Характеристика методов опытно-экспериментального исследования
Методы опытно-экспериментального исследования являются системами операций с исследуемыми объектами.
В научном знании в самом обобщенном виде выделяют три классификации методов исследования: теоретические, эмпирические, интерпретации и описания.
В теоретическом исследовании проводится мысленная деятельность, когда идеализированный объект исследования (точнее – умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные), после чего, на основе логических рассуждений, анализируется его возможное поведение правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.
Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.
Теоретические методы опытно-экспериментального исследования: метод теоретического анализа педагогических идей (метод изучения информационных источников, документации, архивный метод), исторический, биографический методы, моделирование и т.д.
Рассмотрим сущность каждого из обозначенных методов.
Метод теоретического анализа педагогических идей (синонимы метод изучения информационных источников, документации, архивный метод) – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений на основе изучения и сопоставления различных точек зрения ученых-теоретиков и педагогов-практиков, содержащихся в различных источниках и документах.
Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы конференций. Изучаются также учебные и воспитательные программы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.
Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений. Этот метод позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.
Исторический метод – это метод исследования, основанный на изучении процесса возникновения, формирования и развития педагогических явлений в хронологической последовательности в результате исторического развития. Благодаря использованию исторического метода достигается углубленное понимание сути проблемы, закономерностей ее развития, установление исторических связей обучения и воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях и появляется возможность формулировать более обоснованные рекомендации по новому объекту исследования.
Биографический метод – это способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности, анализ жизни человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе сам по памяти при составлении собственной биографии.
Данный метод позволяет изучить человека как личности и субъекта деятельности в процессе его развития, позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды. Испытуемому предлагается биографическая анкета и дается следующая инструкция: «Прошу вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни: в какой семье вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены относились друг к другу, каковы ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы вы рассказали о том, как вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время. Расскажите о том, что представляется вам наиболее интересным и важным. Каковы ваши жизненные планы?»
Обработка результатов предполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их.
Интерпретация результатов предполагает анализ: социальной ситуации развития личности; основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития; ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности; основных конфликтов и движущих сил развития личности и пр.
Моделирование - это метод исследования объектов и явлений посредством работы сознания, воображения и логики при помощи создания их условных, аналогичных образов (моделей), что позволяет получить целостную информацию об объекте и новые знания о перспективах его изменения и развития.
Результатом моделирования выступает некая гипотеза, полученная в результате работы сознания, воображения и логики исследователя, которая предполагает выполнение им следующих мыслительных операций:
-понимание устройства конкретной системы, её структуры, свойств, законов развития и взаимодействия с окружающим миром,
-изменение системы, определение наилучших способов повышения эффективности и качества ее отдельных структурных элементов при заданных целях и критериях,
-прогнозирование прямых и косвенных последствий реализации заданных способов и форм воздействия на систему.
Все три мыслительные операции подразумевают в той или иной степени наличия механизма обратной связи, с целью своевременного внесения изменений в процесс и результат моделирования.
Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений; исследователь взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом.
Результатом применения этой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.
К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности школьников, изучение педагогического опыта, эксперимент и пр.
Наблюдение - это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдаемый не должен знать о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным, - с фиксацией, например, всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения заносятся в специальные протоколы. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.
Беседа - эмпирический социально-психологический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием. Беседа может быть как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным, например предваряющим эксперимент, терапию.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью получения информации на основании ответов на специально разработанные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.
Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. При составлении анкеты учитываются: содержание вопросов, их форма - открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет», их формулировка, количество и порядок следования вопросов. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.
Педагогов анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), простотой применения и возможностью автоматизированной обработки полученных данных.
Тестирование – это метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида с помощью определенных видов заданий с установленными критериями оценки их выполнения.
Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.
Тестирование может представлять как письменное исследование в виде вопросов с несколькими вариантами ответов, за каждый из которых дается определенное количество баллов, при подсчете которых и определяются его результаты (объективные тесты), так и методика фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации (субъективные (проективные тесты). В качестве неопределенной ситуации могут выступать сюжетные картинки, которые надо проинтерпретировать (ТАТ), незаконченные предложения (тест Розенцвейга), чернильные пятна (тест Роршаха), рисунки (тест «Дом, дерево, человек» тест «Несуществующее животное», тест «Рисунок семьи».
Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнениис заданий проективных тестов не существует «правильных» ответов.
Еще одним важным методом исследования является социометрия - эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей. Этот метод, использующий ответы на вопросы предпочитаемого выбора членов группы, позволяет определить ее сплоченность, лидера группы, отверженных и т.д. Он широко используется в педагогической практике для формирования и перегруппирования учебных коллективов, определения внутригруппового взаимодействия.
Социометрия – метод измерения межличностных отношений в малых группах с помощью группового опроса.
Наиболее распространенными являются два основных варианта социометрического опроса: 1) метод выборов – каждый человек выбирает другого человека для какой-либо совместной деятельности, основываясь на симпатиях или антипатиях к этому человеку; 2) метод оценки – каждый человек оценивает или характеризует других членов группы. Оба этих метода позволяют исследовать неформальную структуру взаимоотношений в группе на момент исследования: раскрыть имеющиеся группировки, определить степень авторитетности всех членов группы, выявить отверженных группой лиц и т.д.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии:
Назовите фамилии 3-х человек из класса к которым Вы бы могли обратиться за помощью:
1. в учебной деятельности;
2. в организации внеклассного мероприятия;
3. в решении жизненной ситуации.
Результаты социометрического опроса заносятся в специальную таблицу – социоматрицу и обрабатываются с применением специальных математических методов, на основании чего строится графическое изображение взаимоотношений в группе – социограмма.
Изучение школьной документации и продуктов деятельности школьников - метод опосредствованного эмпирического изучения человека через анализ и интерпретацию материальных и идеальных продуктов его деятельности. Целью изучения школьной документации является установление причинно-следственных зависимостей, взаимосвязи изучаемых явлений, получение статистических данных. Источниками информации служат классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, программы уроков и т.п.
Метод изучения продуктов деятельности широко используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д.
Анализ ученического творчества, в частности домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, продуктов художественного и технического творчества практикуется при изучении индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, наклонностей, отношения к делу и своим обязанностям, уровня развития старательности, ответственности и т.д. Этот метод требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдением и беседами.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта – это метод изучения и теоретического осмысления практики работы лучших учителей и школ, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Он может быть осуществлен при непосредственном общении с учителем, наблюдении его деятельности, а также опосредовано при изучении опубликованного опыта в источниках периодической печати или сети интернет.
Эксперимент - центральный эмпирический метод научного исследования. Различают лабораторный (в специальных условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается. Формами естественного эксперимента являются констатирующий и формирующий эксперимент, в ходе которого изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.
В эксперименте как методе исследования испытуемый не знает о его цели. Экспериментатор же не только определяет цель исследования и выдвигает гипотезу, но и может менять условия и формы исследования. Результаты эксперимента фиксируются в специальных протоколах. Данные эксперимента обрабатываются количественно, подвергаются качественному анализу и интерпретации.
Наконец, интерпретационно-описательные методы – это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, гипотезы.
К интерпретационно-описательным методам относятся: методы математической статистики, корреляционного, сравнительного анализа, графического представления статистического материала и пр.
Таким образом, чтобы изучить особенности личности и поведения человека необходимо выявить и сопоставить сведения из трех принципиально разных источников получения информации: L-, Q- и Т-данные.
Первый источник - L-данные (Life record data), полученные путем регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки.
Второй источник получения информации - Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании беседы, опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16-факторный личностный опросник Кэттелла и др.
Третий источник - Т-данные (Objective test data) - это данные объективных тестов.
Таким образом, мы дали краткую характеристику отдельных методов опытно-экспериментального исследования. Далее переходим к представлению основных особенностей опытно-экспериментального исследования, его видов.