Функции по уходу за собой: туалет, 2-3 года
Учебная цель: улучшение личной гигиены
Задание: самостоятельно осуществлять туалет
Материал: детский горшок
Общие указания: если Вы упражняетесь с Димой, то очень важно, чтобы у Вас всегда было хорошее настроение. Каждый знак неудовольствия, даже разочарованный взгляд, фиксируется им. Работайте тем же способом, как и при обучении другим навыкам. Регулярно оказывайте помощь и используйте простые слова, такие, как "мокрый" и "чистый". На каждый успех реагируйте радостной похвалой. Обычно эффективнее великодушно похвалить ребенка за успешные старания, чем наказать после какого-либо инцидента или показать свое неодобрение. Раздевайте его только в ванной комнате, и если бывают инциденты, то меняйте штаны только там. Это поможет ему связать гигиену с ванной комнатой.
Специальные действия: садите Диму ежечасно на горшок не более чем на 5 минут. Следите за тем, чтобы Вы отводили его в туалет спокойно и приветливо, не показывая недовольства, даже если он "наложил" в штаны. Постоянно оставайтесь возле него, пока он сидит на горшке. Держите что-нибудь наготове, чем Вы сможете его поощрить, когда он справится. Если у него через 5 минут ничего не получится, то заберите его спокойно и приветливо, но без похвал. Каждый раз фиксируйте, когда он "наложил" в штаны, чтобы установить естественный ритм его выделений. Особое внимание обращайте на то, чтобы по утрам после подъема, перед едой, перед прогулкой и перед сном водить его в туалет. Записывайте также, как часто он успешно справляется в туалете. Показывайте Диме свои записи, приклеивая на карту золотую звездочку при каждом успехе так, чтобы он мог видеть, что Вы довольны им.
Упражнение 237. Смывать мыльную пену
Функции по уходу за собой: умывание, 2-3 года
Тонкая моторика: оперирование материалом, 2-3 года
Учебная цель: самостоятельное умывание
Задание: намылиться влажной мочалкой
Материал: мочалка, мыло
Если Вы купаете Наташу, то намыльте ее руку так, чтобы в ней было полно мыльной пены. Обратите ее внимание на пену. Дайте ей мочалку в руку и велите ей ее окунуть в воду. Скажите: "Сполосни руку!" - и помогите ей смыть пену. Делайте это также каждый раз с другими частями тела, когда купаете Наташу. Если Вы заметите, что она поняла ход движений, то снижайте свой контроль за ее рукой. Когда смыта вся мыльная пена, скажите: "Готово!". Затем покажите ей, как отжать и повесить мочалку. Это важная часть упражнения, потому что она укрепляет силу рук и является видимым завершением всего действия.
Упражнение 238. Застегивание пуговиц - 1
Функции по уходу за собой: одевание и раздевание, 2-3 года
Тонкая моторика: координация обеих рук, 2-3 года
Учебная цель: самостоятельное одевание, улучшение тонкомоторной координации
Задание: просунуть большую пуговицу через петлю на планке
Материал: плотный картон, сукно, большая пуговица
Изготовьте простую планку (полоску), наклеивая среднюю часть сукна на плотный картон. Прорежьте в одном из выступающих концов полотна петлю и на обратной стороне другого конца пришейте большую пуговицу. При склеивании обращайте внимание на то, чтобы пуговица и петля при складывании концов совпадали. Кроме того, необходимо, чтобы Вы укрепили края петли. Встаньте за Людмилой и положите планку перед ней на стол. Возьмите ее руки, сложите ими концы полотна друг на друга и просуньте пуговицу в петлю. При этом обращайте внимание Люды сначала на пуговицу, а затем на петлю. Подведите ее пальцы к пуговице и петле таким образом, чтобы она держала пуговицу большим и указательным пальцами. Скажите: "Просунуть!" - и направьте ее руки таким образом, чтобы пуговица прошла через петлю. Похвалите ее. Повторяйте это действие многократно, пока она не сможет просунуть пуговицу без помощи. Не забывайте говорить каждый раз: "Просунуть!". Сначала ей будет наиболее трудно понять, что пуговицу нужно просунуть снизу в петлю. Направляйте ее руки до тех пор, пока не увидите, что она поняла это. Когда она хорошо овладеет простой застежкой, возьмите большое полотно с несколькими пуговицами.
Упражнение 239. Застегивание пуговиц - 2
Функции, по уходу за собой: одевание и раздевание, 3-4 года
Тонкая моторика: координация обеих рук, 2-3 года