособия.
4. Изучение теоретических источников.Сбор литературы по теме исследования начинается с подготовки библиографического списка.
Источники для формирования библиографии:
· список обязательной и дополнительной литературы данной учебной дисциплине;
· библиографические списки в учебниках и монографиях;
· предметные каталоги библиотек;
· интернет;
· рекомендации преподавателя.
Библиографический список должен оптимально представлять литературу по исследуемой теме. В курсовой работе этот список должен содержать в среднем 15-20 наименований.
Процесс изучения учебной, научной и справочной литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования.
К основным видам конспектов относятся следующие: плановые, свободные, текстуальные и тематические.
· плановый конспект полностью отражает структуру монографии и делается по всему ее содержанию: разделам, главам и параграфам;
· свободный конспект сочетает цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов книги или статьи;
· текстуальный конспект представляет собой собрание цитат, передающих основное содержание источника;
· тематический конспект группирует цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей по рубрикам, раскрывающим содержание темы.
Из работ, не требующих детального изучения, делаются выписки. Их следует делать аккуратно, не забывая снабдить библиографическими ссылками.
Анализируя собранный по теме исследования материал, выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура исследования, его содержание и объем работы.
Поскольку в ходе написания работы могут возникнуть новые идеи, не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа теоретического материалов.
5. Анализ художественного материала– самостоятельное исследование студента, которое делается с опорой на теоретическую главу курсовой работы в соответствии с избранными методами.
6. Формулировка выводов.Каждый параграф и глава должны быть снабжены выводами, которые затем составят основу заключения работы. В заключении необходимо изложить краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы, обобщения и рекомендации, а также определить перспективы дальнейшего исследования данной научной проблемы. По сути заключение должно содержать ответы на поставленные во введении задачи работы.
Заключение, как и введение, не делится на части.
7. Изложение курсовой работы.Написаниеисследовательской работы требует умения логично, последовательно, ясно, кратко и в то же время емко излагать свои мысли в письменном виде.
Курсовая работа не должна быть компиляцией (произведением, составленным путем заимствований, без собственных наблюдений и выводов), сделанной из фрагментов использованных статей и монографий.
Курсовая работа также не является собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему по литературе.
При написании текста курсовой работы автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Она должна быть ясна не только специалисту по данной проблеме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Автор должен контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения. Конец каждого параграфа и главы должен иметь логический переход к последующему материалу.
Курсовая работа должна быть написана хорошим научным языком, т.е. с соблюдением общих норм литературного языка и с учетом особенностей научной речи - точности и однозначности, терминологии и стиля.
Возьмите на заметку!
· история вопроса, которая излагается в теоретической главе, должна быть не простым перечислением чужих мнений, а рассказом о том, как последовательно формировалось современное состояние рассматриваемой вами проблемы;
· четко обозначьте, какая точка зрения в научной дискуссии, какие выводы и какие примеры являются вашими, а какие - принадлежат другим исследователям;
· не перегружайте текст цитатами, ведь чужие мысли можно оформить своими словами, но обязательно сославшись на источник;
· поскольку в центре курсовой работы находится определенная научная проблема, а не ваша личность, наиболее целесообразно использовать местоимение «мы» или безличные предложения и предложения в страдательном залоге;
· для того, чтобы читатель имел четкое представление о содержании использованных вами терминов, дайте их определение;
· старайтесь наиболее оптимально организовать продвижение информации к читателю: основную мысль следует расположить в начале абзаца, затем от утверждения перейти к доказательству, подкрепив его примерами и их анализом;
· на фоне сложных синтаксических конструкций, характерных для научного стиля, короткие предложения оказываются более заметными, поэтому используйте их для передачи наиболее важной информации: постулатов, выводов и т.д.;
· некоторые студенты затрудняются правильно определить абзацы, заключающие в себе законченную мысль. Считается верным, когда на странице печатного текста 3-4 абзаца. Если на странице 8-10 абзацев, это значит, что предложения разрознены, не объединены в целое;
· поощряется стремление автора работы выделить в тексте наиболее важные моменты. Выделение делается подчеркиванием, курсивом или жирным шрифтом. Однако увлекаться этим не следует, ведь нужно выделять одну важнуюмысль из многих других;
· попытки придания высказываниям экспрессивности и эмоциональности с целью воздействия на чувства читателей в студенческой курсовой работе не уместны.
8. Оформление работы.Этап оформления курсовой работы является не менее важным, чем предшествующие, так как на этом этапе автор не только сводит все материалы по курсовой работе воедино, но и оформляет ее в соответствии с предъявляемыми требованиями.
К оформлению чистового варианта курсовой работы приступают после учета замечаний руководителя, внесения собственных дополнений и изменений.
После подготовки чистового варианта необходимо еще раз отредактировать текст, устранить опечатки. Далее следует проверить логику работы - насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, соответствует ли содержание глав их заголовкам.
Затем нужно устранить стилистические погрешности, обязательно проверить точность цитат и ссылок, правильность их оформления. Только после такой корректуры следует сделать окончательный вариант работы для представления ее руководителю.
Целенаправленная завершающая работа с текстом характеризует ответственность автора за представляемый материал и его уважение к научному руководителю.